Священник Игорь Старынин (УПЦ) провел в Москве тренинг по психологии семейных отношений

Курс летней школы православной психологии при Свято-Сергиевской православной богословской академии прошел 25-26 июня в Москве. «Взаимодействие в кругу семьи» – такую тему обсуждали психологи, священнослужители, волонтеры социального служения из разных регионов России под руководством священника и психолога Игоря Старынина из Украины.

Участники курса изучали методы психологической помощи не за партой, а в процессе тренинга. Внутри группы за два дня сложились свои внутренние отношения, от участников требовалось полное включение в процесс и эмоциональная отдача. Отец Игорь пояснял смысл всех психологических методик, игр и тренингов, чтобы применить их в дальнейшем в своей практике смогли все члены группы.

К примеру, участники по очереди называли про несколько слов, которые отражали их понимание Бога. Священник И. Старынин заполнил описаниями белую доску, а потом сказал, что с точки зрения догматического богословия все они могут быть названы ересью. Участники были поражены, но ведущий объяснил: нормально, когда у человека есть личная вера, и есть догматическое представление о Боге, как о Единосущной и Животворящей Троице. Но если человек начнет заучивать догматы без личной встречи с Богом, или пытаясь забыть свои личные представления о Нем, он, скорее всего, мало что поймет и может прийти к кризису веры или религиозному неврозу.

Для работы с внутрисемейными проблемами отец Игорь предложил найти позитивные формулировки ветхозаветных заповедей. Так «не убий» зазвучала как «Научись жить радостно и давать жить другим». По словам священника – ведущего группы, запугивание женщин, которые собираются сделать аборт: «не убивай», – не приносит результатов, гораздо эффективнее оказывается научить ее видеть радость в жизни, научить обустраивать свой дом и свою судьбу. Заповедь «не прелюбодействуй» может быть истолкована психологами как «научить любить и строить отношения с мужем/женой». Священник И. Старынин пояснил, что в браке людям важно понять, что каждому человеку хочется иногда побыть с любимым, но в другое время нужно побыть в одиночестве. Зачастую, сказал о. Игорь, люди хотят одиночества и сразу начинают думать о том, что «любовь проходит», хотя это не так: побыв в одиночестве, человек начнет, как маятник, движение обратно.

Одна из проблем православной психологии – разница в терминологии разных культурных пластов: психологии и богословия. «Мне нужен танк, два дэдэшника, три тэтэшника», – проговорил отец Игорь. Группа замерла в недоумении. «Если бы среди вас были геймеры, они бы поняли меня без труда», – сказал священник. Во время самой школы тоже возникали споры по поводу терминов: например, части собравшихся не понравилось, что ведущий называл супругов «партнерами». Кому-то слово показалось уничижительным, а другим – наоборот, возвышающим семейные отношения.

Самые личные, интимные отношения у человека складываются с Богом, о них сложнее всего говорить, объяснил о. Игорь. Психолог должен подходить к ним, только если все благополучно в других отношениях, выстроенных в порядке увеличения публичности: «я и муж/жена», «я и дети», «я и родители», «я и работа», социальное служение, политическая партия и т.д.

По словам о. Игоря, в православном вероучении, трудах святых отцов заключена и психология, и психотерапия. Проблема в том, что сегодня все это нужно «разжевывать». Люди, которые привыкли к советским методам воспитания, часто воспринимают в Церкви только императивы «надо» и «нельзя», и забывают об искренности и естественности, о личной встрече с Богом.

«Теперь я поняла, как соединяются православие и психология, у них много точек соприкосновения», – сказала опытный гештальт-терапевт после тренинга. По ее словам, обычно психологи посмеиваются над религиозностью или вообще обходят этот вопрос стороной.

Сегодня православные психологи в России и на Украине очень разрознены, пока не существует единой объединяющей организации. Руководитель Центра защиты семьи и семейных ценностей Уфимской епархии священник Вячеслав Архангельский, один из участников тренинга, выразил мнение, что психологические службы нужно создавать в каждой епархии. Сам священник часто сталкивается со случаями (например, исповедуя, или просто беседуя с прихожанами), когда ему нужен профессиональный совет психолога.

Все участники получили свидетельства о повышении квалификации Свято-Сергиевской православной богословской академии. Курсы православных психологов проходят при академии регулярно.

Елена Мартьянова

Благовест-инфо

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь