Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Богослужение > Вечернее и утреннее молитвенное правило: опыт литургического творчества

Богослужение

Вечернее и утреннее молитвенное правило: опыт литургического творчества


Не секрет, что у многих христиан после нескольких лет чтения одного и того же молитвенного правила утром и вечером внимание притупляется, мысли все чаще начинают рассеиваться, и все труднее бывает сосредоточиться на словах молитвы. Для возгревания в себе молитвенного духа и преодоления рассеянности порой советуют разнообразить молитвенное правило. В отличие от церковного богослужения, домашняя молитва не регламентируется церковным уставом, она призвана быть живым «движением духа». Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал в минуты молитвенного подъема откладывать в сторону молитвослов и обращаться к Богу своими словами. Но что делать, если своих слов — нет или недостаточно?

Принятое в Русской Церкви домашнее молитвенное правило отличается от греческого. Наши православные братья-греки используют сокращенные повечерие и полунощницу в качестве  вечерних и утренних молитв соответственно. Принятый в РПЦ свод утренних и вечерних молитв получил распространение не ранее XVIII-XIX веков. Ничто не запрещает и сегодня несколько изменять или разнообразить содержание молитвенного правила. Так, порой духовники рекомендуют в качестве правила читать по кафизме из Псалтири, главы из Евангелия и Апостольских посланий и пр.

В качестве удачного, на наш взгляд, примера, который можно использовать для молитвы, публикуем опыт соединения текстов Писания с молитословиями Часослова, выполенный Михаилом Зеленым.

* * *

Мне давно уже приходило в голову, что два места из Нового Завета — 1 Пет 1:3-5 и Еф 1:3-14 — по форме напоминают иудейские брахи, но, разумеется, уже с чисто новозаветным содержанием (потому что начинаются они не «Благословен Господь, Бог наш, Царь вселенной», а «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа»):

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

Может быть даже, что эти тексты (дословно или в несколько перефразированном виде) некогда были литургическим текстами — либо просто в Посланиях процитированы употреблявшиеся первыми христианами молитвословия (может быть даже, кстати, в Ефесянах — часть евхаристической молитвы), либо, наоборот, эти тексты из Посланий могли позже использоваться как молитвы. Разумеется, я тут ничего с уверенностью не утверждаю, а просто делаю предположение.

В любом случае мне эти тексты очень нравятся, и как-то жаль, что сейчас в Православной Церкви они не имеют употребления как в личной молитве, так и в общественном богослужении (разумеется, они читаются как литургические зачала, но я не об этом). Но, как известно, «келья устава не знает» — никто и ничто не мешает при наличии желания использованию их в личной молитве.

Я вот так и попробовал. Мне это последование настолько понравилось, что я его иногда употребляю в качестве краткого молитвенного правила. На мой взгляд, очень осмысленно получилось. В целом такая структура: призыв благословить Господа — ответ на него «Благословен … избравший нас прежде сложения мира быть святым и непорочным перед Ним в любви» — «Возлюби Господа, Бога твоего» с раскрытием того, что это означает: «должны быть такие чувства, как во Христе Иисусе = возьми крест свой». Т.е. начинаем с творения мiра и заканчиваем Крестом. Вторая часть, начиная с «Тако возлюби Бог мiръ…» — о Жизни Вечной, воскресении: «Благословен… породивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» и «Да приидет Царствие Твое» молитвы Господней. Иными словами, последование охватывает всю Священную Историю.

Мне думается, что слова из Второзакония и Евангелия «всем сердцем, всей душей и всеми силами» есть прямое следствие из единства Господа: Он един внутренне («Троица единосущная и нераздельная»), Он един Господь у тебя — и ты тоже должен быть внутренне единым, иначе получается, что у части твоего сердца, души и сил Господом является Бог, а у части — что-то иное, т.е. бесы и/или твои страсти («так как много есть богов и господ много» — 1Кор 8:6). И именно поэтому и получается, что «праведник всегда кается» — он видит, что еще все-таки не совсем «всем сердцем, всей душой и всеми силами».

И связка Лев 19:18 («Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь») с Евангелием — не случайна, а тоже есть следствия единства Божия: если Господь у нас един, то и мы, народ Его, должны быть едины, потому-то «и возлюби ближнего как самого себя».

И еще одна важная связка — с Флп.2:5-11: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 1и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

«Должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» — это тоже, в общем-то, развитие мысли «всем сердцем, всей душей и всеми силами» (только Христос смог исполнить эту заповедь до конца — потому, что «был послушным даже до смерти, и смерти крестной»). Ну и отсюда уже прямой выход на: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…»

Кроме того, в начало и конец приведенного ниже чина добавлены по две молитвы из Часослова для чтения утром и  вечером. Взяты «утренние» молитвы из междочасия 1-го часа (см. в Великом Часослове), а «вечерние» — одна печатается после вечерни («аще хощеши, чти молитву сию»), другая входит в чин Великого повечерия (на самом деле это 2 молитвы малых антифонов песненной вечерни). Это позволяет, например, использовать данный чин как дополнение к утреннему и вечернему молитвенному правило или (для дерзающих) вместо него. Но можно их в чин и не включать.

Ну и завершает чин «С нами Бог» из книги пророка Исаии (заимствован из все того же Великого повечерия).

Все пояснения взяты из блога автора с его любезного разрешения.

Итак, текст последования.

* * *

Вечером начинай с этой молитвы:

Благословен еси Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, и приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам прости вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея, и щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми Твоими ангелы, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния и всякаго навета сопротивнаго. Подаждь же нам и настоящий вечер с приходящею нощию совершен, свят, мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Утром же читай молитву сию Василия Великого:

Боже Вечный, Безначальный и Присносущный Свете, всякия твари Содетелю, милости Источниче, благости пучино, и человеколюбия неизследимая бездно: просвети на ны свет лица Твоего, Господи, возсияй в сердцах наших умное Солнце правды, и Твоего веселия душы наша исполни, и научи нас Твоим поучатися присно и вещати судьбам, и исповедатися Тебе выну, нашему Владыце и Благодетелю. Рук наших дела к Твоей исправи воли, и деяти нам Тебе благоугодная и любезная благопоспеши, да и о нашем недостоинстве прославится Твое Пресвятое Имя, Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Божества же и Царства: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь.

И далее продолжай:

Се ныне благословите Господа вси рабы Господни, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нем и мы, услышав слово истины, благовествование нашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. Аминь.

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Cказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли,
хлеб наш насущный даждь нам днесь,
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим,
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого,
яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

И вечером продолжай молитву сию Великого Василия:

Господи Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни, избави нас и от всякия вещи во тьме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяние. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти, неискушены от злых. И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и умертви уды наша сущия на земли: да и сонным безмолвием просветимся зрением судеб Твоих. Отими же от нас всякое мечтание неподобное, и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы, утверждены в вере, и преспевающия в заповедех Твоих, благоволением, и благостию Единороднаго Сына Твоего: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Утром же читай сию молитву Василия Великого:

Посылаяй свет, и идет, возсияваяй солнце на праведныя и неправедныя, лукавыя же и благия: творяй утро, и просвещаяй всю вселенную, просвети и наша сердца, Владыко всех: даруй нам в настоящий день благоугодити Тебе, сохраняяй нас от всякаго греха, и всякаго лукаваго деяния, избавляяй нас от всякия стрелы летящия во дни, и от всякия сопротивныя силы, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы, невещественных Твоих служителей, и пренебесных сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

И заканчивай так:

С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Услышите до последних земли: / Яко с нами Бог.
Могущии покаряйтеся: / Яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете, / и паки побеждени будете: / Яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, / разорит Господь: / Яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, / не пребудет в вас: / Яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, / ниже смутимся: / Яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего Того освятим, / и Той будет нам в страх: / Яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, / будет мне во освящение: / Яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, / и спасуся Им: / Яко с нами Бог.
Се аз и дети, яже ми даде Бог: / Яко с нами Бог.
Людие ходящии во тьме, / видеша свет велий: / Яко с нами Бог.
Живущии во стране и сени смертней, / свет возсияет на вы: / Яко с нами Бог.
Яко Отроча родися нам, / Сын, и дадеся нам: / Яко с нами Бог.
Егоже начальство бысть на раме Его: / Яко с нами Бог.
И мира Его несть предела: / Яко с нами Бог.
И нарицается Имя Его, / Велика Совета Ангел: / Яко с нами Бог.
Чуден Советник: / Яко с нами Бог.
Бог крепок, Властитель, / Начальник мира: / Яко с нами Бог.
Отец будущаго века: / Яко с нами Бог.
С нами Бог, разумейте языцы, / и покаряйтеся: / Яко с нами Бог.

Дата публикации: 24.01.2013