Забытый образ поста

Известна патериковая история о том, как два монаха пошли по делам своей обители в город и там, не удержавшись от искушения, согрешили с блудницами. Найдя в себе силы вернуться с покаянием пред лицо своей братии, они получили епитимию – год затвора с сугубым постом и молитвою. По прошествии этого времени один брат явился с видом крайне изможденным, а другой – вполне цветущим. И выяснилось, что хотя молились и постились они одинаково усердно, первый непрестанно оплакивал свое падение, а второй – восхвалял Бога за милость, явленную ему в виде возможности возвращения к спасительному иноческому житию. И тогда старцы монастырские, рассудив, одобрили оба образа покаяния.
Об этой истории я вспоминаю всякий раз, когда наступает Великий пост. Ведь выглядит всё так, словно бы мы лишили себя второго образа покаяния. Всё в нашем великопостном богослужебном строе направлено на помрачение лиц и одежд. Черные богослужебные ризы (нечего сказать – “духовная весна”!), нарочито унылые напевы, батюшки сменяют металлические наперсные кресты на скромные деревянные (или, кто посостоятельнее, на “скромные” костяные, украшенные тонкой резьбой и филигранным серебряным окладом). Кажется, Евангелие (Мф 6:16-18), хотя и читается каждый раз перед вступлением в Пост, но никогда не бывает услышано. И вот уже некоторые из мирян Постом перестают бриться, отращивая бороду, и накладывают на себя иные подобные “аскетические подвиги”.


Окститесь, братия! Пост – это самое замечательное время церковного года! Да, это время покаяния, но и время подлинной духовной радости и веселья. В самом деле, если только покаяние совершенно, то ещё осуществляя его, мы уже опытно познаем в простоте раскаявшегося сердца, что мы прощены, и как никогда ощущаем близость к себе Господа. И напевы вовсе не унылые, если только правильно петь правильный репертуар, а весьма энергичные, в которых чувствуется напряженная сосредоточенность работы духа.


И всё же, хотя старцы и равно одобрили оба образа покаяния, мне кажется, что сравнивать их не совсем правильно, ибо второе – не столько покаяние само по себе, сколько плод уже осуществившегося покаяния. Это веселие духа, даруемое очистившейся душе, является залогом будущих благ, и ещё полнее, если только достойно пройдем этот Пост, мы ощутим его в Пасхе, а уж во всей полноте, как все дерзновенно надеемся, когда соединимся в горних обителях с бесконечно любящим нас Богом.

Цей запис має 2 коментар(-ів)

  1. архимандрит Тихон

    Браво! умница!!!!!!!

Залишити відповідь