Именно так, я не ошибся: «грех ли не есть?».
В том, что касается Украины и южных регионов России, ответ должен быть положительным. Принципиальный отказ вкушать яблоки до Преображения здесь следует признать явным нарушением церковного Устава.
Чтобы пояснить это, следует обратиться именно к нему — к Уставу (богослужебным книгам), а не к мнениям «сведущих людей».
Под 6-м августа, когда отмечается праздник Преображения Господня, Типикон, т. е. Устав Иерусалимской Лавры святого Саввы, и вслед за ним Минея кроме прочего содержат:
– указание на древний обычай — запрет для монастырской братии вкушать плоды винограда ранее Преображения;
– ссылку на молитву благословения в день Преображения начатков винограда (Типикон) или самый текст этой молитвы — «на благословение гроздия» (Минея);
– определение наказания для тех из братии, кто данный запрет нарушил — ослушавшиеся монахи не должны вкушать виноград весь оставшийся август месяц;
– и указание: «Сей устав бывает и на смоквах (т. е. инжире), и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».
Ввиду последнего Минея содержит также молитву «Над всяким плодом», которая должна использоваться для благословения начатков любых фруктов, овощей, ягод, кроме винограда.
Наконец, московский Требник, помимо еще одной молитвы «В причащении гроздия в 6-й день августа», содержит также географически обусловленное примечание: «Ведомо же буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм в сей шестый день августа. Зде же в Велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей, ейже начало: Владыко Господи Боже наш; такожде и ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение, и молитва глаголется над ними та же».
Тот факт, что Устав особым образом выделяет именно виноград среди всех плодов, объясняется достаточно просто. Помимо того, что виноград был одним из самых распространенных культурных растений христианского Востока, именно из него производится вино, затем прелагаемое на Литургии в Кровь Христову, и именно с виноградной лозой сравнивает Себя Господь в Евангелии (Ин. 15: 1-2) — о чем прямо и говорится в упомянутых молитвах «на благословение гроздия» и «в причащении гроздия». Однако между виноградом самим по себе, с одной стороны, и событием преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на Фаворе, как оно описано в Евангелии (и которое имело место, вероятно, вовсе не в августе месяце), с другой, едва ли можно установить какую-либо строгую взаимосвязь. Для благословения начатков винограда, очевидно, на Востоке был просто выбран ближайший по времени крупный праздник.
Что же касается остальных плодов, то Устав здесь более не выделяет одних перед другими: начатки любых овощей, фруктов и ягод должны одинаково благословляться в свое время молитвой — что перекликается с ветхозаветным требованием (Исх. 23:19): «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего». «Начатки», напомню, это первые поспевшие плоды.
Однако в северной части Руси следовать указаниям Устава, помещенным под 6 августа, оказалось невозможным — если виноград здесь где и выращивают, то поспевает он значительно позже. И очевидно, что именно желанием хоть как-то следовать обычаю, описанному в Уставе, и намерением хоть что-то «освятить» на праздник Преображения можно объяснить тот факт, что на севере виноград был «заменен». На другие плоды, наиболее здесь распространенные и поспевающие именно к августу месяцу — яблоки. Эта замена и была отмечена в московских изданиях Требника.
И теперь следует отметить следующие очевидные вещи.
1. Церковный Устав совершенно никак не выделяет яблоки среди прочих плодов — согласно Уставу их начатки следует благословлять той же самой молитвой, что и начатки любых других овощей и фруктов.
2. Яблоки не имеют ни малейшего отношения ни к событию преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе, как оно описано в Евангелии, ни к уставному церковному богослужению в этот день.
3. Устав предписывает благословлять молитвой не просто любые плоды, но именно их «начатки», и делать это, соответственно, «кое когда приспеет» — т. е. в начале сбора первого урожая.
4. Замечание московского Требника, что в праздник Преображения в северной («Великой») Руси благословение начатков винограда заменяется благословением яблок, не может быть отнесено к Украине и южным регионам России, не говоря уже о Молдове. Здесь первые плоды яблок созревают значительно раньше — в июле и даже в июне.
5. Наконец, сам запрет на вкушение винограда до благословения его начатков и наказание тем, кто этот запрет нарушил, являются частью монашеского устава и должны безусловно соотноситься с реалиями общинной монастырской жизни (где братия возделывала общие для всех виноградники и имела общую трапезу).
Что же мы имеем? В жизни украинских приходов, а не древней Лавры св. Саввы?
Приносят ли все прихожане начатки любых плодов, что выращивают (огурцов, помидоров, лука, картошки и т. д. — без каких-либо исключений), в храм на благословение — как это прямо предписывает монастырский Устав? Нет.
Можно ли как-то разумно объяснить для Украины замену уставного благословения винограда в середине августа именно на яблоки? Нет.
Наконец, что же именно некоторые наши украинские прихожане, ревностно соблюдающие неуставной «обычай» не вкушать яблоки до Преображения, делают с начатками этих фруктов? Они их…
Выбрасывают.
В лучшем случае — закрывают в виде варенья. Но в основной массе своей — выбрасывают. Тогда как и Священное Писание, и Устав ясно указывают прямо противоположное отношение к начаткам плодов — очень бережное, почти сакральное. Первые поспевшие плоды любого растения, что мы вырастили своим трудом, должны, согласно Уставу, освящаться молитвой, а не выбрасываться гнить на мусорник или скармливаться свиньям. И данное предписание Устава касается, безусловно, и яблок в том числе.
Соответствует ли, таким образом, и букве, и духу Устава «обычай» некоторых наших единоверцев здесь, в Украине, не вкушать первые плоды яблок, а выбрасывать их? Нет, не соответствует. Более того — является прямым нарушением. И даже производство варенья из начатков яблочных плодов не может служить оправданием. Ведь указанная выше молитва «Над всяким плодом» должна знаменовать собою не что иное, как начало сбора урожая. И тогда получается, что начатки таки собираются — без какой-либо молитвы, как будто их и нет вовсе, но затем, месяц или два спустя, когда сбор достигает своего пика, строго держащиеся неуставного обычая вдруг «делают вид», будто урожай якобы только-только начался и будто эти августовские плоды — и есть первые поспевшие…
Каким же видится выход? И духовенство, и прихожане в Украине должны знать, что возникшая на северной Руси связка «яблоки—Преображение» (вплоть до именования этого праздника невообразимым «яблочный Спас») нас, нашей страны никак не касается. Затем, прихожане, занимающиеся сельским хозяйством, должны быть более последовательными: если благословлять молитвой сбор нового урожая, то распространять этот обычай не на одни только яблоки — и духовенство здесь должно помнить о прямых обязанностях со своей стороны. Если же кто сам не освящает молитвой начало сбора, скажем, картошки со своего огорода, то он не должен осуждать и тех, кто аналогично не освящает молитвой сбор яблок. Наконец, яблоки следует благословлять именно тогда, когда этого требует Устав — как поспевают первые плоды.
А выбрасывание начатков яблок на мусорник или скармливание их домашнему скоту едва ли может быть названо добродетелью, заслуживающей одобрения и подражания…
Об авторе
Протоиерей Василий Мандзюк, клирик Киевской епархии УПЦ.
Спасибо за доходчивость