Как воцерковить Новый год?

Часто православные спорят, надо ли отмечать новый год. Праздник этот не церковный, не связанный напрямую с верой, но, как и многое в нашей жизни, он может быть верой наполнен. Конечно, дата нового года — чистой воды условность. Но ведь и дата Рождества Христова, как мы знаем, выбрана 25 декабря не потому, что именно в этот день родился Иисус, а потому что Церковь решила праздновать это событие в этот день — в римские сатурналии. И дата празднования Пасхи у нас изменяется каждый год… Так что календарь — условность, общепринятая система координат, и не более. А вот какое вино мы будем вливать в эти мехи, каким содержанием наполним систему координат, зависит от нас.

Спасо-Преображенский собор в Киеве

Всякий праздник есть утверждение бытия. Люди празднуют, потому что хотят жить и хотят понимать, ради чего эта жизнь нам дана. Как некогда Церковь христианизировала римские сатурналии — праздник рождения Непобедимого солнца — так мы можем наполнить нашим христианским содержанием и празднование Нового года.

Новый год — замечательный повод для осмысления прожитого этапа жизни и корректировки своих целей на год наступающий. Повод задуматься о том, чтобы следующий год был для нас годом верности Богу, годом деятельной любви к людям, временем, когда мы откроем для себя новую глубину нашей веры…

В свое время Церковь включила в свой календарь новолетие — 1 сентября, что до сих пор отмечается в наших богослужебных книгах. Но ведь и 1 сентября — не какой-то специфически церковный новый год, а обычное общепринятое некогда новолетие.

Когда-то в ХХ веке советская власть решила с помощью активного празднования Нового года вытеснить народное празднование Рождества Христова. Отчасти это удалось: праздник прижился. А за счет разницы церковного и светского календарей Новый год стал отмечаться во время Рождественского поста (ведь 1 января Новый год в Российской империи отмечали и ранее, со времен Петра I, однако в это время как раз были Святки, а 1 января праздновали Обрезание Господне и память святителя Василия Великого). Стоит отметить, что Новый год при советской власти был единственным праздником, не наполненным идеологией, и поэтому действительно радостно отмечался практически всеми людьми.

Теперь «власть советов» канула в лету, но Новый год как действительно всенародный праздник остался. А опыт Церкви конца IV века свидетельствует: языческий праздник, ставший всенародным, нужно не искоренять — это почти невозможно — но принять и переосмыслить, сделать его своим. Ведь это празднование свидетельствует о глубинной тяге человека к тому, что вырывает его из колеса повседневности, к поиску высшего и лучшего смысла. И кто, как не христиане, должны принять этот вызов и дать ответ?

И конечно же, было бы хорошо вместе с большинством Поместных Православных Церквей принять новоюлианский календарь, чтоб отмечать церковные праздники по тому же календарю, по которому мы и живем. То есть, сначала Рожество Христово — 25 декабря, а потом и 1 января Новый год. Нехорошо, когда жизнь раздваивается на светскую и церковную…

Сейчас набирает популярность совершение литургии в новогоднюю ночь. Да, хорошо начинать новый год с молитвы и благодарения Богу, с евхаристической трапезы. Так мы вспоминаем, что благодарность Богу — неотъемлемое призвание христиан, которым апостол Павел советует: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия во Христе Ииусе о вас». А во время службы можно исполнить и замечательный гимн «Тебе Бога хвалим» св. Амвросия Медиоланского.

Конечно, нельзя забывать, что ночная (а точнее, очень ранняя) литургия в нашем восточном византийском богослужебном обряде — это признак особо торжественного богослужения, она совершается, согласно уставу, в самые большие церковные праздники. Совершая литургию в новогоднюю ночь, мы тем самым в определенной степени возводим Новый год в разряд двунадесятых праздников. Поэтому литургию 1 января можно служить и утром — как делают мои знакомые в одном из греческих монастырей на Крите. Ровно в полночь гасится на одну минуту свет, затем, когда свет снова включили, все приветствуют друг друга словами: Χρόνια πολλά! («Многая лета!»), братия вместе с игуменом разрезают традиционную в Греции «василопиту» — пирог святого Василия, и пьют немного вина. В это время — праздник свт. Василия Великого — поста уже нет. А утром служат литургию и причащаются.

Ну, а мы проводим вечер перед новогодней литургией дома в кругу семьи. Елку наряжаем заранее: на площади перед храмом — ко дню свт. Николая, а дома — к 25 декабря — дню, когда наши братья христиане в других странах встречают Рождество. На литургии в новогоднюю ночь в Спасо-Преображенском соборе молимся о том, чтоб Господь благословил нас в наступающем году миром и всем необходимым для жизни и спасения. А после литургии с прихожанами поднимаем бокал шампанского…

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь до Алексей Пшеничнер Скасувати відповідь