Современные образы церковности, или в какую Церковь мы призываем людей?

Давно и не нами замечено, что даже безупречно верные определения фундаментальных понятий не гарантируют их правильного осознания, если они не находят подтверждения в человеческом опыте. Так слова из Символа нашей веры о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви – богочеловеческом организме Тела Христова, оживотворяемого Святым Духом – весьма мало говорят тем, кто едва ступил на порог храма.

Чтобы предельно честно провозглашать миссионерский призыв миру присоединиться к Христовой Церкви, попытаемся методом исключения – апофатически – определить то, чем Церковь не является, т.е. сформулировать заблуждения и расхожие стереотипы, наиболее живучие в постсоветском общественном сознании. При этом отметим, что описываемые образы церковности диалектически поддерживаются как светским, так и клерикальным менталитетами.

Этнокультурное гетто. Именно так Церковь хотели бы видеть атеисты и сторонники секулярного гуманизма. То есть, вы, ребята, за оградами храмов и монастырей шаманьте себе на здоровье, но не сметь оттуда вылезать и проявлять активность в общественной жизни, не сметь лезть в образование и т.п. Позиция понятная, не раз озвученная, но, слава Богу, пока не реализованная.

Близко к этому примыкает образ “отстойника” для слабых и “больных на голову”, который весьма распространен в блогосфере, т.е. в среде относительно молодых людей – активных пользователей интернета. По их мнению, большинство церковного народа – мракобесы, агрессивные социопаты и психически нездоровые люди, в штыки встречающие всё передовое и прогрессивное. Именно в рамках этого образа придуман ёрнический термин «православие головного мозга»…

Некий эвфемизм предыдущего образа – кружок по интересам. Образ со стороны внешних понятен: кого-то интересуют марки, кого-то – религия. Но и в церковной ограде есть соблазн превратить общину в такой кружок, когда главным становится не наше предстояние перед Богом, а сопутствующие занятия и общения. Вне всяких сомнений, необходимо заниматься катехизацией, полезно слушать лекции, смотреть и обсуждать фильмы, приятно вместе пить чай или петь хором. Эти внебогослужебные занятия могут стать миссионерским мостом к храму и литургии, украшать, оживлять и поддерживать общинную жизнь. Но если они будут оставаться самодостаточными, то кружок в общине постепенно может переродиться в Элитарный клуб церковных снобов – собрание только для «своих», в псевдоправославную интеллектуальную секточку, где теряется основополагающий принцип открытости Церкви к Богу и миру.

Как ни странно, со стороны части церковного народа упомянутый выше образ гетто тоже имеет поддержку, где он понимается как место спасения для избранных. Позиция по сравнению с секуляристами вывернута наизнанку: только мы – настоящие православные – знаем истину, а весь остальной мир «лежит во зле», и нечего нам там делать, потому что «мир сей» уже осужден и обречен на погибель. Такой самонадеянный изоляционизм порождает внутрицерковное сектантство типиконно-ревнительского толка.

Следующий образ, говорящий сам за себя: магазин духовных услуг. Человек приходит в храм, чтобы решить свои проблемы и удовлетворить, как выражались в советское время, свои духовные потребности. Этот образ языческого культа, а не Церкви – прикладной магизм и обрядность подменяют жизнь по Христовой вере. Образ духовного супермаркета превосходно вписывается в потребительское сознание и отлично встраивается в современную оккультную среду, где общим местом уже давно стали гороскопы и услуги разномастных колдунов и гадателей. Священнослужители при таком подходе также исполняют жреческо-авгурские функции, а для некоторых из них такая роль ни за что не отвечающего почетного удовлетворителя духовных нуждстановится удобной личиной, под которой можно спрятать и которой можно оправдать всякий грех.

Эффективный общественный институт. С точки зрения властей и светского общества, этот образ вполне понятен. В период кризиса национальной самоидентификации, власть ищет идеологическую опору в традиционных ценностях народа, и это, безусловно, логично. Но если из веры сделать лубочную, гламурную  или триумфалистскую идеологию, мы вновь рискуем наступить на грабли тоталитаризма, действующего уже не под коммунистическими, а под псевдоправославными лозунгами. Но и во внутрицерковном пространстве оказывается немало приверженцев этого взгляда. И здесь мы напрямую сталкиваемся со своеобразным пониманием того, что есть миссия по существу. У сторонников «эффективного миссионерства» логика такая (далее цитируем часть текста, обсуждавшегося недавно в интернете): “эффективный церковный менеджер умеет «решать проблемы», ладить с администрацией и добывать деньги. Всё это нужно для того, чтобы строить храмы и расширять церковную сеть. А это, в свою очередь, нужно для того, чтобы увеличить присутствие и влияние Церкви в обществе и в мире. Это увеличение присутствия Церкви и понимается как миссионерство, т.е. как прямое исполнение заповеди: «идите, научите все народы, крестя их…». Эффективный менеджер – действительно лучший миссионер, если понимать миссию как Крестовый поход. Кто же, как не человек, умеющий решать проблемы в миру и мирскими способами, способен привлечь под иго Христово новые тысячи неведующих истины душ? А ведь здесь легко проявить некоторую гибкость и, отказавшись от неэффективных методов проповеди и христианского свидетельства (состоящих в удалении от мира, в нищете, в милосердии, в аскезе и хранении апостольской и святоотеческой чистоты веры и жизни, в уповании на Промысел Божий и т.д.), обратиться к тому, что все имеют под рукой – мирскому опыту, который более знаком, более эффективен (это исторически доказано) и более всем понятен…”.

На наш взгляд, миссия – это не механическое увеличение количества храмов и умножение численности их посетителей, а рост в обществе доли людей, осознающих себя православными христианами без идеологических и потребительских иллюзий, и только поэтому становящихся членами Церкви. Эти иллюзии – путь «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8), а значит, от Христа и против Него.

Снова повторим вопрос, вынесенный в заголовок: в какую Церковь мы призываем людей? В гламурно-триумфалистскую, эффективно-институциональную, лубочно-елейно-типиконную, интеллектуально-элитарную?.. И остается только надеяться, что вопреки всем человеческим заблуждениям, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, принимая в себя нашу немощь, благодатью Христовой немощное уврачует и оскудевающее восполнит.

Автор – священник, пользователь ЖЖ frgeorgio

Цей запис має 3 коментар(-ів)

  1. Христос основал в 1-ом веке ВИДИМУЮ или НЕВИДИМУЮ Церковь?

    Невидимая Церковь — это вовсе не значит неузнаваемая, потаённая. Истинная Церковь Христова, являясь вместилищем Духа невидимого, — нескрываема. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,4). Для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить её на подсвечнике? (Мк. 4,21). Церковь, будучи таинственным Телом Христовым, — видима! Собор 51-го года был ли собором Церкви истинной? Безусловно. Он был видим и запечатлён Писанием. Собор 325-го года, «Символ веры» которого баптисты приняли, был ли собором Церкви? Да, и был видим и запечатлён в истории.

  2. О. Аввакуму.

    Поэтому-то протестанты и не понимают – зачем им нужно возвращаться в Православную – истинную церковь.

    Они просто неправильно трактуют понятия и не различают видимую церковь от невидимой. По их мнению единство церкви основано на единстве невидимой (или еще – таинственной) церкви – да такая церковь одна, и в этом наши мнения совпадают. Но когда речь заходит о видимой (земной) церкви – здесь мы расходимся. По их мнению таких церквей (т.е. деноминаций) может быть видимо-невидимо. И при этом еще любят притянуть за уши слова бл. Августина, что, дескать, в главном единство, а во второстепенном – разнообразие. По их мнению, разнообразие деноминаций – это второстепенная вещь, на которую можно спокойно закрывать глаза. По нашему же мнению – видимая церковь тоже одна (как одна Истина) – и это не только немаловажно, но и жизненно необходимо. Иначе – мы грешим против Истины, т.е. против Самого Бога. Или другими словами – становимся просто богохульниками. Протестанты этого, к сожалению, или не понимают, или не хотят понимать.

  3. “ЦЕРКОВЬ БЕЗ СТЕН” – книга протестантского проповедника Джима Петерсона проливает довольно таки ясный свет на то, что является церковью. Очень удачное даже само заглавие, для понятия и определения церкви. Это сообщество людей объединенных верой в Бога. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я, посреди их”Еванг.

Залишити відповідь