Для тех, кто хочет верить разумно

Жизнь в Церкви

Власть в Церкви


Среди многих слов Христа есть слова, которые даются нам с огромным усилием. Слова-заповеди, жить по которым нам сложнее всего. Это слова о власти. «Вы знаете, – говорил Христос Своим ученикам, – что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 42-45).

Митрополит Александр Драбинко

Можно было бы сказать, что в этих словах Спаситель предлагает «отказаться от привычного нам представления о власти». Но это не так. Речь не о «привычном представлении», а о самой природе власти.

Структура власти охватывает и «большие», и «малые» миры. На ней основаны государства и медиаимперии, армия и бизнес, борьбой за власть проникнуты политическая и семейная жизнь. «Непрекращающаяся, звериная борьба за власть, за успех. От этого чтения делается просто страшно. В каждом, самом даже маленьком «мирке» эта борьба движет всем, все собою определяет и все отравляет». Эти слова принадлежат отцу Александру Шмеману. А сказаны они по поводу книги Талеса «Царство и власть». Книги, посвященной миру культовой американской газеты «Нью-Йорк Таймс». «Борьба за власть, – продолжает размышлять Шмеман, – квинтэссенция падшего мира. Чтобы спастись, нужно бежать власти. Какой бы то ни было, всякой… видимой и невидимой (например, власти над душами). Я готов думать, что в этом мире всякая власть – от дьявола. Как человечны люди, никакой власти не имеющие и ни на какую власть не претендующие» (А. Шмеман. Дневники).

«Борьба за власть движет всем, все собой определяет и все – отравляет». Казалось бы, этот печальный диагноз Шмемана не должен касаться христианской Церкви. Однако отец Александр не случайно пишет, что ради спасения нужно бежать не только видимой, земной власти, но и власти невидимой – власти над душами…

Леденящая душу история о злоупотреблении духовной властью попала на телеэкраны и страницы газет в конце февраля.

Киев, микрорайон Бортничи. Свято-Покровский храм Украинской Православной Церкви. В поминальную субботу, 14 февраля, местные жители пришли в храм и остолбенели от удивления и ужаса. Посреди храма стоял гроб с телом, от которого исходил специфический запах тления. Как оказалось, это был гроб с телом умершей погода назад прихожанки этого храма Татьяны. Настоятель выкопал ее и объявил «святой», а ее останки – святыми мощами… В дело вмешалась милиция… Как оказалось, священник создал на базе православного прихода нечто вроде самочинного монастыря. При храме были построены «келии», где в антисанитарных условиях проживало до 100 человек, включая и детей. Условия жизни были не просто тяжелыми, а невыносимыми. Люди отказывались от документов, средств связи, лечения, работы… Любые контакты с внешним миром были запрещены. Многие продавали квартиры и отдавали полученные средства «батюшке»…

Эта жуткая история показывает, как разрушительна абсолютная духовная власть над человеческой душой. Священник, который создал в Бортничах псевдомонастырь, оказался душевно нездоровым человеком и сейчас находится в психиатрической клинике. Но показательно, что ему удалось распространить свой ущербный, сектантский духовный опыт на других людей. Показательно, что этот священник столкнулся с подлинным противодействием Церкви и общества только на последнем этапе своей деятельности. Показательно, что храм канонической Украинской Православной Церкви был освобожден от сектантов только тогда, когда их лидер совершил преступление и раскопал могилу…

В чем же дело? Почему скандальный псевдомонастырь в Бортничах так долго находился «под спудом»? Почему священника, который злоупотреблял своей пастырской властью не один год, так долго терпели Церковь и общество?

«Христос – “далеко”, а батюшка – близко», – как-то иронично заметил по аналогичному случаю Блаженнейший Митрополит Владимир. «Батюшка благословил…» Увы, слова священника часто значат для наших прихожан больше, чем церковное учение, больше, чем слова Евангелия. Советская эпоха оставила в нас глубокий след. И по своей культуре, и по своей психологии немало наших соотечественников остаются «советскими людьми». «Все это время, – пишет про советскую эпоху о. Владимир Соколов, – активно подавлялось личностное начало: людей отучили принимать самостоятельные решения, нести ответственность. А эта глубоко укорененная привычка заставляет людей и в наше время искать тех, кто принимал бы за них решения, брал бы на себя ответственность за их поступки, даже за безнравственные (грехи). Во священнике такие люди как раз и видят того, на кого можно переложить нравственную ответственность» (Свящ. Владимир Соколов. Младостарчество. Соблазны и причины).

Многие, увы, отождествляют сегодня священника со жрецом. Оракулом. Многие, увы, полагают, что священнику ведомы особые Божии тайны, и он способен безошибочно распоряжаться их судьбой и свободой. Но оправдывает ли этот «социальный запрос» на младостарчество самих священников-младостарцев?

«Чтобы спастись, нужно бежать власти», – пишет отец Александр Шмеман. Почему бежать? Бежать от власти нужно, исполняя слово Христа: «кто хочет быть первым между вами, да будет всем слугой». Бежать власти нужно, чтобы оставаться христианами. Бежать власти нужно, чтобы отношения между нами были по-настоящему христианскими. Бежать власти нужно, чтобы между нами был Христос, а наши отношения – были отношениями через Христа и во Христе…

В Церкви, безусловно, существует священноначалие или своя «каноническая власть». Но является ли наша церковная «власть» – властью в языческом смысле этого слова? Легитимна ли в христианской Церкви власть абсолютная, довлеющая над личностью и свободой человека? Может ли церковная власть унижать человека, отбирать у него свободу и достоинство?..

Ответ на эти вопрошания очевиден, ибо любая власть в Церкви – власть несамостоятельная. Любая власть в Церкви – это власть во имя Христа, через Христа, во Христе. Но есть ли эта – тяжелая, не преображенная земная власть в Самом Иисусе Христе? Как свидетельствует Писание, дьявол соблазнял Спасителя властью. Но Христос не поклонился дьяволу и не получил от него взамен власти над всеми царствами земными. А та власть, к которой Господь призывает учеников, та власть, которая от Христа и через Христа, – это власть самоотречения, власть жертвенная… Церковная власть легитимна в Церкви. Но для того, чтобы оставаться властью Христовой, – она должна осуществляться через служение, через жертвенное самоумаление личности начальствующего.

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Эти слова Христа не дают нам возможности воспринимать Его призыв отказаться от первенства и стать «слугою всем» как метафору. Власть в Церкви, – утверждает Христос, – обязательно должна быть служением по своей природе. Власть в Церкви, – утверждает Христос, – должна опираться на Его, Христа, собственный опыт первенства. И если власть Самого Христа была властью жертвенной, то может ли быть в Церкви какая-то иная власть?

Мы часто вспоминаем о церковных канонах и важности их исполнения. Но вот он – канон канонов. Вот «правило правил» Христа: всяческая власть в круге Его учеников связана с умалением, с готовностью служить другим… «Раб рабов Божиих», – называл себя святой папа-аскет Григорий Двоеслов (540-604). Но удержаться на этой аскетической высоте христианским церковным властям удавалось далеко не всегда.

Слова Христа забылись. А институт власти в Церкви вновь возродился во всей былой античной мощи… Величественный церемониал, пышные богослужения, драгоценные богослужебные одежды, ставшие ювелирными изделиями наперсные кресты духовенства и мирян… Казалось бы, слова Христа о рабстве первенствующих полностью забыты. Однако вспомним нашего покойного Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Владимира. Его жизнь формально соответствовала некому «византийскому стандарту». В ризнице Блаженнейшего были драгоценные облачения. Он ценил качественную и опрятную одежду. Митрополит Владимир любил посещать епархии и позволял себе делать это на транспорте «высшего среднего» класса. Но каждый, кто видел лицо этого человека, знал: Блаженнейшему не нужна власть, ему не нужно человеческое почитание, он не стремится обладать имуществом. То, как общался, служил и проповедовал Митрополит Владимир, всегда свидетельствовало, что его власть подлинная, что она – от Христа… Глядя на этого человека, можно было сказать: дороже всякой власти и богатства для него Христос… Подобно своему небесному покровителю святому равноапостольному князю Владимиру он нашел свой Драгоценный Бисер — Христа.

По своей должности Блаженнейший не мог избежать власти. Но владыка, как мог, бежал власти и ее искушений. Общаясь со своими собратьями-архиереями, священниками и мирянами, Блаженнейший всегда проявлял любовь и уважение к свободе другого человека. В его присутствии никто не чувствовал себя подавленным. Его мнение никогда не преподносилось как «единоправильное» и безальтернативное. «Я думаю… Как мне кажется…» Прибегая к таким формулировкам, владыка всегда призывал своего собеседника к общему размышлению и общей ответственности.

Соответствуем ли этому высокому пастырскому стандарту сегодня мы, сегодняшнее духовенство пост-владимировой эпохи? Борьба определенных лиц за власть в Церкви, которая развернулась еще при жизни Митрополита Владимира, не дает нам утвердительного ответа. История даст свою оценку этому процессу и этим людям: рабам власти, а не рабам Христовым. Зная, насколько сложно преодолеть соблазн власти, не стану утверждать, что творец псевдомонастыря в Бортничах был последним «младостарцем» Земли Киевской. Но пример Блаженнейшего Митрополита Владимира свидетельствует: если грех заметен, то святость может быть неброской и тихой…

Будем же жить так, чтобы ближе всех нам был Живой Христос. Будем жить так, чтобы наша жизнь, наше церковное дело всегда были укоренены во Христе.

Христос посреди нас! И есть, и будет!

Слово на пятую неделю Великого поста.

Митрополит Александр — настоятель Спасо-Преображенского собора Киева.

Дата публикации: 29.03.2015