Сотворив мир, Бог благословил отдых

Уже не за горами новогодние каникулы. С одной стороны, если не отдыхать, можно надорваться — примеров много. Но в отпуске мы неизбежно расслабляемся. Не греховно ли такое времяпрепровождение? Может. лучше поехать на это время в монастырь? В чем смысл отпуска? Как надо отдыхать православному? С этими вопросами редакция журнала “Нескучный сад” обратилась к клирику храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовнику воскресной школы священнику Григорию КОВАЛЕВУ.


СПРАВКА: Священник Григорий КОВАЛЕВ родился в 1959 году в Москве. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал охотоведом под Магаданом и в подмосковных заповедниках. В 1989 году рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром. Служил в сельских храмах Костромской и Нижегородской епархий. С 1999 по 2001 год служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), с 2001 года — клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва). Духовник воскресной школы при храме. Мастер спорта по подводному плаванию. Отец четверых дочерей и троих сыновей.


— Отец Григорий, есть ли какой-то духовный смысл в отдыхе или это лишь снисхождение к нашей человеческой немощи?


— Как только Господь завершил творение мира, Он благословил отдых: “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал” (Быт., 2, 2-3). То есть с самого начала дал понять, что отдых человеку необходим. Так или иначе люди всегда периодически отдыхали от дел. В наше время, при совершенно невероятно ускорившемся темпе жизни, это тем более актуально. Ритм современной жизни, особенно в больших городах, изматывает человека морально, а высокая утомляемость – корень раздражительности, гнева, других страстей, мешающих не только работе, но вообще жизни. Просто не надо путать отдых с праздностью. Отдых — не ничегонеделание, но, в идеале, смена места и деятельности. Наоборот, современному городскому человеку, которому в будни не хватает движения, в отпуске необходима хоть какая-то активность. А уж разумную меру этой активности каждый определит себе сам. Одному полезны большие физические нагрузки, другому по возрасту и состоянию здоровья больше подходят умеренные.


Не могу сказать за всех, но у меня, как мне кажется, на отдыхе молитва усиливается. Меньше суеты, жизнь течет спокойней, размеренней, и ничто не отвлекает от молитвы.


— Согласны ли вы с распространенным мнением, что единственная подходящая для православного человека форма отдыха — паломничество?


— В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина “православный туризм”. Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм — даже теперь, когда цены подскочили, он приносит им немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается, забывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы, житейские.


Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет, к церковной жизни не приближает. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был, а я десять, ты в трех источниках искупался, а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное коллекционирование “благодати”. И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске, и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно, разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.


Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.


— Что же в этом плохого? Некоторые священники даже рекомендуют пожить в отпуске в монастыре трудником.


— Это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому “благословению”, как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все “за” и “против”, а потом уже строить планы на отпуск.


Трудничество — свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего “предлагают” поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.


— Что вообще допустимо для христианина на отдыхе? Спорт, легкое чтение, дискотеки, поездки по миру?


— На отдыхе, как и в повседневной жизни, надо руководствоваться словами апостола Павла: “Все мне позволительно, но не все полезно” (1 Кор., 6, 12). Разумная физическая активность в принципе полезна, а человеку городскому, мало двигающемуся, просто необходима. Когда я служил в селе, мне в голову не приходило даже зарядку делать. Хотя хозяйства большого у нас не было, в обычной повседневной работе по дому нагрузок хватало: воды принести, дров наколоть, что-то прибить, починить. В городе мы целыми днями без движения, в идеале хорошо бы находить время для физических упражнений не только в отпуске. А уж в отпуске плавание, греблю, водные лыжи, футбол, волейбол, бадминтон можно только приветствовать. Или, если зимой, лыжные прогулки по лесу, горные лыжи. Многие любят отдыхать в деревне или на даче. Я их понимаю. Кстати, уже четвертый Патриарх подряд оказывается у нас активным любителем собирать грибы.


Если есть возможность съездить посмотреть мир, почему бы нет? Это расширяет кругозор. Чего не скажешь о легком чтении. Легкая литература точно неполезна, она возбуждает в человеке дух праздности, а на отдыхе этому сама обстановка соответствует. Но если человек всегда читает такие книги, вряд ли он в отпуске изменит своей привычке. Это уже не привычка, а страсть.


Также ничего хорошего нет в современных танцах. Во-первых, они совсем не целомудренны, во-вторых, музыка, играющая на дискотеках, вредна для здоровья. Сколько децибел обрушивается там на наши уши! Это небезопасно и для нервной системы, и для слуха, развивает агрессию. Любой врач вам это скажет.


— Но хоть как-то можно в отпуске расслабиться или само такое желание греховно?


— Если человек заранее настроит себя на расслабление, велика вероятность, что он, как один из вариантов, просто начнет непрерывно прикладываться к бутылке. А оправдание всегда найдется: один летать на самолете боится, другой плохо засыпает на новом месте, третьему просто “необходимо” стресс снять. И пошло-поехало. То есть греховно не само желание, а последствия, к которым оно, скорее всего, приведет. Вообще не надо ставить каких-то специальных задач перед отпуском. Отрешиться на время от суеты, от житейских забот можно и нужно. Но как только ты начнешь себя на что-то настраивать, отдыху конец. Ничего не получится. А мы не только настраиваем, но еще и сообщаем о своих планах всем подряд: соседям, сослуживцам, попутчикам. Зачем? Никого не интересуют наши предпочтения мест отдыха, досуга. Надо жить без деклараций, в тишине, в тайне. Научимся так жить, придет и сердечная молитва, мы сможем осознанно попросить Господа о душевном мире. Тогда есть надежда, что мы действительно отдохнем, восстановим силы. А настрои, декларации — это пустое.


— Есть люди, которые прямо говорят, что не умеют отдыхать, не знают, чем заняться в отпуске. Вам часто приходилось такое слышать?


— Очень часто. Чуть ли не каждый третий так говорит, но в большинстве случаев это поза. Да “забудьте” вы мобильный телефон дома, и через день-другой будете прекрасно себя чувствовать в отпуске. Но никто не забывает, не хотят. Людей же, которые действительно не умеют отдыхать, не знают в жизни ничего, кроме работы, не так много.


Мне кажется, не надо им себя насиловать, переделывать, лучше просто найти активное хобби; например, что-то мастерить на досуге. От свободного времени все равно не убежишь, так пусть человек, если не может без работы, меняет вид деятельности. Смена деятельности – тоже отдых, но одновременно он и без работы сидеть не будет. Мне кажется, для трудоголиков это оптимальный вариант.


— Некоторые супруги детей отправляют к бабушке или в лагерь, а отдыхать едут вдвоем. Правильно ли это или все же отдыхать нужно всей семьей?


— Опять обратимся к апостолу Павлу. Подросток должен привыкать к хотя бы периодическим отрывам от семьи, к жизни в коллективе. Конечно, лагерь лагерю рознь. Я четверых младших детей отправлял в лагерь “Большое приключение”, который уже много лет проводят в Карелии известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро. К сожалению, когда мы о нем узнали, трое старших уже выросли. Там дети живут в палатках, ходят в серьезные походы под руководством опытных инструкторов. Мои приезжали оттуда повзрослевшими, возмужавшими. Когда дисциплина и большие физические нагрузки, на глупости не остается ни времени, ни сил. Прекрасный палаточный лагерь с середины 90-х проводит в Нижегородской области мой друг отец Михаил Резин. Они в походы не ходят, живут на одном месте, но тоже сами заготавливают дрова, носят воду, помогают готовить еду. В лагере все время проходят интересные мероприятия. Детьми занимаются. А туда, где праздность, детей посылать не следует. Таких лагерей, к сожалению, сегодня немало. Вожатые расценивают поездку туда в том числе и как отпуск для себя, дети предоставлены сами себе, естественно, ничему хорошему они там не научатся. Но хороший лагерь, где дисциплина, много спорта и активных общих дел, пойдет ребенку только на пользу. И ничего плохого нет, если и родители в это время где-то отдохнут вдвоем, наберутся сил на год вперед.


И в поездке ребенка к бабушке нет ничего плохого. Проблема в том, что многие родители под предлогом своей занятости с малых лет полностью сваливают ребенка на бабушку, сами им вообще не занимаются. Плоды такого воспитания проявляют себя быстро, и они печальны. Но если родители весь год занимаются ребенком, учат его уважению к старшим, почему бы на каникулы не отправить его с бабушкой в деревню или на дачу? Бабушка — тоже близкая родственница!


— А могут ли супруги отдыхать врозь, отдельно?


— Этот вопрос супруги должны решать сами. Если по обоюдному согласию, почему бы нет? Греха я не вижу. Люди все разные, на чьих-то взаимоотношениях такая краткая разлука может сказаться благотворно. Бывают и объективные причины — время напряженное, не всегда удается мужу и жене уйти в отпуск одновременно. На Афон жену не возьмешь. Правда, там, рядом с полуостровом, есть светская зона отдыха. Причем близость монастыря сказывается — нет там курортной вольности, построже как-то все. Вот моя матушка оставалась в этой зоне со своей подругой, а я несколько дней провел в монастыре.


— Вообще отдых священника отличается от отдыха мирянина? От чего больше всего устают священники?


— Физически, безусловно, от долгого стояния. Недаром у священников так распространены венозные болезни ног. А морально, наверное, от однообразия действий. Это касается, прежде всего, исповеди, треб. Особенно в городах, где приходится исповедовать долго, на требы ездить часто. За год усталость накапливается. И, если говорить о семейных священниках, невозможность нормально отдохнуть с семьей. Для нас суббота-воскресенье — самые напряженные дни, в будни же мы иногда бываем свободны, но тогда домашние работают или учатся. Для семейного священника отпуск – едва ли не единственное время для нормального отдыха с семьей.


А чем отличается отдых священника? Я люблю съездить с семьей к морю, там много ныряю, отдаю дань прошлому — в молодости серьезно подводным плаванием занимался. Чаще всего под Анапу, есть у меня там любимое место. Приезжаем с палаткой. Но был и на цивилизованных курортах и там несколько раз невольно наблюдал, как семьи священников (видно было, что это они) по полдня искали место, где их никто не увидит, сооружали какие-то простынные ограждения, выскакивали оттуда в море и тут же обратно. Странная картина, бросающаяся в глаза. Ну можно же найти место немноголюдное, спокойно отдохнуть с семьей, искупаться, не привлекая к себе внимание.


Знаю, что очень многие священники любят рыбалку. Это едва ли не самый популярный отдых у современных отцов. В общем, нормально отдыхаем, по-человечески!


— Вы еще раз напомнили, что у священников на неделе бывают свободные дни. У работающих на пятидневке мирян таких дней нет, и в результате возникает проблема отдыха не в отпуске, а в течение всего года. В субботу всенощная, в воскресенье литургия. Получается, что у православных нет выходных. Как быть?


— Очень сложный вопрос. Я сам часто сочувствую мирянам. Наверное, для них допустимо иногда пропустить вечернюю службу, что многие и делают. Мы не можем запрещать причащаться только из-за пропуска всенощной. Некоторые и на литургии не каждое воскресенье бывают. Формально это нарушение четвертой заповеди, но все зависит от причин. Господь видит сердце человека. Начнет человек расслабляться внутренне, говорить себе, что раз он так тяжело и много работает, ему достаточно в храм раз в месяц (два, три, полгода, год) прийти, станет ходить все реже и реже, если вообще не уйдет из Церкви. Надо стремиться к регулярному посещению храма, воскресной службы, но не как к формальному выполнению закона. В сердце должен быть Бог. Молиться не забывайте.


А не успевают отдохнуть и сделать домашние дела не только православные. Проблема современного человека в неумении остановиться, сбавить темп. Наступил вечер пятницы, надо, говоря автомобильным языком, переходить на вторую скорость. А мы не умеем, и все выходные у нас проходят на той же пятой скорости. В итоге в понедельник никакого ощущения отдыха нет, в голове кавардак, всех дел все равно не переделали, и никакой перспективы. В следующие выходные все повторяется. Единственный выход из этого тупика — учиться снижать скорость.


Беседовал Леонид Виноградов


Милосердие.ру / Нескучный сад

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. Николай

    Как то всё строго . Пускай и мирском и бытовом говорят в паломничествах зато какое то единство. А не как бурдюки 🙂 каждый сам по себе.

  2. Павел Малый

    Можно и из "православного туризма" получить пользу лично для себя. Разумному-то человеку, отчего ж? А, в целом, всё правильно. Бедные монахи, некуда бежать от нашествия паломников.

Залишити відповідь