Вера святых грешников

Как научиться радостной вере? Этот вопрос я задаю себе давно, потому что для меня очевидно: вера во Христа не может не быть радостной. С возвещения радости начинается Евангелие: “Не бойтесь: я возвещаю вам великую радость”, – говорит ангел пастухам при рождестве Иисуса (Лк 2:10). “Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью”, – так заканчивается Евангелие (Лк 24:52).

О том, что невозможно знать, что есть Бог, и не радоваться, любил повторять отец Александр Шмеман. Он пишет в “Дневниках”: “Печаль о грехе не спасает от греха, радость о Господе спасает”. Действительно, если все в этом мире может стать “отсветом” Царства Божия, то жизнь приобретает иное измерение. Как у апостола Павла: “Уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал 2:20).


Но стремление к радостной вере встречается с осознанием своего несовершенства, греховности и невозможности преодолеть это до конца. Ведь в Царство Божие не войдет ничто скверное. А практическая церковная жизнь фактически заставила нас смириться с тем, что мы “грешники”. Слава Богу, мы можем избегать слишком явных, тяжелых, так называемых “смертных” грехов, которые несовместимы с пребыванием в Церкви: такими как убийство, блуд, отречение от веры. Но что делать с грехами “мелкими”, повторяющимися почти изо дня в день?


Фактически обязательная исповедь перед каждым причащением, как бы часто оно ни происходило, приводит к пониманию того, что, сколько бы ты ни каялся, можешь быть уверен, что так называемые “повседневные” грехи повторятся. В конце концов, привычка к постоянной “греховности” приводит к неумению различить реальный и надуманный грех и к притуплению чувства реального греха.


Кому и зачем это нужно? Богу, Который зовет к Себе не рабов, но свободных, и показывает в образе Отца из притчи о блудном сыне, что готов принимать нас только как Своих детей, но не рабов или наемников? Христианам, которые вместо того чтобы “всегда радоваться и за все благодарить”, погружаются в бесконечное самокопание в мелочах? Или, может быть, это выгодно только тем, кто стремится не пасти стадо Христово, а господствовать над ним? Ведь людьми, в которых вселен комплекс вины, легче управлять. Меня всегда удивляет, когда тот или иной проповедник внушает людям, что они “мразь”, ничто, “твари паскудные”, которые ничего хорошего сделать не могут. Таких проповедников, к счастью, не много, но “тональность” их проповеди встречает отклик в современной “воцерковленной” среде.


Но что будет с людьми, если им постоянно внушать, что они никто и ничто, “где ступишь – там и согрешишь”, ничего доброго сделать не могут, никаких добродетелей и не начинали никогда иметь? Психически здоровые люди просто не воспримут такое внушение и постараются держаться подальше от его источника, либо, если им приходится ходить в храм, где это вещают с амвона, не станут обращать внимания на слова. Но люди более внушаемые станут очень зависимыми от “пастыря” и весьма управляемыми.


А теперь скажите, не приходилось ли вам встречать приходы, где вот такие зависимые и подавленные люди и определяют “атмосферу” церковности? Не встречали ли вы таких “воцерковленных” в особо тяжелой форме, от которых естественно шарахаются нормальные здоровые люди?


Духовной инфантильности и самоуничижению, ложно выдаваемыми за смирение, способствует и “разрыв” в современном понимании святости. Первые христиане: все друг для друга “святые братья”. Понятно, что верующие во Христа и 2000 лет назад не были безгрешными. Апостол Иаков писал: “все мы много согрешаем” (Иак 3:2), не отделяя себя от тех, кто “согрешает много”. Осознание своего несовершенства не мешало первым христианам называть друг друга святыми и стремиться жить свято, соответствуя тому дару, который получили и получают от Господа Иисуса.


С течением веков развитие почитания святых и всего, чем “обрастало” это почитание (особенно появление житий святых как словесных “икон”, далеких от реальности) привело к иному отношению к святости. Хоть святые и не безгрешны (порой далеко не безгрешны), но это святые, а мы кто? Хотя во время литургии на дискосе, где вынутые из просфор частицы представляют собой образ всей Церкви во главе со Христом, частицы в память святых лежат рядом с теми, что представляют живых и усопших христиан, в практической жизни дело обстоит иначе. Между святыми и просто верующими положена великая пропасть. И возникают, например, аргументы такого рода: Кирилл и Мефодий, переводившие богослужение для славян, были святыми, а сейчас переводить нельзя, потому что нет современных Кириллов и Мефодиев. Но кто из святых при жизни считал себя подлежащим канонизации? Не лучше ли современным христианам стремиться к святости, а не оправдывать не-святостью свою бездеятельность? Ведь эпоха святых в Церкви не прекращается, и мы все еще продолжаем жить в эпоху Отцов.


Но как быть с тем, что мы ведь и вправду грешим? Как по настоящему преодолевать грех, настоящий, а не надуманный? Как избавляться от комплекса постоянной вины, которую внушает нам вся система церковного фарисейства? Как обрести подлинного себя и радость о Христе?


Наверное, прежде всего надо понять, что мы не можем совершенно перестать грешить. Если бы иначе, мы не нуждались бы в Спасителе. Но и крайне опасно думать, что можно жить как угодно, а Христос все сделает за нас. Да, я знаю, что я грешник – из опыта своих ошибок и неудач. Но я знаю, что я и святой – ведь такими словами обращается ко мне Евангелие и Церковь во время литургии. Святой не в смысле совершенный, но вступивший в семью спасаемых детей Божиих, член Тела Христова. Есть заповеди, от исполнения которых христиан никто не освобождал. И есть радость Благой Вести – Иисус Христос пришел, чтобы покрыть наши грехи и даровать нам прощение и жизнь вечную. Однако, чтобы принять этот дар, подарок, надо захотеть его, и не словами только, а всем усилием жизни – жизни по правде Христовой. И тогда участие в воскресной Евхаристии будет вновь и вновь переживаться как праздник – пир, наполненный радостью Царства Божия.


Цей запис має 17 коментар(-ів)

  1. Киномеханик

    Сергей Степанович, а Вас часом не Сыроватский фамилия? А то есть тут один, льет желчь на форумах на Украину. Прежде чем кого то в прелести обвинять – себе внемли.

    Как говорит с улыбкой наш батюшка каждому, кто подходит на исповедь: "Ну что, РАДУЕМСЯ ВО ХРИСТЕ"?

  2. Киномеханик

    Сергей Степанович, а Вас часом не Сыроватский фамилия? А то есть тут один, льет желчь на форумах на Украину. Прежде чем кого то в прелести обвинять – себе внемли.

    Как говорит с улыбкой наш батюшка каждому, кто подходит на исповедь: "Ну что, РАДУЕМСЯ ВО ХРИСТЕ"?

  3. Сергей Степанович

    С праздником, желаю вразумления в Истине Христовой заблудшему автору статьи.
    Необходимость плача о своих грехах – составная часть вероучения Церкви.
    Что же касается ересей протопресвитера Александра Шмемана, то его "радость" – не христианская радость. А торжество безбожника, в дерзостной глупости своей заблудшего: " рече безумец в сердце своем несть Бог".
    Радость о Христе – это не шмемановская прелесть.

  4. Наталья

    Все это пишется как учебник. Цель одна: от человека должно исходить радость и добро в любой ситуации. Зло исключается в любой форме:страдание,
    зависть и т.д

  5. Киномеханик

    Уже два раза рассказывал на "Киевской Руси"эту историю из древнего патерика. Расскажу и в третий раз. Сколько можно решать все эти вещи?

    Итак, двое братьев-монахов отправились в город. Там они встретили красивую блудницу, у них все поплыло перед глазами, дьявол тут же подсуетился и монахи, долго не думая, переспали с ней. Естественно, как это всегда бывает после блуда, к нормальным людям пришло осознание греха и они, возвратясь в монастырь с болью и раскаянием исповедали грех. Святые отцы постановили запереть на полгода обеих в одиночные кельи, дабы они своими молитвами и раскаянием расправились со грехом. И когда через полгода братья предстали перед святыми отцами, то последние были премного удивлены абсолютно разным состоянием обеих. Один – был очень грустен, слезы дрожали в уголках глаз, он был очень исхудавшим и вид имел страдальческий. Другой, напротив, был весел, светился счастьем, улыбка не сходила у него с уст, шепчущих Иисусову молитву. Он совсем не исхудал, а даже наоборот. И спросили Святые отцы первого – каким было твое раскаяние. Брат ответил: "Я целыми днями плакал и просил Бога простить мне грех блуда, и просил, чтобы мое затворничество помогло мне искупить вину". Обратились отцы ко второму брату – и тот отвечал: "Я целыми днями радовался и благодарил Бога, что он даровал мне возможность своим затворничеством искупить мой грех". И сказали Святые Отцы – "Раскаяние обеих – РАВНО ПЕРЕД ГОСПОДОМ".

    Имеющий уши да услышит.

  6. Рыжий анархист

    Предлагаю просто игнорировать Игорька.
    Статья-то здоровская и про радость однако. Как сказал один Человек: "И паки реку: радуйтесь!"

  7. Аввакум

    "И везде в "посланиях" "старообрядцев" "Малых" да "Околоточных" торчали ослиные уши либералов".

    Игорь, не надо, не надо…ваши единоверцы все за нас сделают, нам вас и критиковать не стоит. Столько "боков" напороли, что и девать не знаем куда вас.

  8. Николай

    Попытки научить не плакать о своих грехах и радоваться своему убожеству – это не христианство.
    Хотя инфантильным современным людям такая теория понравится.

  9. Киномеханик

    "Вы кого будете слушать: Христа, или Шмемана?"

    Ну, во всяком случае, не Игоря Друзя, который считает, что ему можно оскорблять людей, прикрываясь некоей заботой о благе церкви. Игорь, ответьте, скольких людей вы лично привели к вере, скольким людям благовествовали, скольких людей своими статьями и выпадами привели к Богу? И даже если таковых будут миллионы – то это не дает вам права поносить ни отца Александра Шмемана, ни Павла, ни Околоточного, НИКОГО. Вы считаете себя христианином? Так будьте им. Я вижу перед собой только злостного черносотенца, брызжущего слюной на всех, кто с ним лично не согласен. Очень "христианская" позиция! Вы даже Христа слушаете? И когда это вы его слушали?

  10. Sergej

    насколько я помню, "не бойтесь" и "радуйтесь" – наиболее часто встречаемые в Писании императивы.

  11. Андрей

    Игорь, окститесь – уж. от вас брани исходит – будь здоров! Имейте хотя бы элементарную человеческую порядочность (не говоря уже о христианской) и уважение к людям, к какой бы вы их секте не причисляли.

  12. Игорь

    У меня сразу активный пиар темы старообрядцев на РИСУ, "Религии в Украине" и появление здесь "старообрядцев" вызвало улыбку. Не иначе, думаю, могилянские "мудрецы" новую глупость затеяли. Типа, организовать критику Русской Православной Церкви "справа", вытолкать консервативно настроенных прихожан в раскол.
    И везде в "посланиях" "старообрядцев" "Малых" да "Околоточных" торчали ослиные уши либералов и их же уровень. Начинают с упреков в мракобесии, а заканчивают непременно нецензурной бранью, на которой между собой всегда обращаются "православные интеллигенты".
    "что важнее : Христос или Евхаристия?" – ну кто из реальных старообрядцев может такое брякнуть? Да никто и никогда! Также как и издеваться над "кашей да серафимовским медведем, без которых Россия невозможна". Это только либерал может такую бредятину выдать.
    Недотехнологи либеральной секты.

  13. Александр Юровский

    Вот, что говорил Христос и что написано в Евангелии:

    МФ 28,8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
    9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

    Лк 2,10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
    11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

    Лк 24,52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

    Ин 15,11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

    Ин 16,22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

    Ин 16,24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

    Ин 17,24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

  14. Александр Юровский

    Вот, что говорил Христос и что написано в Евангелии:

    МФ 28,8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
    9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

    Лк 2,10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
    11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

    Лк 24,52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

    Ин 15,11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

    Ин 16,22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

    Ин 16,24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

    Ин 17,24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

  15. Андрей

    "И, что важнее: Христос или Евхаристия?" – Вот от подобных "умных" вопросов и происходят все недоразумения. Если бы только люди научились ставить правильно вопросы!..

    Статья интересная… Тот же о. Александр Шмеман говорит, что живая здоровая вера христианина строится на постоянном балансе между осознанием собственной недостойности и радостью Божьего Причастия, радостью от осознания того, что Бог нас принимает такими, какие мы есть… Ведь на чем будет основана эта радость, если мы будем считать себя святыми или достойными Божьего принятия?..

    Может оттого и учат свв. отцы (в частности, Исаак Сирин, кажется), что воздаяние бывает не труду не подвигам, а результату – смирению… Ап. Павел еще говорит о главной добродетели – любви, которая, как мне кажется, не может быть без смирения – они как неразлучная пара. Я, например, не могу себе представить правильную святую любовь без смирения…

  16. Павел Малый

    Да, св.Отцы согнули нас "в позу виноватого", а современные отцы не торопятся разгибать. Плач о грехах, это конечно хорошо, да только в нём ли смысл христианской жизни? И, что важнее : Христос или Евхаристия?

  17. Игорь

    Да, если уж САМ Шмеман сказал, то это нечто…
    Да только Христос и святые говорили противоположное.
    Вы кого будете слушать: Христа, или Шмемана?
    Св. Писание:
    "Блажени плачущии, яко тии утешатся".
    Мф. 5, 4
    Феофан Затворник:
    "Тужить же и плакать до конца жизни о грехах совсем не излишне. Храните сей страх Божий и им себя оберегайте. Грешник упорный Богу противен, а грешник кающийся приятен Ему. (Вып. 1, пас. 5, стр. II)
    «Начало плача, — говорит преподобный Ефрем, — познание самого себя… Плач созидает и охраняет.

    Плач отирает слезами душу и делает ее чистой; плач рождает целомудрие, отсекает прихоти, усовершает добродетели. Что еще сказать? Плач ублажается Богом… Велика сила слез, братия! Умиление вселяет в нас Единородного Сына, когда вожделеваем Его. Умиление привлекает на душу Духа Святаго. Прп. Ефрем Сирин.

    О протопресвитере А. Шемане и его "радости" и "любви": тема статьи несколько другая, но о нем тоже много
    http://rusk.ru/analitika/2010/03/17/cerkovnye_cenzory_ili_gruppa_tovariwej/#comments

Залишити відповідь