Миссия и этика

Рассматривая сегодняшние проблемы миссии с этической точки зрения, мне бы хотелось отметить три “болевые точки”, без осознания и осмысления которых, на мой взгляд, миссия Церкви в современных российских условиях будет обречена на провал.


Первое – это внутрицерковная этика. Здесь, конечно, наше внимание сосредоточено на спорах между церковными деятелями о формах сегодняшней миссии: миссия среди представителей молодёжных субкультур, массовая миссия и т.п. Часть миссионеров активно экспериментирует в этой области и отстаивает свой опыт и своё миссионерское видение; есть у этого направления церковного делания и оппоненты, которые не менее энергично говорят о “вредоносности” массового и субкультурного подхода к миссии. Порой споры между сторонниками и противниками “новой миссии” доходят даже до некоторой ожесточённости. Но как раз это мне представляется нормальным явлением, свидетельствующим о живости нашего церковного организма; а “перехлёсты” в полемике – это скорее особенности нашего общего российского менталитета, чем показатель церковного нестроения. Мне хочется сказать о другом – о, если можно так выразиться, “миссионерском впечатлении”, которое производит на людей внешних, на тех, к которым, собственно, и обращено слово миссии, наша внутрицерковная жизнь. Я буду использовать в своих размышлениях опыт непосредственного общения с людьми, по большей части – людьми молодыми, которые в беседах со мною высказывали своё отношение к Церкви и к миссии. Я понимаю, что такие разговоры с двумя-тремя десятками человек не представляют собою, как говорят, “репрезентативную выборку”; тем не менее они весьма характерны и, по меньшей мере, заставляют очень крепко задуматься.


Итак, внутрицерковные споры о формах миссии не очень “трогают” людей внешних. Казалось бы – наше несогласие друг с другом должно было бы вызывать такие чувства: “вот, пусть между собой сначала договорятся, а потом приходят проповедывать”. Но таких чувств лично я не замечал; людей гораздо больше волнует другое. Я не буду здесь много распространяться, затрону лишь одну тему. “Церковь? – с усмешкой говорит мне 16-летний подросток, проживающий в уездном городке Московской области. – Ага, знаем, знаем. Вот у нас на улице в соседнем доме живёт местный священник; так у него самая крутая машина в районе”. Родственники усопшей старушки поражены тратами на церковное отпевание и бесцеремонность, с которой эти траты буквально вымогаются – помимо немалой оплаты за ящиком – диаконом и регентом церковного хора. И так далее, сотни подобных случаев, наверняка всем вам известных… Основное качество клира в глазах, не побоюсь этого обобщения, народа (нецерковного народа) – жадность и вымогательство. Разумеется, не все священники такие, и даже не большинство. Но и твёрдое убеждение людей в вышеназванных качествах – не врагами занесено на Русскую землю, а, к сожалению, имеет своё веское основание в повседневной жизни.


Я далёк от осуждения священства – я прекрасно понимаю, что всем нужно питаться, оплачивать потребности жизни, воспитывать детей, и т.д. Я говорю только о том, какое миссионерское – а вернее, антимиссионерское – впечатление производит эта сторона нашей внутрицерковной жизни на людей (и это только одна сторона, а есть и другие – превозношение, чёрствость и равнодушие клириков, пресловутые “храмовые старушки”, которые, несмотря на свою пресловутость, продолжают оставаться существенной проблемой для входящих в Церковь людей, и проч.). Сейчас открыты границы, и люди могут сравнить положение дел в нашей Церкви и в других Церквах – в Греции, в Румынии; в инославных церквах, наконец. Вернувшийся из Европы человек – православный, любящий Церковь и дорожащий своим православием – рассказывает мне: в католических епархиях епископы требуют от священников скромной жизни и строго за этим следят. И сами епископы живут скромно; мало того – все в епархии получают одну и ту же зарплату. 700 евро получает и епископ, и самый последний кюре (это в одной из французских епархий); средства епархии прозрачны и находятся под открытым и гласным контролем. И все видят, как живут их пастыри и епископы. С завистью и, как говорится, с “обидой за державу” рассказывал мне об этом мой собеседник…


Не буду развивать эту тему – я думаю, здесь всем всё понятно… Вывод: миссия людям “внешним” может опираться только на наше, скажем так, “прозрачное” и соответствующее нашей проповеди житие: покажи мне веру твою от дел твоих (ср. Иак. 2, 18).


Вторая этическая проблема гораздо более серьёзна – не потому, что несерьёзна первая, о которой я только что говорил, а потому, что её гораздо тяжелее решить. Я бы обозначил эту проблему так: “Этика Церкви по отношению к призываемым в неё людям”. Что я имею в виду? Содержание миссии – это призыв к жизни во Христе. Миссия Православной Церкви вместе с Евангельским благовестием как таковым ещё и призывает присоединиться к опыту христианской жизни, его взлётам и глубинам, тому опыту, который составляет сердцевину Церковного Предания. Мы говорим: идите к нам! у нас – Истина! у нас, в отличие от иных деноминаций, а тем более сект, вы приобщитесь к ней реально и в полноте! И вот люди, поверив нам, приходят в Церковь. С чем же они встречаются?


Вот примеры из жизни людей, известных мне лично. Батюшка увещевает пришедшего к нему подростка, у которого – в результате, кстати, посещения рок-концерта с проповедью о. Андрея Кураева – зародился интерес к вере: “ну вот сейчас Рождественский пост начнётся, нужно его постараться строго соблюсти”. Парень спрашивает: “зачем?” Он только что прочёл Евангелие, его привлёк образ Христа, он хочет прикоснуться к Нему… а батюшка ему – о посте… Пост – добрая вещь, но всё же второстепенная в христианстве; здесь же она подаётся как главное. И получается: на проповеди говорили человеку о Христе – а он приходит в Церковь, и ему говорят о посте, понятие о нужности которого у него ещё не сложились. Зерно проблемы тут в том, что батюшка искренне уверен, что в Церкви главное – это пост… Я спешу оговориться: я вовсе не против поста, как одного из элементов церковной жизни. Но в миссионерском смысле нельзя совершать подмену – призывать человека ко Христу, а взамен этого предлагать ему некие самоценные гастрономические упражнения.


Ещё пример. Вопрос священнику на официальном сайте одной из епархий: “вижу в храме людей, которые причащаются каждое воскресенье. Перед причащением надо неделю поститься – тогда получается, что они постоянно постятся?” Ответ[1]: “Наверное, не все постоянно постятся, некоторые пользуются как лазейкой существующим в Церкви позволением для людей болящих, немощных, находящихся в стесненных обстоятельствах в случае крайней необходимости сокращать пост перед причащением до трех дней. Наверное, большинство из тех, кто причащается каждую неделю, постится всего три дня, и это остается на их совести, потому что они сами знают, по праву ли пользуются такой снисходительностью Церкви или злоупотребляют. А церковные правила нам говорят, что поститься перед причащением надо семь дней”. Нужны ли комментарии?


Ещё пример. Молодому человеку, только-только входящему в Церковь, внушили, что нужно искать себе духовника, чтобы регулярно исповедываться. Вот он идёт на исповедь, где батюшка начинает придирчиво расспрашивать об интимной сфере его жизни, требуя от него отчёта в таких грехах, о которых он и представления не имел. На этом воцерковление молодого человека заканчивается; батюшка же спрашивал его не из-за какого-то особого интереса к этой теме, а по глубокому своему убеждению в необходимости полного и тщательного покаяния.


Ещё пример. Молодая девушка искренне ищет жизни во Христе. Батюшка на исповеди убеждает её, что обрести таковую жизнь можно только убедив себя в великой своей грешности и противопоставив ей соблюдение всех постов, непременное чтение утренние-вечерних молитв, неопустительное посещение всенощных и литургий по воскресным и праздничным дням. Девушка усердно принимается за всё это, изводя своих родителей и теряя друзей – но через полгода бросает церковную жизнь и пускается “во вся тяжкая”, в уверенности, что её в Церкви обманули – ведь она изо всех сил старалась делать всё “положенное”, а плода никакого не получила.


Ещё пример. Молодой человек глубоко продумал свою жизнь и сознательно пришёл на исповедь, где принёс покаяние в своих грехах: пьянствовал, курил, блудил, пробовал наркотики – увы, обычный набор сегодняшней молодёжи… Батюшка отправил его на отчитку в Лавру, причём сказал, что отчитываться нужно обязательно три раза, и только после этого причащаться.


Ещё пример. Человек, уже не молодой, а наоборот, пожилой, прошедший через все перипетии советской жизни, потянулся к Православию и стал делать первые шаги в Церкви. На первой же исповеди батюшка заявил ему, что православным может быть только монархист и националист. А пожилой человек этот – по политическим убеждениям сторонник западноевропейской демократии, а вдобавок ещё и еврей. Сейчас он – член Лютеранской Церкви.


Это – частные примеры (которые можно множить до бесконечности), как наша церковная реальность в лице немалого количества пастырей Русской Церкви (и приходской среды) обращается с только-только вступающими на её порог людьми. За этими примерами видится общая, и очень серьёзная, проблема, а именно: содержание миссии не соответствует содержанию нашей сложившейся церковной жизни. Миссия создаёт определённый образ Православия и призывает в него. Это глубокая евангельская и святоотеческая традиция, подлинное христианство, в котором человек обретает жизнь во Христе, радость, свободу, мудрость, бессмертие. Но на практике получается, что к реальной церковной жизни такое Православие отношения почти не имеет. В реальности православие, с которым встретится пришедший в Церковь человек, другое: аскетизм по принципу “человек для субботы”, авторитарно-мистифицированное духовничество, жёсткое храмовое благочестие, националистически-монархическое политиканство, и проч. Можно сколько угодно говорить, что это подмена, мимикрия, “неправославие” – но тем не менее именно с такой, а не с другой, церковной жизнью столкнутся отозвавшиеся на миссионерский призыв люди.


Вот в связи со всем этим и возникает этический вопрос: куда мы зовём людей? Вот люди, поверив нам, пришли: что дальше? А дальше то, что – образно говоря – мы в нашей миссии звали людей в южные страны, а они оказались на лютом севере. Ответственны ли мы, что люди не взяли с собой тёплой одежды? Этично ли это? Ответ на этот вопрос определит как формы самой миссии – может быть, стоит говорить не о высотах православия, а честно готовить людей к тому, с чем они столкнутся в реальности; так и те изменения в церковной жизни, которые уже сто лет как назрели, но совершенно не происходят.


Третья проблема соотношения этики и миссии – это продолжение двух предыдущих, но в общественном контексте. И прежде всего тут нужно сказать о содержании миссии как таковом. О чём мы говорим с людьми? что проповедуем? что хотим от них? Несомненно, все мы хотим (даже споря между собой о формах миссии), чтобы они стали христианами, и христианами православными. Но что это значит? Сделаться монархистом, антизападником и суперпатриотом? Всё более скрупулёзно и полно исполнять обряды, чтобы, наконец, дойти до вершины христианского совершенства – недели поста и вычитки бесчисленного количества канонов и акафистов перед Причастием? Наверное, как бы кто из нас – “либерально” или “консервативно” – не относился к дисциплинарно-обрядовой стороне церковной жизни, все мы понимаем, что она есть лишь средство, а не цель. Цель – жизнь во Христе.


А жизнь во Христе непременно и обязательно предполагает христианскую этику – и не в теории, а в самой что ни на есть повседневной практике. Миссия же предполагает непременное и обязательное предъявление того, о чём мы проповедуем. Следовательно, так как мы миссионерски призываем людей не к себе лично, а в Церковь, то этика должна быть являема не только в личной жизни каждого члена Церкви, но и в нравственной церковной реакции на общественные события – как исторические, так и происходящие сейчас. Причём под реакцией Церкви я понимаю здесь вовсе не официальные заявления Священноначалия, а духовно-этическое, Евангельское восприятие и оценку жизни всеми нами, всем телом церковным.


На практике, вот в той самой реальности, с которой сталкивается знакомящийся с Церковью и миссионерски призываемый в неё человек, наша сегодняшняя церковная жизнь поразительно бесчувственна – и именно этически, нравственно бесчувственна – как к истории, так и к сегодняшнему состоянию общества. Приведу примеры. Как вам, наверное, известно, недавно в Москве, столице страны, победившей фашизм, от рук фашиствующих скинхедов был убит один из лидеров антифашистского движения Иван Хуторской. На днях я разговаривал с молодым человеком, являющимся представителем этого движения. Он произнёс очень резкие слова о нашей Церкви. Я не буду их дословно цитировать, а передам лишь содержание: молодой человек сказал, что ни он, ни его единомышленники никогда не пойдут в такую Церковь, которая не имеет нравственных сил возвысить свой голос против творящихся злодеяний. На прошлой неделе в тюрьме умер находящийся под следствием адвокат Сергей Магнитский – умер от издевательского неоказания медицинской помощи; практически, его бесчеловечным образом убили за то, что он, по некоторым данным, разоблачил некую коррупционную схему. Постоянны случаи пыток в милиции, страшной дедовщины в армии; постоянно мы сталкиваемся с абсолютной незащищённостью человека в нашем государстве. Это вопиющие, но – увы! ставшие повседневными в России явления. Церковь должна тут бить во все колокола! хоть как-то вставать на защиту людей! хоть что-то делать! а если не делать – то хотя бы ну просто, действительно, возвысить голос против нечеловеколюбия и лжи, которые сегодня составляют квинтэссенцию российской жизни. И здесь нет вовсе никакой политики – это вот именно проявление христианского нравственного чувства. Неужели нам не жалко людей, которых унижают, мучают, пытают, убивают? Неужели в нас не шевелится сочувствие к своим же соотечественникам? неужели мы не можем хоть как-то защитить их? ведь на словах мы все вон какие патриотичные! Нет, Церковь молчит. Церковь, подчеркну это – это все мы; это не только архиереи и ответственные церковные деятели на высоких должностях, а все мы, и пастыри, и монахи, и миряне. Молчат православные христиане[2]. И это не только великий укор всем нам, но это ещё и самая настоящая антимиссия.


Массовые миссионерские мероприятия, проповедь среди байкеров, рокеров и прочих субкультур, даже дерзновенное миссионерское горение о. Даниила Сысоева – завтра девять дней его мученической кончины, – всё это сводится на нет, всё перечёркивается отсутствием нравственной этической позиции Церкви. Ибо у большинства обычных, пусть непросвещённых ещё светом Евангелия, но нормальных людей есть естественное здравое нравственное чувство. И это нравственное чувство естественным же порядком со всею силою восстаёт против очевидного несоответствия нашей проповеди и реальной церковной жизни. Разрыв между проповедуемым Евангелием и бесчувствием к этике на практике, эта вот очевидная духовно-нравственная неадекватность, никак не позволяет многим нашим соотечественникам воспринять высокие слова о Христе и Православии. Сколько людей, например, говорили мне о своём недоумении в связи с отпеванием бандита Япончика! И действительно – миссией Церкви, действующей стократ сильнее, чем десяток массовых миссионерских мероприятий, было бы демонстративное неотпевание вора в законе. А его неразъяснённое, не частное (что ещё можно было бы допустить), а совершающееся как бы “в порядке вещей” публичное отпевание является прежде всего вот именно что антимиссией. И таких вещей сегодня – множество. И наше, церковных людей, этическое бесчувствие к ним, увы, очевидно.


В заключение подведу итог. На основании вышесказанного я прихожу к довольно печальному выводу. Что бы мы не делали, как бы ни спорили между собою о формах миссии, какие бы массовые мероприятия не организовывали, каких бы байкеров, рокеров, панков, готов, эмо и проч. не окормляли – все наши миссионерские усилия будут сегодня абсолютно бесперспективны без соблюдения следующих трёх условий:


1) приведения нашей жизни в соответствие с Евангелием Христовым – и особенно это касается жизни архипастырей и пастырей;


2) прояснения церковной жизни, приведения её в хоть какое-то адекватное состояние в области внешне-церковной дисциплины и в вопросах пастырского окормления. Необходима выработка каких-то единых и именно человеколюбивых и христоцентричных подходов к применению тех или иных пастырских приёмов и советов, смягчение (очевидно необходимое) постной дисциплины и вообще перенесение акцента с обрядовости на христианскую этику;


3) христианской евангельской нравственной реакции Церкви на хотя бы важнейшие, острейшие общественные проблемы.


Осмысление этих вопросов, работа именно в этих направлениях, на мой взгляд, явится сегодня одновременно и самым плодотворным фундаментом для нашего миссионерского делания.


Благодарю за внимание.


Выступление на конференции в Одинцово. Инфомиссия.ру



[1] Я даже назову этого замечательного батюшку – “страна должна знать своих героев”: это протоиерей Олег Владимиров, настоятель прихода церкви в честь Державной иконы Божией Матери города Нижнего Новгорода. См. http://www.nne.ru/pub.php?id=418



[2] Свидетельство этому – самая свободная сегодня информационная среда: блогосфера. Посмотрите Живые Журналы православных. Что их интересует? о чём они говорят? О чём угодно; но не об этих всем зримых, очевидных и кровоточащих нравственных ранах нашей российской действительности. А поднимающих эти вопросы православные немедленно объявляют “чужими” – “непатриотичными” либералами, “антироссийской” пятой колонной и т.п.

Цей запис має 18 коментар(-ів)

  1. Игорь

    "а не гонять с хоругвями геев по Москве или кавказцев колотить."
    Остановить грех содома – єто самое евангельское дело. Что касается кавказцев, то это они с криками "бей русских свиней" бегают по Москве и избивают русских. Они, составляя меньшиснтво, совершают там большую часть криминальных преступлений.
    Если о. Петр и К вздумали, что кто-то в Церкви будет покрывать кавказский нацизм и гитлеровских фашистов власовцев только за то, что они выступают против ненавистных ему русских и России, то он ошибся. Язык о.Петра, защищающего убитого в уголовных разборках красного скинхеда, якобы "антифашиста" Ваню Костолома – это язык ненависти.

  2. Библиотекарь

    Целиком согласен с матушкой Еленой.
    Храни Вас Бог.
    Желаю Вам достойно встретить Введение Пресвятыя Богородицы во Храм.

  3. матушка Елена

    Очень насущная статья. Несмотря на последнюю 70-летнюю встряску для нашей Церкви проблемы в ней остались такие же, как и перед революцией – закоснение духовной жизни среди священства, прежде всего, отсутствие интереса к богословию, а, главное – к личности Христа, служба ради денег. Большинство и верующих, и пастырей не вникают в слова Символа Веры. Как сказал один мой знакомый батюшка, который с нами пришёл в Церковь в 90-е: "Я избавился от многих иллюзий", и теперь верой и правдой служит епископу, а не Богу. Грустное зрелище. За последние 15 лет многие ушли из храмов, а кто остался – стоят на службе с потухшими глазами. Подростки, дети моих знакомых – те, кто младенцами были на каждой службе – в церковь не ходят. Конечно, удобнее прятать голову в песок и клацать в отзывах, мол, о. Пётр – большая кака, но проблемы церковные от этого не решатся. Православие сохранится, если каждый сможет трезво на себя взглянуть и каждый день спрашивать: соответствуют мои слова и поступки Евангелию? а не гонять с хоругвями геев по Москве или кавказцев колотить.
    Для меня одним из примеров православной стойкости среди всеобщего маразма стал образ митрополита Филиппа. В фильме "Царь" Лунгину хорошо удалось показать как остаться православным среди православных. К сожалению, нынешняя Россия от эпохи Ивана Грозного недалеко ушла.

  4. Игорь

    о. Петр (Мещеринов) – печально известен своим славословием в адрес генерала Власова – пособника гитлеровцев, главу "РОА" – армми карателей, виновных в массовых убийствах евреев, сербов, русских и лиц других национальностей во время Великой Отечественной войны. Лишь бы с кем, но против России, негнавистной ему, о которой он всегда говорит с плохо прикрываемой ненавистью.

    То, что проповедывает о. Петр (Мещеринов) – это обычный либеральный фашизм.
    http://www.youtube.com/watch?v=5938Ts1BmEw

  5. свящ. Игорь Савва

    Совершенно верно! Чтобы обращать кого-то нам самим нужно стать людьми, потом христианами. Миссия нужна внутри Церкви…

  6. Библиотекарь

    Письмо хана Мамая князю Дмитрию

    «Юрию Тимчуку» посвящается.

    Здравствуй, дорогой Дмитрий!
    Дошел до меня слух, что ты, попав под влияние националиста Сергия Радонежского, поддавшись на уговоры удельных бояр-сепаратистов, взял курс на отрыв Московского княжества от Золотой Орды. Что твои люди повсюду кричат о каком-то "монголо-татарском иге". Что татарских воинов уже называют в московских краях оккупантами. Что в Суздале побили моего баскака. Что ты требуешь, чтобы московские воины присягнувшие Орде теперь дали новую присягу Московскому княжеству…
    Одумайся, брат Дмитрий! Как можно по живому отрезать Московию от Орды? Ты знаешь, что я не великодержавный Чингизист, а едва ли не наполовину Москвитянин.

    Да и кто сказал, что существует отдельный московский народ? Мы – единая Золотоордынская нация.

    Посмотрите на себя, сколько среди вас, московитян раскосых, скуластых и курносых? Недаром есть поговорка: хорошенько поскреби московита и обнаружишь татарина. Ваш язык -почти, что наш. Богатырь, халат, арбуз, диван, тайга, карандаш, деньги, лошадь, чулок, ямщик, чердак, халва, чемодан и сотни других – это ваши и наши слова.
    Это уже потом, при киевской подтравке были выращены и ненародный московский язык, напичканный славянскими словами и соблазн отучить московитов от татарской речи и соблазн московского национализма.
    Ордынские выходцы издревле селились в московских городах и принимали православие.
    Вспомни, Батый сделал Александра Невского своим приемным сыном и доверял ему руководство татарскими и русскими войсками, когда некоторые города наотрез отказались помогать защищать священные границы Орды от тевтонов.
    А где граница между Московией и Татарией? Сотни лет мы прожили вместе не зная никаких границ!

    У кого повернется язык сказать, что Тула, названная именем царицы Тайдулы, жены Джанибековой – московский город?

    Если Тохтамыш сдуру или спьяну дал Василию I ярлык на Нижегородское княжество, то из этого не следует, что татарский народ откажется от земель, которые являются землями татарской славы.

    С особой тревогой я слежу за растаскиванием войска. Вспомним нашу боевую дружбу, скрепленную кровью, – как татары вместе с Глебом Смоленским и Романом Брянским завоевали Литву, как твой дед Иван Калита вместе с ханом Узбеком били тверских предателей! Теперь от воинов, давших присягу Золотой Орде, требуют присяги Москве! Где же твоя воинская честь, Дмитрий? Кто удостоил тебя великокняжеского сана? Мурут! Кому ты на коленях клялся в верности? Орде! А ведь настоящий мужчина присягает только раз в жизни! Предатель!
    Прошу тебя, Дмитрий: опомнись! Не сталкивай лбами наши братские народы.

    История тебе этого не простит.
    Твой брат МАМАЙ
    http://narodna.pravda.com.ua/history/498c412387051/

  7. Библиотекарь

    Поняли:
    "если не имперское самодержавие, русский национализм, следование советско-церковным традициям – то рок-концерты, пиво и гей-парады."
    Украинский национализм – плохо, а вот российский – класс?

  8. Наталья

    За годы моего пребывания в Церкви у меня сложилось такое выражение "Нет плохого Православия, есть неправильно понятое Православие".Во многом это касается и авторов некоторых отзывов.Это их беда,а не вина.Почему люди,придя в Церковь,становятся черствыми – для меня ответ один – чем бы человек не занимался он должен "включать голову".Чтобы ему не говорили и что бы он не видел вокруг себя – всем приходящим в Церковь совет один – ДУМАЙТЕ и несмотря ни на что, идите ко Христу.С Богом!
    С огромным уважением к Вам, о.Петр.

  9. Андрей

    О.Петр как всегда молодец и большой умница! Помогай ему Господь!

  10. Александр Юровский

    Да, во многом у нас человек стал для субботы.

  11. Юрий Тимчук

    Олег, ваша злоба вам глаза застит. Все что написано было про антифа – что о.Петр встречался недавно с одним их представителей. И далее по тексту перечисляется, что отталкивает определенную часть нашей молодежи (и не только) от Церкви, и толкает ее в объятия разного рода мутных личностей, не только нецерковных, но зачастую антицерковных и атеистических. У них тот же бесовский максимализм что и у вас – молчат по поводу разных уродств, значит сочувствуют и т.п. А вы точно так же приписали о. Петру любовь к рок-концертам и пиву – то же ложное противопоставление – если не имперское самодержавие, русский национализм, следование советско-церковным традициям – то рок-концерты, пиво и гей-парады. А в действительности о. Петр весьма консервативный священник и монах, публично дискутировал по поводу рок-концертов с Кураевым. У него очень строгая, традиционная служба. И еще он много больше вас любит и знает Россию – не совдеповского мутанта, а настоящую. Вы можете трепаться о будущем России, а он нет, настолько тяжело об этом думать, вспоминать что было утрачено навсегда.

  12. Олег

    Вот именно, о. Петру с его потаканием проекта лоббиста легализации наркотиков есть в чем каятся и перекаятся, ему надо приводить свою жизнь к Евангелию, а не выдавать лозунги по обогощению. Учитывая его контакты, становится понятно, на чем собирается обогатится "пастырь добрый". Сей добряк предлагает Церкви занятся "правозащитной деятельностью" в стиле соросят: разоблачать действия российских силовиков, которые неправы всегда по определению, защищать "красных скинхедов" за то, что они ненавидят русских. Погиб в разборках скинхед "Ваня Костолом" – и Церковь "виновна", что его не прославила.
    Ксенофоб о. Петр как-то не заметил уничтожения русского населения Северного Кавказа, погромов кавказскими бандами мирных москвичей. Короче: все что против России, то "христианское", что помогает несчастным русским – то Церковь якобы обязана "обличать". Но нехитрые технологии обмана обличают только самого о. Петра. Последние случаи нападения кавказских фашистов на русских в Москве.
    http://www.infox.ru/accident/crime/2008/12/10/chernye%20yastreby.phtml

  13. Рыжий анархист

    Олегу.
    Вы мелочны и непоследовательны. В одних комментах утверждаете: "Не надо боятся "перекаятся". А тут придираетесь к отцу Петру за то, что ему болит. Может местами и перегибает игумен, но его позиция понятна и православна, он следует Достоевскому, для которого счастье всего мира не стоит слезинки одного ребёнка.
    А кому следуете Вы когда не согласны с основным выводом о. Петра про необходимость "приведения нашей жизни в соответствие с Евангелием Христовым"?

    Кстати, по-поводу моего ника. Ключевое слово в нём "рыжий" :-))). Да, и вспомните "ник" патриарха Иакова – "боровшийся с Богом" :-))).

  14. Олег

    Да, насмешил о. Петр основательно. Совсем оскудела либеральная мысль, и ранее зело неразумная.
    ///от рук фашиствующих скинхедов был убит один из лидеров антифашистского движения Иван Хуторской. На днях я разговаривал с молодым человеком, являющимся представителем этого движения. Он произнёс очень резкие слова о нашей Церкви.///
    Только что пробил по гуглу информацию о "жертве фашиствующих скинхедов".
    Краткие отрывки: "Иван Хуторской являлся одним из неформальных лидеров московской группы международной сети Red and Anarchist Skinheads, занимался охраной музыкальных фестивалей, митингов и других мероприятий"…"Ивану Хуторскому по прозвищу Ваня Костолом в последние годы не раз угрожали" Итак – "красный скинхед" по собственному признанию.На фото – не отягченное интеллектом лицо накачанного громилы. Антифа – организация антирусских фашистов, среди прочего занимающаяся охраной маршей педерастов. http://community.livejournal.com/antifa_ws/25032.html
    Почему Церковь должна вступаться за таких деятелей, обличать русских патриотов, якобы причастных к гибели громил, подобных Хуторному? Только потому, что игумену Петру Мещеринову, по его же признаниям, не нравится Россия? Но по сравнению с "красными скинхедами"
    даже банди Япончик, который незадолго до смерти мог и покаятся, отдыхает. Да и Церковь его всего лишь отпела, как положено со всеми, пусть очень грешными, но крещеными людьми, а не хвалила его жизнь. Бог решит, а не игумен Петр, что с ним делать.

    Короче говоря, со своей ксенофобоией к русским игумен Петр сам себя выставляет на смех.

  15. Олег

    Насколько все это однообразное и нелепое старание приспособить Церковь к бреду мира сего скучно. Ведь ничего нового и умного просто не может быть в статьях о. Петра, только одно: осуждение и без того пришибленного тяжелой духовенства, отвержение аскезы.

    ///Пост – добрая вещь, но всё же второстепенная в христианстве; здесь же она подаётся как главное. И получается: на проповеди говорили человеку о Христе – а он приходит в Церковь, и ему говорят о посте, понятие о нужности которого у него ещё не сложились.///
    Пост завещан нам Христом. Если рассказывать басни о том, что Христос завещал нам рок-концерты и пиво, то это не миссия, а бред. Такие "новообращенные" потом еще и начнут "права качать", требуя "перестройки " в Церкви под их ПТУ-шное видение.
    //////Основное качество клира в глазах, не побоюсь этого обобщения, народа (нецерковного народа) – жадность и вымогательство////
    Главное направление либеральной клеветы на Церковь – якобы слишком высокий уровень жизни священников. Он низкий! Хорошо живет часть священников в больших городах, епископат – и то далеко не весь.

    Не буду разбирать всю статью. Везде подобные фразы, и пишет их человек, подводящий теоретическую базу под сребролюбие в Церкви, соратник лоббиста легализации наркотиков в России Зыкова.
    Браво о. Петр! Ваша миссия удалась, все точно знают кто Вы такой!

  16. Евгений Аврамчук

    Устами Петра глаголет Петр. :-)))

Залишити відповідь