Максим Урбанович: “Я знаю, что есть надежда”

Мы публикуем интервью с Максимом Регисом Урбановичем, подготовленное сотруднакми издания “Южно-Сахалинск сегодня”. Напоминаем читателям “Киевской Руси”, что летом 2006 года Максим посетил Киев, где в течение недели встречался с молодежью.


* * *


В редакцию позвонил руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии отец Виктор: “Не хотите ли встретиться с интересным гостем?”. Мы и сами любим гостей, и читателей охотно с ними знакомим. Поэтому на следующий день православный миссионер Максим Урбанович в сопровождении переводчика и отца Виктора уже был в редакции. Высокий, улыбчивый, с очень живой мимикой и выразительной речью, он абсолютно не соответствовал сложившемуся представлению об облике миссионера – аскета с горящими глазами. Хотя глаза, конечно, у него горят. Но не фанатизмом, а любовью к жизни.


– У вас, если не отвлекаться на детали, русская фамилия.


– В моем роду очень крепкие русские корни. Мой прапрадед служил в царской армии, в 1913 году эмигрировал в Америку. Семья там прижилась, дерево пустило ветви, и я – одна из ветвей на этом мощном стволе.


– Когда предполагалась поездка в Россию, не возникло ли у вас мысли, пользуясь случаем, отыскать свои корни?


– Специально перед собой такую цель я не ставил, потому что главная моя задача – это миссионерство. Но я был в одном местечке в Белоруссии, на границе с Литвой и Польшей. Там есть могилы с фамилией Урбанович, и еще много фамилий с таким же окончанием.Думаю, отсюда и пошел мой род.


– Вы американец в четвертом поколении. Это уже непреложный факт, или вы все же ощущаете себя русским? И если это так, то в чем это проявляется?


– Я не буду утверждать, что моя семья живет по русскому укладу и традициям. Разве что немного. Например, мы любим восточноевропейскую кухню. Но разве дело в том, чтобы носить косоворотки? Я ощущаю свою связь с Россией через православие. Очевидно, это то, что должно было вернуться через поколения.


– Но сначала вы пребывали в иной вере.


– У меня была католическая семья. А я по существу тогда интересовался совсем другими вещами, в частности, серьезно занимался спортом, играл за национальную команду по футболу.


– И что должно было случиться в вашей жизни, чтобы молодой спортивный человек вдруг решил посвятить себя служению Богу, да еще и сменил веру родителей?


– У каждого свой путь к Господу. Мои родители развелись, и это обстоятельство сильно на меня повлияло. В каких-то конфликтных, сложных ситуациях молодым людям свойственно искать причины не только во внешних, видимых событиях. У меня возникли более глубинные вопросы, на которые я попытался найти ответы в Библии. Я их нашел именно в православии. И одновременно понял, что тот успех, которого я добился в спорте – это нечто эфемерное, пустое.


– И вы отставили карьеру?


– Без сожалений.


– Но почему все-таки миссионерство? Стали бы священником, мирно бы служили рядом с домом.


– Это был зов. У каждого человека есть зов, только не все к нему прислушиваются.


– Вот так просто все и произошло – вчерашний спортсмен стал православным миссионером?


– Ну, не все так просто и быстро. Я поступил учиться в Регентский университет, а во время учебы был направлен на стажировку в Африку. Теперь за моими плечами 39 стран, множество городов и деревень. Только в России я посетил более ста городов.


– Мы с вами разговариваем с помошью переводчика. Но как вы общаетесь со своей паствой, не владея ее языком?


– У любви один язык. Я несу людям азбуку православия, а она проста и человечна, и потому понятна многим. Но все же в моем запасе есть знание испанского – его мы изучали в колледже, как российские дети изучают английский в школах. Еще немного говорю по-немецки, на суахили. Последнее – это дар Африки. А вообще язык проще осваивается при его практическом применении.


– А русский?


– Мне хотелось глубоко изучить русский, и я уже было начал это делать, но поездки в Азию заставили отложить это намерение. Но кое-что осталось. ( в ходе беседы Максим Урбанович несколько раз вставил русские фразы. Прощаясь, сказал: “Большое спасибо”.)


– Наверное, вам многие могут позавидовать – 39 стран! Экзотика, интересные традиции…


– Работа. Я не турист, хотя с интересом воспринимаю все новое и необычное. Но для меня на первом месте люди и мое служение.


– И тем не менее, какое впечатление было самым сильным?


– В 1993 году я был в Кузнецке. Зал крытого стадиона, рассчитанный на 16 тысяч, вместил 25 тысяч желающих услышать слово божье. Это непередаваемое чувство – увидеть столько внимательных глаз, чувствовать, как человек, которого считают падшим, преображается на твоих глазах. В армянском городе Севане проповедовал на рынке, где собралось семь тысяч человек. Потом местный священник, хорошо знающий своих прихожан, рассказал, что многие каялись в своих заблуждениях. Наблюдать духовный переворот и знать, то ты причастен к этому великому событию – что может быть сильнее?


– Но впервые Россию вы посетили…


– В 1991 году. Здесь происходила перестройка, и многие метались в поисках духовного пристанища. Старые истины рухнули, новые не сформировались, и в этот духовный вакуум хлынули западные проповедники. Это было и хорошо, и плохо одновременно. У россиян все- таки появилась свобода совести, они могли выбирать. Но чтобы иметь возможность читать хорошую книгу, надо знать азбуку. Вот с тех пор я и несу эту азбуку в Россию.


– Человек обычно настороженно относится к попыткам склонить его на свою сторону. Как вы реагируете на отторжение ваших проповедей?


– Из тысячи отвергающих найдется сотня принимающих. Я спокойно отношусь к этому, потому что вижу себя лишь посредником между людьми и Богом. У каждого есть воля, но есть и ответственность за свой выбор.


– Не всякому человеку дано воздействовать словом на умы и души людей. Вы обладаете какими-то приемами работы с аудиторией?


– Особенности проповедничества – это действительно работа с большой аудиторией в короткие сроки. Но если вы имеете в виду приемы воздействия на толпу, то я не работаю с толпой. Я всегда обращаюсь к отдельному человеку, даже если передо мной будет находиться полмиллиона людей. Это мой главный метод, если можно так выразиться.


– Бывали ли случаи, когда вас не принимали с вашей миссией?


– Бывали. Но в Библии сказано – если не примут вас, отрясите прах со своих ног.


– А желание вернуться туда еще раз, взять, так сказать, реванш, оно присутствует?


– Иногда надо понять, почему не приняли и почему Господь не послал меня туда еще раз. Если бы послал, я бы поехал.


– Какие встречи вам особенно запомнились в России?


– В этом году я познакомился со священником из Оренбурга Николаем Стремским. Этот человек взял к себе в семью 60 приемных детей. И это меня очень по-человечески тронуло. Не каждый способен на такой духовный подвиг.


– А у вас дети есть?


– Почти четверо. Потому что четвертый родится в октябре.


– Семья разделяет ваши убеждения?


– Конечно.


– Но вы ведете кочевой образ жизни. Это никак не сказывается на взаимоотношениях с родными?


– Они меня понимают. И я благодарен им за такую жертву. Семья живет в штате Вирджиния, а ведь я еще и служу в Вашингтонском приходе. Приходится и дома много ездить.


– А отдых у миссионеров бывает?


– Обычно перерыв между дальними поездками составляет от двух недель до месяца.


– И чем вы в это время занимаетесь?


– Тем же, чем и все нормальные люди. Люблю возиться по дому и на участке, ездить на природу, ловить рыбу, заниматься спортом.


– Значит, спорт вы окончательно не оставили?


– Теперь я занимаюсь им для своего удовольствия. Ну и для поддержания формы, разумеется. Люблю поработать с тяжестями, да и просто активно поиграть с детьми.


– Вы чадолюбивый отец?


– Да. Самая моя большая радость – встреча с семьей.


– Хотели бы вы, чтобы дети разделили ваши убеждения и последовали по вашим стопам?


– О, конечно! И я буду способствовать этому.


– Ремнем и пряником?


– Никакого насилия. Мы недооцениваем внутренний мир детей, большинство из них имеют глубокие внутренние убеждения. Моему старшему сыну десять лет, и у него уже есть внутренний мир. Мое дело, как отца, помочь ему укрепиться в своих убеждениях. А для этого возможен только один путь – любовь.


– Вы будете разочарованы, если они все-таки изберут другой путь?


– Дело не во мне, а в них. Каждый должен пройти свой путь. А нам, родителям, остается только понять и принять их выбор.


– Вам, человеку проповедующему, свойственно испытывать досаду, если проповедь не достигает своей цели?


– Я бы сказал не досаду, а грусть.


– Почему для своей очередной поездки вы избрали Сахалин?


– Это не я его избрал, а он меня. Я приехал по приглашению владыки Даниила, чтобы определиться, насколько здесь нуждаются в моей помощи.


– Определились?


– Да. Я почувствовал очень большое и искреннее стремление к духовной жизни, а значит, мне есть кому служить. Обязательно сюда вернусь, хотя о каких-то конкретных сроках говорить рано.


– На Сахалине работает много ваших соотечественников, американцев. Предполагаете ли вы, что и они составят часть вашей будущей аудитории?


– Вряд ли. Они приезжают сюда с определенной узкой целью – зарабатывать деньги. А я несу слово Божье.


– Не могу не задать дежурного вопроса – как вам природа Сахалина?


– Впечатляет. Чувствуется дыхание океана – жарко и влажно.


– Вам еще повезло. Могло быть холодно и влажно, это хуже. Где вы успели побывать за два дня пребывания на острове?


– Был на Анивском заливе, купался. А что касается встреч, то особенно запала в память беседа с детьми из Троицкого детского дома.


– Каковы ваши ближайшие планы?


– С Сахалина я уезжаю в Белгород, а потом мне предстоит учеба в Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании. Возможно, а дальнейшем я буду рукоположен в священники.


– Неужели оставите миссионерство?


– Все в руках Божьих. Но я хотел бы продолжать поездки.


– Чего вы больше всего боитесь?


– Я боюсь покоя души и потери своих близких. Наши страхи совпадают?


– В общем-то да. Нет ли у вас усталости от несовершенства мира? Не посещает ли иногда пессимизм, когда вы видите, что человек по-прежнему слаб, сколько бы вы ни проповедовали?


– Я оптимист, потому что Господь – самый большой и вечный оптимист. А в остальном я такой же человек, как и все: сомневаюсь, боюсь, грущу. Но я знаю, что есть надежда.


Беседовала Виктория Василенко


“ЮЖНО-САХАЛИНСК СЕГОДНЯ” N66(256) от 24.08.2006г.


Сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии

Залишити відповідь