Чудо и жизнь

Около 500 верующих напрасно прождали 1 мая явления Девы Марии в австрийском городе Бад-Санкт-Леонард в земле Каринтия, которое предсказал 65-летний итальянский провидец Сальваторе Капуна, сообщает РИА “Новости” со ссылкой на местные СМИ. Итальянец и его последователи собрались вечером у статуи Богоматери с венками из роз, совершали божественные песнопения. По его словам, Дева Мария действительно якобы явилась ему, но другие верующие ничего не увидели. Лишь некоторые из них почувствовали в этот момент божественный запах роз. Местная Католическая Церковь дистанцировалась от происходящего, считая все это спектаклем.

 

По поводу чуда, мне хочется пуститься в длительные размышления и вот они таковы…

 

Слово Господне было редко в те дни и видения не часты. Библия, 1Царств 3:1.

 

CREDO QUIA ABSURDUM EST!( КРЕДО КВИА АБСУРДУМ ЕСТ) – верую, потому что абсурдно. Так раннехристианский писатель и богослов 160-230гг. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан проник в тайну, в самое, что ни есть атомное ядро веры, ее тектонические глубины. Он защищал постулаты религиозной веры именно в силу их несовместимости с критикой разума. Это была очень смелая, совершенная и глубокая мысль по тем временам. И это еще, заметим далеко до 20го века, еще до таких глубоких и продвинутых психологов современности как Джеймс, Фрейд, Адлер и Юнг. В данной своей статье я выскажу противоречивые суждения о чуде, почти полярные. Таковой у меня эта статья и задумана, и каковой есть сам противоречивый феномен явления чуда.

 

Антропологические корни религии таковы, что она не может быть без чудесного. Для чего создавались и создаются, вспыхивают в нашем сознании мифы и легенды чудеса? А для того, чтобы был более широк, творческий, игровой, интересен, загадочен и разнообразен наш духовн мир. Человеческое сознание, постоянно удушаемое знойной атмосферой бытия, постоянно стремится выйти из автоматизма восприятия. Это как произведение искусства с его отстранением. Фортепиано можно назвать прекрасным, изысканным в эстетическом смысле инструментом, издающим еще более прекрасные музыкальные звуки, а можно просто злобно сказать, что это всего лишь отполированный деревянный ящик, с натянутой его внутри медной проволкой. Так есть.

 

Но, вернемся к чудесам. В них неуловимая для объяснений и толкований искра, молния, нить смысла жизни. Бытие, удушающее знойно и реально, среда постоянства надоедает и заедает. И вот, среди тяжелых свинцовых дней, сумрачных будней, железобетонности, в рассказе простого человека, вдруг прорастает живой цветок легенды, чуда. Мы удивляемся, и жизнь окрашивается в яркие краски. Как цвет папороти, в живучих народных легендах преданиях сказаниях. Я помню, в детстве, с каким упоением слушал деда Михайлушу, так звали его односельчане, когда он ходил в лес «Остров» ночью срывать цвет папороти. Как там, в полночь, на него навалились все страхи земли и ада: появлялись устрашающие падающие огромных размеров черные статуи, освещаемые вспышками молнии, как под каждым кустом шипели зеленые змеи…

 

Природа религиозных чудес, в большинстве случаев, объяснима с точки зрения современных достижений в естествознании, физике. Тем не менее, есть на земли и будут вещи, которые долго будет еще невозможно объяснить. В 20-21х веках некоторых людях возобладала религия высокого сознания без чудес, но, у многих остается довольно таки сильная вера в чудесное. В нашумевшем в наших кругах фильме «ЧУДО» режиссера Александра Прошкина, уполномоченный цитирует философа Канта о чудесном: «Чудо – это звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня!» Но, таковых мало. Это – «могущий вместити, да вместит», говорил Господь наш Иисус Христос в Евангелии.

 

Церковь всегда относится насторожено к новоявленным чудесам, потому, что они не выдерживают критику разума, поверку с позиций здравого смысла. И это правильно, иначе нельзя. Чудо – нарушение законов естества природы. Если бы физические законы не были жестко установлены и закреплены Творцом и нарушались, так себе, почем зря, на потребу нам, «чудливым» зрителям, то мы бы боялись войти утром к себе на кухню, каждое обычное, простое наливание воды в кастрюльку, могло бы оборачиваться химией неконтролируемой реакцией, термоядерным синтезом, а не то и атомным взрывом! Но, мир стоит недвижимо непоколебимо, так как находится в крепких, державных руках Божиих и законы физики есть самые непреложные, твердые и жесткие во вселенной.

 

О недавних чудесах на Полтавщине. Пишу о том, что знаю и что было недавно.

 

Чудо мироточения Троеручицы в Броварках Глобинского района Полтавской области 2006-2007 годов. Ох, и нашумело! Дело было так: протоиерей Иоанн Прокопчук, служащий священник Броварской церкви, объявил во всеуслышание, что у него в храме начал истекать елей с иконы Божией Матери Троеручица. Люди потянулись, в село поехали битком набитые легковые автомобили, рафики, даже автобусы. Приезжали и корреспонденты из местных Кременчугских газет, брали интервью, еще более усилили слух, подлили масла в огонь. Сразу же в рассказах возбужденных людей установилась ощутимая и выраженная атмосфера праздника. Мои прихожане подходили ко мне и говорили: «Батюшка, вы до сих пор не ездили?! Как вы много потеряли! Езжайте, посмотрите, не пожалеете!» Хотя в этой радостной эйфории активизировавшегося религиозного движения, меня настораживало одно обстоятельство – жители села Броварки упорно игнорировали чудо и утверждали, что их поп наглый мошенник и обманщик. «Вы приезжие не знаете, а мы знаем, кто такой этот Прокопчук», – говорили броварчане селяне недоумевавшим приезжим. Он корреспондентам говорил: «Она меня исцелила и исцеляет постоянно». Кричал на проповедях: «Вся Полтавщина вместе с архиереем и губернатором должны стоять здесь у меня на коленях!» Ну, докричался.    От Полтавского епархиального управления была снаряжена комиссия. В нее вошли Глобинский благочинный отец Владимир Хохидра и настоятель Троицкой церкви отец Александр Адамчук. Поехали, послужили молебен с акафистом. Вытерли на ватку немного выступавшего с иконного стекла масла. Служат молебен, а отец Иоанн исступленно кричит: «Смотрите, там где вы вытерли миро вновь выступает!» Мы, рассказывает отец Александр, смотрим, напрягаем зрение, но ничего не видим, ничего на вытертом месте уже не выступает. Посмотрели еще с увеличительным стеклом, тот же результат. Вытертая поверхность оставалась суха и чиста. Потом после молебна пошли рассматривать храм. И что видят?! Видят, что чело у местной иконы Спасителя источает масло, Богородицы тоже, Святителя Николая. Почти все местные иконы «мироточат!» Ну, это уже было слишком. Отец Иоанн тут и признался собратиям: «Да то я их сам помировал!» Сам отец Иоанн ко времени «чуда» был уже очень тяжело болен, и хоть он утверждал, что каждое утро мажется от иконы маслом и чуть употребляет его в пищу и этим исцеляется или уже почти исцелился, болезнь его быстро прогрессировала. Вскоре он принял монашество по именем Иона. Слег, был госпитализирован, стал лечиться в больнице. Встает вопрос: что же случилось с чудесным истечением мира? Почему оно не смогло помочь исцелить главного виновника и организатора этого действа? Вопросов осталось больше, чем ответов. Болезнь его была не к жизни, а к смерти. Вот так закончилась бесславно история с Броварским чудом. Сейчас там служит новый священник, икона Троеручица стоит суха, чиста и ничего больше не источает. Иеромонах Иона умер в 2007 году в селе Глинск Светловодского района, где он доживал последние свои дни. Что двигало им, когда он фабриковал данное чудо? Власть, стремление привернуть к забытой сельской церкви людей? Нажива, желание денег? Думаю, что не только это. Несомненно, была в нем и глубинная жажда чудесного, смутная надежда на исцеление. Я не осуждаю его, но своим «действом» он, все же нанес весьма ощутимый урон духовному авторитету религии и церкви. Хорошо, что об этом хоть мало писали в серьезной прессе, вещал только мой «тьмутараканьский» листок.

 

Сколько раз мы слышим и читаем: капельки с иконы покапали, потёки появились, подтекло, икона подала знак! Это, что то Господь хочет сказать нам. Это нам знамение, послание свыше… И сверлит вопрос: неужели великий Бог, Царь вселенной, стал бы прибегать к таким вещественным немощным началам, как капельки! Если Он решит, что либо, сказать человечеству, Он прибегнет к вселенским, космическим масштабам и знамениям высоты неба и даже космоса, а не к унизительным каким то, исследуемым в лабораториях, маслянистым капелькам и подтёкам, которые по мере накопления взрывных событий мировой истории уже ни о чем не говорят. Да еще если прибавить их неуемную массовость то, здесь наглядно видна человеческая природа всех этих капелек и потёков. Бог таков: «И возреме с небесе Господь и вышний даде глас Свой» Пс.17:14.

 

Чудо полено в селе Старицковка, Машивского района, Полтавской области.           Ну, совсем в стиле мистических Гоголевских сюжетов и это отнюдь не удивительно, Полтавщина ведь! В один прекрасный солнечный весенний день 2009 года хозяин двора Руслан Литовченко отпилил от груши, растущей у него на огороде мешающую ветку. На срезе проявилась нечто отдаленно похожее на ее контур богоматери, икону, только без лиц. Сам Руслан и двое его детей не выглядят уставшими от столь пристального интереса к их саду, часть которого вытоптана толпами любопытных. Уроженец этих краев, Руслан свой участок купил всего год назад у девяностолетней хозяйки, которая уже физически не могла следить за огородом. Даже забор еще не успел поставить, из-за чего паломники входят во двор без всякого разрешения. Хозяин, в который раз рассказывает, как на Страстную неделю он подрезал деревья, как бензопила вдруг заела на старой груше, и как через несколько дней на спиленной ветке начал сначала нечетко, а потом все более явственно проступать образ женщины с ребенком на руках. Лиц там не было, вместо лица богомладенца, ну совсем тебе жуткий, неправильный треугольник.

 

Чудо! Трудно сказать, сколько раз в день Литовченко приходится рассказывать эту историю, так как ежедневное количество гостей в его дворе измеряется тысячами. «Тысяча человек в день – это норма. А в первые дни, когда газеты и телевидение разнесли информацию о чуде, бывало и по две, и по три тысячи посетителей» – рассказывает с пафосом хозяин двора Руслан Литовченко.

 

«Чудо! Чуда!» – вспомнился мне клич с киноленты «Праздник святого Йоргена». Народ валом повалил. Полено было поставлено на стол, убрано вышитым рушником, перед ним почти непрестанно стали кадить ладан, начались «чудо полену» служиться бесконечные молебны. И не помирились. Батюшки задумали из одной чудо-груши финансово кормить аж две церкви. Во, замахнулись!  Каждый поставили свой сейф-кружку для сбора пожертвований, и каждому казалось, что в его кружке меньше денег, чем у его собрата соседа. Ну, и не помирились, ведь столкновение интересов налицо. Кончилось ночным похищением одной из кружек. Скандал затрещал, как костер из сухого хвороста. В конце концов, хозяин груши, нагнал обоих наглых, разругавшихся попов в шею и установил свою, для себя. Тут пошли, ну совсем в стиле трагикомичных Гоголевских персонажей, дикие душераздирающие ночные сцены потасовок, драк сельских вооруженных заинтересованных в денежных доходах враждующих группировок, установлением поста круглосуточного дежурства милиции и в общем то, в конечном итоге, большим позором Церкви. Чудо постепенно, по мере обмельчания потока паломников начало угасать и сейчас в 2010 году о нем мало кто вспомнит.

 

В этой связи следует прибегнуть к тяжелой артиллерии – Священному Писанию.  Вспомнить пророков Исаию с Иеремией, то вообще страшно за нас делается. Цитирую:

 

«Делающие идолов все ничтожны, и вожделение к ним не приносит никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: хорошо, я согрелся; почувствовал огонь. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой! Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева? Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: не обман ли в правой руке моей? Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: Израиль, не забывай Меня! (Исаия 44:9-21)

 

Пророк Иеремия по сему поводу распространяется не менее жестко: «Слушайте слово, которое Господь говорит вам, доме Израилев! Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому, что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе. Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение – это дерево (Иеремия 10:1-8)

 

Сейчас смотришь в интернете, и по телевизору идет целый поток, можно сказать шквал – «чудес на поверхности!» Появление изображений на дереве, на металле, на шифере, на стекле мы видим и слышим по многочисленным телевизионным сюжетам.   И не только святых, но и грешных. В Гадяче, у нас же на Полтавщине, вот слышу, и уже вижу в интернете говорят о новом чуде: вышитый святитель Николай отобразился на стекле. И здесь мне вспомнился случай из далекого детства. У моей тети в селе Андрияшевка, Сумской области, Роменского района производилась побелка дома. Все портреты, фотографии, вышивки под стеклом снимались и тщательно протирались. И так случилось, что во время протирания вышивки Аленушки с оленем, сама материя натянутая на тонкую фанеру отстала от рамы со стеклом. Видимо она была слабо закреплена, может гвоздики поржавели, и открутились. Но, так случилось, вышивка осталась отдельно, а стекло отдельно. И когда уже готовились мокрой тряпкой протереть стекло, любопытный глаз взрослых на внутренней стороне стекла обнаружил фотографическое отображение Аленушки с оленем, как негатив на фотопленке. Естественно взрослые подивились, но никто в те годы не придал тому никакого сверхестественного, чудесного значения. Просто все поняли, произошел эффект фотокопии: солнце долго упиралось в картину и она за годы в силу естественных причин отобразилась на стекле. Причем изображение было не цветное, но как пыльно-восковое напыление, причем легко поддавалось удалению при прикосновении. Подивились, помыли стекло, вставили Аленушку назад в раму и вышивку водрузили обратно на стену. Если к этому еще добавить как в 2004 году в Виннице замироточил билборд в Юлией Тимошенко, то наглядно становится понятной, повторюсь, естественная, человеческая природа всех этих наших народных чудес. Но, не теряем позитивного мышления и, да не сползаем в отрицательное, холодное, бездушное мироотрицание!

 

Здесь, не надо строить иллюзий, что чудеса отомрут по мере роста науки и знаний. Из исторического опыта мы знаем, что так говорили в свое время недальновидные большевики-безбожники 20х-30х годов. Прокололись, очень ошиблись. Они не знали глубинных антропологических корней религии. «И люблю и живу, до тех пор, пока безумствую, а едва возвращаюсь к разуму, то перестаю жить!» – очень хорошо сказал в начале 20го века писатель Дмитрий Мережковский. Истину сих слов трудно опровергнуть. Особенно если вспомнить недавнюю книгу протодиакона Андрея Кураева и его книгу «Оккультизм в православии». Ох, он там громит новые чудеса! Ох, и громит!  Особенно святых нового времени.  Ну, что здесь скажешь? Это высокоинтеллектуальная заумь. В его книгах масса сухого отвлеченного рационализма, несомненно, очень много ценного фактологического материала, но нет живого огонька духовной жизни, нет этой «искры» от сияния которой вспыхивает и постоянно обновляется жизнь верующего народного духа. Протодиакон не допонял, чего то важного, если не сказать главного в духовной жизни простого народа: который живет сердцем, но не холодным разумом.

 

В борьбе с чудесами протодиакон Андрей Кураев потерпел сокрушительное фиаско, поражение. Он чрезмерно рьяно в своих лекциях и книгах разоблачал чудеса и новых русских святых из народа. Особенно чихвостил и разоблачал Матрону Московскую, в своей книге «Оккультизм в православии». Ох, там ей и досталось! Обзывал ее колдуньей, душевнобольной. Но, сам патриарх Алексий пошел открывать ее мощи, чем широкое всенародное почитание благословил. Сейчас к мощам блаженной Матронушки к монастырскому кладбищу, где она была похоронена, и к ее могилке стоят длиннющие двухсотметровые очереди. Кураев со своей разоблачительной книгой остался в узком кружке негативно-богословствующих, однодумов-тугодумов интелектуалов. Люди не прислушались к его мысли, какой бы трезвой она ни была. В ней нет главного – жизни!

 

Чудеса будут всегда. Религиозные чудеса оказались в человеческом религиозном сознании более устойчивы, чем сама советская власть с ее вульгарным материализмом и атеизмом. Они оказались устойчивее, чем интеллектуально-богословские «изыски» разного рода позднейших дипломированных богословов. Они неостановимы, неистребимы, как и сама жизнь. Не искоренят их богословы интеллектуалы. Чудеса будут вспыхивать вечно. Тут следует сказать, что они тоже не вечны. Новые будут вспыхивать, старые забываться и угасать. Просто, они в своих проявлениях станут более изощренными, более трудно доказуемыми. Извечная тяга духа человеческого всегда на мысленном, ментальнм уровне поддержит чудо. Оно онтологично, присуще нашей внутренней душевной природе. Сказки для детей прорастают в сказки для взрослых. Они лечат душу, по своей сути, они глубоко терапевтичны. Дух человеческий, в чем его живость неуничтожимость, так это в устойчивости, в сопротивлении к разного рода, рацио-идеологическим переделкам. В чудесном есть жизнь, и жизнь есть свет человекам. Объяснить с позиций здравого смысла, логики это нельзя. Люди мира живут сердцем, чувством, эмоциями. Сердцу хочется, а чудо и есть такой всерадостный побег в мир раскрепощенной творческой фантазии мистически одаренных личностей и всегда будут те, кто выдает, продуцирует чудеса и будет то, большинство, кто их жаждет, требует…

 

В природе чудо произрастания живых растений не менее чудесно и сложно, чем образовавшиеся капельки мира на иконном стекле. Если мы высокодуховны, то нас не должно раздражать ни отсутствие чудес, ни их великий наплыв, поток, изобилие. Скажем просто – они есть! Опыт показывает, что подальше надо держаться от оголтелых громил разоблачителей. Они злобны, отрицательно заряжены, даже агрессивны. Далеко ходить не нужно. Вспомним, каковы были большинство атеистов недавнего 20го века. Но, они проиграли исторический спор длиной в семь десятилетий. На смену им пришли богословы интеллектуалы, не взявшие на вооружение опыт и уроки прошлого…

 

В чудесах, в этих вспыхивающих и угасающих искрах бытия, жизни мы должны стараться разглядеть надмировой Лик Творца вселенной. Временами бывает и будет, как одно, так и другое. Чудеса нужны тем, кому не достает веры. Кто верит в чудеса, тот глуп, а кто не верит в них тот – атеист, тоже, суть, плохо. Истина же, как вспышка-искра молнии, всегда где то в разумной середине. Но, вот вопрос вопросов, как поймать, уловить эту золотую середину? Ответ: сколько живем, сколько и учимся…

 

В этом продолжающемся торжестве жизни, как не вспомнить Гоголя и его «Ночь на Ивана Купала?» Цвет папоротника. Много написано литературы, серьезной и не очень в опровержение сей прекрасной, поэтичной народной легенды. Но, сила надприродного, ментального магнетизма ее такова, что, несмотря на все разоблачения умных и не очень теоретиков, она остается в умах и сердцах народа. Писатели и поэты ежегодно отдают дань этому чудесному сказанию. Остается самое прекрасное: вспыхивающий в ночной тьме густого леса ярко-красный, как уголек, цветок папоротника, горящий, искрящийся, переливающийся. Не будем болеть снобизмом и не станем лишать народный дух яркой, радостной, игровой кантилены праздника чуда. И хотя загадочно, таинственно, молчит на высотах своих надмировая Тайна – Бог, мы согласно апостолу Павлу благоговейно  повторяем: «духа не угашайте пророчества не уничижайте, вся же испытующе – доброго держитесь… Бог же мира, да освятит вас всесовершенных».

 

И еще повторюсь: всегда апеллируем к Свету Священного Писания:

 

Слово Господне было редко в те дни и видения не часты» Библия, 1Царств 3:1.

 

Религия в Украине

 

Залишити відповідь