КИЕВ. На епархиальном собрании Митрополит Владимир озвучил насущные проблемы Церкви и ответил на вопросы духовенства

Сегодня, 28 декабря, в Киево-Печерской Лавре состоялось епархиальное собрание духовенства Киевской епархии под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира, в котором также приняли участие викарные архиереи Киевской епархии архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви, и епископ Бориспольский Антоний.

Киевская Митрополия имеет сегодня пять викарных архиереев, из которых три архиепископы и два епископы. Киевская епархия насчитывает по состоянию на 1 ноября 2006 года 457 приходов (из них в городе Киеве – 120, включая 26 больничных приходов), в которых служат 482 священника и 45 диаконов, 12 мужских и 7 женских монастырей с 495 насельниками и 536 насельницами соответственно.

В своем выступлении правящий архиерей Киевской епархии Блаженнейший Митрополит Владимир осветил ряд насущных проблем Украинской Православной Церкви. Испытаниями уходящего года, по словам Предстоятеля, стали вопросы государственного законодательства в отношении религиозных организаций и церковных общин. Церковь в Украине до сих пор не имеет статуса юридического лица. Устаревшим остается и закон о свободе совести и религиозных организациях, которым допускается возможность поочередного совершения богослужения общинами разных Церквей в одном и том же храме. Остаются не решенными проблемы налогообложения религиозных общин и вопросы выделения земельных участков для строительства храмов и ведения приходского хозяйства в сельской местности.

Не решен вопрос преподавания Закона Божия в рамках области. Митрополит Владимир отметил, что киевский градоначальник взял на себя смелость ввести более чем в ста столичных школах факультативное преподавание основ христианской этики. Но это только в Киеве – а в рамках области вопрос по-прежнему остается не решенным.

Есть проблемы в отношении возвращения церковного имущества, которое было насильно отнято у Церкви после революции. И по-прежнему остается актуальной проблема раскола, несмотря на то что наша Церковь со времен Харьковского собора, пятнадцатилетие которого будет отмечаться в следующем году, неоднократно и открыто выражала свою принципиальную позицию по этому вопросу. Церковный подход к проблеме уврачевания раскола, отметил Митрополит Владимир, должен основываться только на церковных канонах, в рамках которых допустимы как икономия (смягчение канонических требований), так и акривия (строгое следование канонам). Выбор того или иного подхода остается на усмотрение Церкви.

Предстоятель рассказал о встрече епископата УПЦ с Президентом Украины Виктором Ющенко, которая состоялась в субботу, 23 декабря, и на которой обсуждался вопрос становления в Украине Поместной Церкви. “Кто ратует за поместность, тот чаще всего не понимает смысла и значения этого слова, – прокомментировал Митрополит Владимир результаты встречи. – Поместная Церковь в Украине есть, и это наша Церковь, которая ведет свое начало от времен святого равноапостольного князя Владимира”. Во время встречи Президент впервые услышал о том, что уже в течение десяти лет Украинская Православная Церковь не может получить земельный участок в Киеве для возведения кафедрального собора, и пообещал помочь в решении этого вопроса. И действительно, после встречи В.Ющенко позвонил в киевский городской совет с просьбой рассмотреть вопрос выделения земли для кафедрального собора, сообщил Предстоятель. В целом, по мнению Митрополита Владимира, встреча с Президентом была полезной, хотя он и не изменил своего мнения в отношении создания Поместной Церкви.

Предстоятель также попросил духовенство епархии проверить правильность уставных и регистрационных документов приходов, а также проследить, чтобы все антиминсы, на которых совершается Евхаристия, были подписаны действующим епископом епархии.

Особое внимание Митрополит Владимир попросил уделить устройству приходских школ для детей и взрослых. Такие школы должны быть по возможности при каждом приходе.

В заключение выступления Митрополит Владимир пожелал клирикам епархии помощи Божией на ниве церковного служения и духовного просвещения. “Люди стремятся к Церкви, и дай Бог, чтобы мы их не разочаровали”, – сказал Владыка.

После этого Предстоятель ответил на вопросы духовенства.

Ответы на вопросы

Одним из первых прозвучал вопрос о том, правомерно ли “маскировать” вычитки с чтением заклинательных молитв над одержимыми нечистыми духами под “молебны о здравии”, и есть ли благословение на подобную деятельность у священников храма святителя Михаила, первого митрополита Киевского, и у духовенства Благовещенского монастыря в Бортничах. Митрополит ответил, что благословения на вычитки не давал никому, и что прикрываться мнимым благословением в подобных случаях – лукавство. Священник имеет право читать заклинательные молитвы из Требника в индивидуальном порядке, но не должен превращать это в доходный “бизнес”.

Был задан вопрос о так называемых “леонтиевцах” – почитателях старца Леонтия, которых довольно много в Тернопольской и Ровенской областях. Владыка ответил, что на сегодняшний день не существует синодального решения по поводу последователей Леонтия и этот вопрос до конца не изучен. “Вопрос этот сложный, – сказал Митрополит Владимир. – Почаевская Лавра занимает крайне негативную позицию, почаевское духовенство даже не допускает ко Причастию последователей Леонтия. Но, насколько мне известно, Леонтий не делал ничего, противного церковному учению. Другое дело, во что веруют и что делают его последователи…”.

Подобный же ответ прозвучал и на вопрос о почитании матушки Алипии Голосеевской. “Некоторые очень рьяно почитают ее, – сказал Владыка, – и любыми способами стараются увеличить число почитателей. Однако, после кончины матушки Алипии прошло очень мало времени, и пока трудно вынести суждение. Сейчас появляется много подложных пророчеств от ее имени. Вопрос ее возможной канонизации – дело будущего”.

Еще один вопрос касался деятельности монархических обществ в Киеве, которые устраивают публичные собрания и “крестные ходы”. “По плодам их узнаете их, – ответил Владыка. – В этом направлении могут быть разные перегибы. И людей, которые занимаются такого рода деятельностью, порой никогда не увидишь в храме. Поэтому делайте выводы о том, какие у них цели”.

Прозвучало несколько вопросов о том, можно ли совершать таинства над католиками или же отпевать верующих Католической Церкви. Митрополит Владимир объяснил, что, строго говоря, это невозможно, поскольку Русская Православная Церковь отказалась от своего прошлого постановления о допустимости причащения католиков в случае смертной опасности. Однако, заметил Владыка, мы признаем таинства Католической Церкви, а они признают наши таинства, и поэтому из пастырских соображений в особых, исключительных обстоятельствах это можно допустить.

Владыка также сказал, что не стоит отказывать желающим иметь несколько пар крестных родителей, но при этом следует напоминать, что восприемником становится только одно лицо – крестный отец для мальчика и крестная мама для девочки.

На вопрос о том, можно ли совершать последование погребения над усопшим, которого будут кремировать, Митрополит Владимир ответил, что для самого усопшего не имеет значения, каким способом его будут хоронить. Мы не можем рекомендовать или благословлять кремирование усопших, но и не вправе отказываться от отпевания христианина на основании того, что тело будет подвержено кремации.

Прозвучал вопрос о создании в Киеве миссионерского прихода с украинским языком богослужения. Владыка ответил, что инициатива в этом вопросе должна исходить от общины, а не от церковной власти. Кроме того, в Киевской епархии есть два храма, где совершают на украинском языке все службы, за исключением евхаристического канона на Литургии. В этой области следует действовать очень осторожно, чтобы не вызвать возмущение части церковного народа, отметил Митрополит Владимир.

Православие в Украине

Фото Александра Данилевского, Пресс-служба УПЦ

Залишити відповідь