Не хочу быть современным

Сын заснул у меня на руках. Ему всего три года, и пение в храме подействовало как колыбельная. Пришлось сесть с ним в двух шагах от иконостаса, на возвышение, которое называется солея. Ребенок проспал больше часа. В итоге я лишь наблюдал за окончанием службы, вместо того чтобы участвовать.


Хор пропел последнее “аминь”, вышел настоятель и стал просить прощения. Прозвучали общие слова о Прощенном воскресенье, об обычае перед началом Великого поста просить прощения друг у друга. Он выдерживал большие паузы, но в этом не чувствовалось ни капли наигранности: “Наверное, мы плохие монахи и плохие священники. Простите нас”. У многих прихожан в глазах были слезы. Так же как отец Иона, я смотрел на прихожан с солеи. Настоятель прочитал общее благословение на пост, и остальные монахи тоже стали просить прощения. Длинная вереница из людей в черном, падающих друг перед другом на колени. “Простите меня, отцы, я иногда раздражаюсь”. – “Бог простит, и ты нас прости”.


По мере того как иноков становилось больше, мне все больше казалось, что это не Ионинский монастырь в Ботсаду, не Киев и не XXI век. Это какое-то далекое средневековье. Множество монахов, людей, икон, свечей, непонятный язык, странные просьбы о прощении, требования по ограничению в пище на целых 40 дней. Все это ужасно несовременно, как несовременна сама церковь, называющая грехом все то, что люди считают очень важным и ценным. Но именно за эту “средневековость” я и люблю православие. Когда проповедники идей политкорректности и толерантности призывают меня любить людей, выставляющих напоказ свои противоестественные склонности, когда мне говорят, что подросткам лучше заниматься онанизмом, чем беспорядочным сексом, я ужасно не хочу быть современным.


Я хочу быть диким варваром средневековья, обычным православным, который имеет право грех назвать грехом, добродетель – добродетелью. Который может просить прощения у тех, кого он обидел, падать при этом на колени и не думать, что тем самым он наносит тяжелую рану своей самооценке. Всем нынешним психологам, специалистам по коучингу и личностному росту я доверяю намного меньше, чем святым отцам, писавшим о тонкостях человеческой психологии много сотен лет назад. Потому что Авва Дорофей дает более дельные советы о том, как работать в большом коллективе, чем Дейл Карнеги. Потому что чем меньше современности, тем больше вечности.


Храм почти опустел, сын проснулся. Подошла жена, оказалось, дочка тоже проспала всю службу в коляске. Дети как будто сговорились – чтобы мы смогли побыть на этой службе. Наверное, самой удивительной и самой несовременной службе.


Автор: Влад Головин, “Газета 24

Цей запис має 12 коментар(-ів)

  1. Кирилл

    Не понимаю, почему просьбы о прощении несовместимы с толерантностью (т.е терпимостью, чисто христианской добродетелью), а воздержание от еды – варварство. Христианство как раз учит любить всех людей, чтобы они ни выставляли, а не "любить православие" или средневековие, шум ряс и прочие странные обычае. Такое православие ближе к фарисейству, чем к тому, о чём говорит Евангелие. Современность – миф, но ведь "средневековие" тоже.

  2. Василий

    Хорошая статья. Это современость дмкая и варварская а не старина и если иметь в сердце праильный идеал, то можно подняться до нормального общества

  3. Алексей

    Александру. Как всегда, переводят все на политику, о которой тоже не имеют понятия. Статья глубже примитивных споров о том, кто больше убивал. но если уж хотите, то извольте. Хуссейн казнен по приговору марионеточного "суда" оккупантов, по обвинению в убийстве около 200 человек. Но жители той деревни напали на его кортеж, убили его телохранителя. Такого не потерпят ни в одном государстве мира, будь-то Запад, или Восток. Был бой. Еще его обвиняют в убийстве курдов. Они тоже восстали на центральное правительство. И в любой стране мира это наказуемо. В Британии, например, борются с ИРА. Травил же он их газом. поставляемым правительством США. Рамсфельд в 82 году лично посещал Багдад.
    А вообще американцы сами признались, что напали на Ирак ради нефти. Ни о каких "правах человека" и речи не было. Наши неофиты – американофилы хотят быть святее папы, обеляя Америку лучше самих американцев.

    Нефть была главной причиной военной агрессии против режима Саддама Хусейна, признали в Пентагоне. С сенсационным заявлением выступил заместитель министра обороны Пол Вулфовиц, один из главных американских "ястребов".

    Его заявления, сделанные перед делегатами Азиатского саммита по безопасности, прошедшего в Сингапуре в конце прошлой неделе, подтвердили худшие опасения всех тех, кто выступал против военной агрессии, пишет The Guardian.

    Заместитель министра обороны США сообщил, что оружие массового поражения, уверенность в существовании которого в Ираке выражают Буш и Блэр, – лишь "бюрократический" предлог. Реальным мотивом войны было то, что Ирак буквально "утопает" в нефти.
    Отвечая на вопрос о том, почему с ядерными державами вроде Северной Кореи США обращаются иначе, чем с Ираком, где вообще до сих пор не нашли ОМУ, Вулфовиц заявил: "Давайте посмотрим на это проще. Главное различие между Северной Кореей и Ираком в том, что в экономическом смысле в Ираке у нас не было выбора. Страна утопает в море нефти". "Мы не настолько заинтересованы в контроле над ОМУ, как в контроле над нефтью", – сказал также Вулфовиц.
    http://glavred.info/archive/2003/06/05/110347-4.html
    Что и показывает еще раз дьявольское лицемерие современной политики.
    Насчет Грозного, езжайте в РСФСР (такого государства вообще-то нет на свете), то хамства не комментирую.

  4. Барышня

    Спасибо за этот краткий замечательный очерк. Все так. Я прекрасно понимаю Ваши ощущения, хотя и не являюсь прихожанкой Ионинского:))

  5. Alexander

    В Киевской Руси-Украине нет примеров, да? Только Московия вам пример и Саддамовский Ирак. Понятно…

  6. Alexander

    Товарищ "Алексей"! А вы знаете сколько людей убил Саддам Хуссейн?… Вам не нравится Демократия. Вам нужен Царь Иван Грозный… Езжайте в РСФСР…

  7. Сергей третий))

    а мне понравилось. хотя монастырек, где автору захотелось старины, весьма и весьма модернистский.

  8. Алексей

    Хорошо написано. Человечество превращается в человеческое стадо. Грех становится даже не нормой, а претендует на "святость". В Голландии создана партия педофилов на государственные деньги. Настают времена, когда люди перестают радовать Бога. Что касается времен Иоанна Грозного, то при нем погибло всего где-то 3000 человек. Это его не оправдывает. Но при Буше только в оккупированном Ираке было убито около миллиона. И все под лицемерные стенания о защите демократии. Сейчас окончательно уничтожают Православие в Косово. Дьявол наступает по всем фронтам. Русь просияла сонмом святых, Русь созидалась на жертвенности и идеализме. В тех страшных для нас условиях люди массово жертвовали жизнью за веру и царя, рожали по 10 детей не имея и половины, и трети наших доходов. Много ли сейчас такой веры?
    Простите, если кого обидел.

  9. Владимир М

    Святые отцы, о которых так хорошо говорит автор, часто обращали внимание на добродетель (или дар) рассудительности. Согласен с конкретикой, прозвучавшей в статье, т.е. мне тоже не хочется быть современным в тех же обстоятельствах, что и автору. Но вот отказаться от рассудительности (хотя бы той минимальной, имеющейся у меня) в пользу дилеммы «современность-древность» я бы не торопился. Совершенно верно указал А.М.Копировский, что нужно смотреть по конкретным проявлениям. И каждому конкретному проявлению давать оценку с христианской, с евангельской точки зрения, не важно старое оно или новое. Для тех же, кто все-таки желает себя само-квалифицировать в какой-либо временной шкале целесообразно было бы договориться о понятиях. Если современность – это защита «прав» педерастов, то логично, что нас тошнит от такой современности. Но вот что делать тем, кого не менее тошнит от «подвигов» Ивана IV и Ко, которые кстати были совершены после безупречного с точки зрения Средневековья богослужения. Надо искать добра, света, истины – т.е. Христа, везде – «ныне и присно и во веки веков». Главное, в том, что собираясь в Церковь, мы идем к Предвечному Богу, и выходим из любой современности, вообще из времени, а не совершаем душеуспокоительную турпоездку во времена Алексея Михайловича или преп. Феодора Студита
    Прошу прощения, если это выглядит брюзжанием. Статья безусловно светлая. Просто настораживают попытки на фоне понятного неприятия нынешних безобразий призывы к слепому копированию опыта ХIX (XVII, XIV) веков.
    Для шутки – совсем принципиальным – отказаться Великим постом от обращения к продавщицам в магазине «Девушка, скажите пожалуйста». Говорить только «Рцы ми отроковице».

  10. Сергей Бортник

    Я – другой "Сергей".
    Оно, конечно, возвышенно. Но ведь другого времени кроме нашей современности нам дано не будет. А мы вполне можем приближать ее к вечности, делая подлинно ценной.
    Но в целом хорошо. 🙂

  11. А. М. Копировский

    Влад, я бы слово "современность" взял в кавычки. В контексе ясно, но всё-таки Ваше выражение: "Чем меньше современности, тем больше вечности" звучит чуть-чуть двусмысленно. Ведь для вечности временнЫх преград нет, и наша современность (без кавычек) от нее ничуть не дальше, чем средневековье в лучших его проявлениях. А его худшие, кстати, тоже отнюдь не сахар …
    И в завершение – Александр Величанский (в стиле греческой эпиграммы):
    Современность? Ты миф эфемерный,
    Тебе фимиамы
    Зря курит рифмоплет
    Или философ-профан.
    Нет на свете тебя.
    Человек современен лишь Богу.
    Богу бессмертному вмиг
    Все современны века.

  12. Сергей

    Судя по тому, что сын не уснул, а "заснул", Вы уже на пути к варварству…

Залишити відповідь