Последнее время в ряде православных изданий снова возобновляется полемика о частоте причащения и, в связи с этим, о подготовке ко Причастию. На написание этой заметки меня подвигли размышления священника Сергия Свешникова из Орегона, США, опубликованные накануне Рождественского Сочельника в личном блоге автора и через несколько дней перепечатанные порталом “Православие в Украине“. Позиция отца Сергия такова: большинству мирян причащаться следует в каждый из двунадесятых праздников и в каждый из четырёх постов, плюс на именины и в престольный праздник, итого 18 раз в году. О тех же христианах, которые причащаются каждую неделю, отец Сергий говорит, что из опыта общения с ними заметил не только никакой пользы от такой частоты причащения, но и “много вреда”.
Безусловно, есть опасность недостойно приступить к таинству. С этим согласны как сторонники, так и противники частого причащения. Более того, я уверен, что обе стороны согласны с тем, что участие в евхаристической трапезе должно быть серьезным и ответственным. Само по себе частое причащение не меняет автоматически жизнь в лучшую сторону и не делает причастника более “святым”. Поэтому христиане, намерившиеся приступать к Чаше чаще, прежде чем спрашивать на это благословения священника, должны осознать, что частое причащение требует более ответственного подхода к повседневным делам.
Но разве жизнь христианина не должна быть ответственной в принципе? Разве внимание к своим словам и поступкам, эмоциям и устремлениям требуется только на время какого-то периода “подготовки ко Причастию”? Не лучше ли воспринимать всю нашу жить как время подготовки и ожидания встречи с Господом Иисусом Христом, которая несомненно совершится в “конце времен”, но уже сейчас может быть нами быть принята и пережита – пусть еще и не во всей полноте – в том таинстве, когда Церковь, народ Божий, собирается вокруг Христовой трапезы?
Почему ты собираешься причаститься? Чаше всего на этот вопрос, наверное, ответят так: потому что подготовился, постился, вычитал каноны, получил благословение священника. Вряд ли услышишь иной ответ: потому что хочу исполнить заповедь Христову, отвечая на Его призыв. Чаша с Телом и Кровью Господними, которую выносят священнослужители, предлагается Самим Богом. И епископ, и священник – не “распорядители” евхаристической трапезы, но священнослужители – служители у Бога, Который один только и распоряжается по-настоящему Святыми Дарами. А Господь зовет ко Причастию всех христиан, и не случайно Его слова повторяются во время литургии: “Примите, ядите… пийте от нея вси…”. Поэтому те, кто приступают к Чаше, делают это не по причине своего личного благочестия, достоинства или каких-то заслуг, но потому что их приглашает Господь, Пастырь добрый. А “овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его” (Ин 10:3-4).
Вопрос послушания Богу – ключевой для Библии. Господь зовет – верующий отвечает. Он призвал Авраама, который послушал голос Божий и исполнил то, к чему призывал Господь, и через это стал “отцом всех верующих” (Рим 4:11). А вселенская катастрофа – грехопадение человека и вторжение в мир смерти – имела причиной непослушание Богу.
Интересно, что именно с древом познания добра и зла, от которого было запрещено вкушать Адаму и Еве, сравнивает Евхаристию преподобный Ефрем Сирин. Заповедь не вкушать плодов от этого древа была дана людям не навсегда, а на определенное время. Сравнивая весь сотворенный мир с храмом, а Эдемский сад – с “трапезой”, св.Ефрем Сирин называет древо познания – алтарем, “святым святых”, в которые человек (поставленный Богом на земле как царь и священник) мог войти со временем, при определенных условиях. В древе познания, пишет преподобный Ефрем Сирин, была заключена “слава рая”, поэтому всякий, “вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать, ибо увидит собственное бесславие и устыдится”.
Об этом же пишет и святитель Григорий Богослов в знаменитом слове 38, на Богоявление, или Рождество Спасителя. Кстати, именно это слово по принятому у нас церковному уставу полагалось читать во время рождественского всенощного бдения. Согласно свт. Григорию, Бог “дает и закон для упражнения свободы. Законом же была заповедь: какими растениями ему пользоваться и какого растения не касаться. А последним было древо познания, и насажденное вначале не злонамеренно, и запрещенное не по зависти; напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно, но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании; подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока”.
Не правда ли, очень точно описана Евхаристия? Сравним со словами апостола Павла: “Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе…” (1Кор 11:29), – так ап. Павел пишет о причастниках, которые причащаются, “не рассуждая о Теле Господнем”. “Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней” (1Кор 11:27).
Но тот же ап. Павел вовсе не призывает христиан отлучать себя от Тела и Крови Господних, причащаясь реже. Напротив, в том же Первом послании Коринфянам он пишет: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей”. Не сказано: недостойный пусть не ест и не пьет, но – да испытывает себя, и затем – да приступает.
Христианин – это тот, кто исполняет волю Божию. Это человек, послушный Христу. И если первым людям была дана заповедь “не вкушай”, а они вкусили, и грех этот оказался настолько велик, что через него произошли глобальные изменения в первозданном мире (не только человек стал смертен, но и “вся тварь совокупно стенает и мучится доныне” (Рим 8:22)), то нам, христианам, новому народу Божию, дана заповедь иная. Евангелист Иоанн приводит очень точные и неожиданные для многих слова Иисуса: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. Услышав эти слова, люди стали спорить между собою, недоумевая: “Как Он может дать нам есть Плоть Свою?” Но Иисус снова повторил: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”. (Ин 6:51-55). Даже многие из учеников Иисуса так и не смогли вместить в себя услышанное и ушли от Него со словами: “Какие странные слова! кто может это слушать?” Тогда, пишет Иоанн, Иисус сказал двенадцати: “Не хотите ли и вы отойти?”. Заповедь о Причастии настолько важна, что если не принимаешь ее, не можешь “вместить”, то лучше отойти и не выдавать себя за ученика Христова.
Итак, первые люди вкусили, когда им говорили “не вкушайте”. Теперь христиане часто не вкушают, когда их приглашают: “Примите, ядите… пийте от нея вси…”, “Со страхом Божиим и верою приступите”. И не приступают, и не идут, оправдывая это чаще всего “неподготовленностью”. Но не является ли такое поведение христиан грехом, подобным греху прародителей?
Конечно, никто из сторонников частого причащения (по крайней мере, известных мне), не настаивает на “механическом” причащении. Пришел – постоял – причастился – ушел жить своей жизнью. На литургии к Чаше приглашаются все, но – “со страхом Божиим и верою”. Достойных причастников быть не может, но если твоя жизнь устремлена ко Христу, если ты ищешь прежде всего “Царства Божия и правды его”, если не ведешь образ жизни, противный евангельскому, то исповедуй грехи свои и приступай. Ибо к этому зовет нас Господь.
Часто в Евангелии Господь Иисус сравнивает Царство Божие с брачным пиром. Трапезой Царства называют и Евхаристию. Давайте представим: нас позвали на брачный пир. Мы сели за стол, увидели жениха, перед нами поставили блюда и напитки. И вот настало время торжества: жених произносит тост и приглашает всех разделить его радость. Но среди участников застолья большинство не прикасается к яствам и вину. Не оскорбление ли это тому, кто позвал нас? И не это ли самое происходит во множестве наших храмов на большинстве литургий?
Еще один момент. Автор упомянутой в начале статьи отец Сергий Свешников советует причащаться 18 раз в году. При этом сам он, я думаю, служит гораздо чаще – одних только воскресных дней в году насчитывается 52 или 53. Если к этому добавить праздники и, возможно, субботы, а еще Преждеосвященные литургии во время Великого поста, то количество совершаемых в течение года на обычном приходе литургий превысит 100. На каждой из них священник причащается. Вопрос первый: неужели священник по своему положению оказывается более “достойным”, чем его прихожане? Вопрос второй: если причащаться позволено не более 18 раз, зачем совершать все остальные литургии?
Еще раз повторю, что, по представлению сторонников часто причащения, участие в таинстве Евхаристии должно быть предельно серьезным и ответственным. Главное, пожалуй, условие для частого причащения – это устремленность к Богу всей нашей жизни. А жизнь литургическая, богослужебная – одна из составляющих христианской жизни. И если человек начинает всерьез и сознательно принимать свое христианство, то это влияет и на его отношение ко Причастию. Такой человек не может не причащаться, ибо это заповедано Богом и через это мы становимся едиными со Христом.
Что же касается вопроса о постах перед причащением, то на эту тему писали многие, в том числе подробно этот вопрос рассматривался о.Петром Мещериновым и Александром Боженовым. Кратко и хорошо сказал по этому поводу один из моих друзей на “Фейсбуке” священник Виктор Кулигин:
“А по поводу говения – есть среды и пятницы, есть четыре больших поста. Это и так больше половины года, и этого предостаточно. Есть пост с полуночи. Устав церковный (не путать с “благочестивой традицией”, сложившейся за время практики редкого причащения) другого не предписывает (а если предписывает, то интересно было бы узнать, в каком правиле это записано, и когда и кем было принято). Говение – не цель, а одно из вспомогательных средств. Все же, говение ради Причастия, а не наоборот. И оно должно как-то соответствовать ритму жизни современного человека, который не всегда от человека и зависит. Ведь не человек ради субботы, а суббота ради человека…”
Конечно, частое причащение само по себе, без личных усилий для устремления всей своей жизни к Богу, автоматически не сделает человека “святее” или лучше. Но точно так же не сделают нас лучше автоматически ни посещение храма, ни пост, ни вычитывание молитвенных правил, ни даже механическое чтение Слова Божия. Если руководствоваться логикой противников частого причащения, то надо бы оставить всё это на редкие, не более 18 раз в год случаи, чтобы избежать “привыкания к святыне”. Но что-то не слышно от противников часто причащения призывов перестать молиться, поститься, читать Евангелие или ходить в храм.
Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о частоте причащения христиан, главный акцент ставит на том, что мы должны жить достойно причащения, чтобы оно не было в осуждение: “Главное благо в том, чтобы приступать к ним (таинствам) с чистою совестию…; он (ап.Павел) знает одно только время для приступания к тайнам и причащения – когда чиста совесть…; не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных желаний необходимо разуметь как телесные, так и вообще все порочные наклонности (любостяжание, гневливость, злопамятность)… Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать. Потому (апостол) и говорит: “да испытывает себя” каждый, и таким образом да приступает; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей” (Беседы на Первое послание к Коринфянам, гл.28).
В конце этой заметки не лишним будет повторить и слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина(курсив мой): “Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми…Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их” (Собеседования египетских подвижников. 23 собеседование – Третье Аввы Феоны о желании добра и делании зла, гл.21).
Итак, сторонники частого причащения видят в этом исполнение заповеди Божией и общецерковной нормы, а от христиан, подходящих к Чаше, требуют серьезной и ответственной жизни. К не меньшей серьезности, я уверен, зовут и противники частого причащения, но только вот зачем при этом “устранять заповедь Божию преданием вашим”?
Татьянин день
Друзья, не надо спорить с Оксаной. Для нее Церковь является чем-то средним между бандой растлителей, "которые всех людей делают хуже", и "тайной рукой Москвы". Она неоднократно признавалась в таких взглядах. Не спорьте с ней – она ненавидит Церковь, осуждает ее за все на свете, поэтлому давно отпала от Православия, даже если формально была крещена. Крещена, но не просвещена.
Ув. Пантелей, так исключения только подтверждают правило. Не спорю, есть в Киеве упомянутые Вами приходы (как в других городах, затрудняюсь сказать). Но общая тенденция, мейнстрим, удручает.
Вот, к примеру, не кто-нибудь, а главный редактор сайта ПвУ, т.е. человек более чем просвещенный, пишет, и по видимому, считает это нормой: "…бросалось в глаза наличие в руках у верующих небольшой, но объемной брошюры. Тому, кто сам иногда дочитывает молитвенное правило к Причастию уже на Литургии в храме, показалось бы, что так готовятся причаститься отстающие, но не настолько же массово…". Очень точное замечание. Оно подтверждает, НАСКОЛЬКО все это в порядке вещей…
Люди НЕ понимают литургию, НЕ слышат евхаристических молитв, во время анафоры читают Канон Ангелу-Хранителю или Покаянный, чтобы "Достойно", как их научили, причаститься.
Кто-то в это время на "исповеди" жалуется на зятя, кто-то молится о своем. Какое "едиными устами и единым сердцем"? Если устами еще кое-как, то сердце вообще непонятно где. Но неужели люди в этом виноваты?
Апостол Павел учит, что недостойно причащается тот, кто не рассуждает о Теле и Крови Христовой, а в РПЦ (оговорюсь, общая тенденция) "недостойно" причащается тот, кто не вычитал каноны и не постился 3 дня, и неважно при этом, рассуждает ли такой человек о Теле и Крови Христовой.
"Благочестивые" уверяют, что правила подготовки в РПЦ чему-то помогают, что-то дают. Ну неправда это! У моей одесской подруги племянница недавно сделала аборт (забеременнела от певчего-паренька). Так вот накануне аборта она как положено подготовилась к причастию, исповедовалась, как положено, причастилась… На следующий день сделала аборт и особо не переживает. И наверное, уже снова причащалась. Может, на исповеди "сказала" про аборт. Да это все мелочи(((((( Наши исповедующие отцы больше интересуются вычиткой канонов и постами (сколько дней, с маслом или без масла и т.д.).
Окончательные песнопения Божественной Литургии "видехом свет истинный прияхом Духа Небесного" и "да исполнятся уста наша хваления твоего Господи яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися …" – ясно свидетельствуют, что произносить их должны те кто причастился Святых Даров. А если причастников не было на Литургии – все равно произносим эти слова, значит бываем не искренны.
Окончательные песнопения Божественной Литургии "видехом свет истинный прияхом Духа Небесного" и "да исполнятся уста наша хваления твоего Господи яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися …" – ясно свидетельствуют, что произносить их должны те кто причастился Святых Даров. А если причастников не было на Литургии – все равно произносим эти слова, значит бываем не искренны.
Оксане
"По-вашему, практика ПОНИМАНИЯ ЕВХАРИСТИИ и существующая ныне практика причащения в РПЦ – это норма, эталон? "
Опять все огульно. В РПЦ существуют различные практики причащения. В Киеве, например. Существует общая исповедь. Есть храмы, где не интересуются, был ты на службе вечером, читал ли молитвы перед Причастием. Хорошо найти священника, которому Вы готовы довериться. И смущающие Вас помыслы отойдут.
Оксане.
"РПЦ зорко стоит на страже …" – я не зря сказал огульно, т.к. такие слова о всех. Часть людей в РПЦ стоит на помянутой страже, часть не стоит. К тому же во всех поместных церквях есть проблемы. Хотите говорить о проблемах – говорите конкретно. Простите. Спасайтесь.
Николаю Тихонову.
Не думаю, что церковный "Крокодил", это лучшее издание для того, чтобы рассматривать вопросы о Евхаристии. Подтверждением этому является уровень статьи анонимного автора Алексея Горожанина, ваша ссылка. Цитируются правильные вещи, но вывод делается прямо противоположный приведенным цитатам. Статья годится разве что для самоудовлетворения от прочтения "противникам сверхчастого причащения".
Пантелею. Дело в том, что мне не в чем извиняться перед теми, "кто честно служит Богу, будучи членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в составе РПЦ МП", потому что я с глубоким уважениям отношусь к достойным пастырям, пребывающим в ограде РПЦ, которых в РПЦ (и УПЦ) очень много. Если Вы умеете читать, то могли бы заметить, что по-вашему, "упреки", а по-моему, констатация фактов, касаются тех моментов, когда как раз тенденции в РПЦ противопоставляют себя Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и Преданию церкви. Суживать церковную полноту до национальных традиций довольно позднего происхождения, не подкрепленных НИЧЕМ, кроме частных мнений, и навязывать в качестве общеобязательной нормы, по вашему, это праведно и благочестиво?
Если бы мои сообщения были подписаны не "Оксана", а например, "чтец Н", думаю, Вы не были бы столь близоруки, чтобы не увидеть, у кого здесь "тон часто не подходящий для такого разговора". И если для Вас тон "Тихонова", клеящего ярлыки модернистов авторитетным священникам, и Игоря Друзя нормальный, в отличие от моего, то все понятно. Понятно, КАК можно мыслить, чтобы увидеть мои "огульные упреки всей РПЦ", которые, каким-то непостижимым образом, "оскорбляют память….."
По-вашему, практика ПОНИМАНИЯ ЕВХАРИСТИИ и существующая ныне практика причащения в РПЦ – это норма, эталон? Если да, то полемизируйте с автором статьи, если Вы ее читали, вместо того, чтобы обрушиваться праведным гневом на мелкую сошку типа меня.
Еще раз повторяю, что для некоторых, в том числе меня, руководство Московской патриархии из Чистого переулка не тождественно Церкви (кстати, главный архиерей УПЦ – митрополит Владимир) И не для всех могут оставаться авторитетом те, кто с амвона, с кафедры, от имени Церкви постоянно твердят, что сейчас главное для христианина, это веровать в "триединую Русь"? Знаете ли, чтобы считать, что это христианство, мне не даст Христос и Его Евангелие. И я в сердце иных богов пускать не собираюсь, несмотря на гнев пантелееев и друзей.
Разговор о Причастии, Величайшей Святыне, а тон часто не подходящий для такого разговора. впрочем, я пишу только Оксане. Ваши постоянные огульные упреки всей РПЦ оскорбляют память моего духовного отца, ныне покойного, известного киевского священника, монаха, достойного человека, моего нынешнего духовного отца, монаха, оскорбляют тех священников, которые позволяли мне в течение почти трех лет причащаться на каждой Литургии, когда я хотел, почти каждую неделю. Я требую, чтобы Вы извинились пред теми, кто честно служит Богу, будучи членами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в составе РПЦ МП.
Н. Тихонову. Совершенно случайно вновь зашёл на сайт и обратил внимание, что переписка продолжаеться.
Николай, вообще-то я умышленно завершил наш спор нейтральнО, поскольку понял, что лучше оставаться от Вас несколько в стороне. У Вас ведь своя метода: Вы умеете выкручиваться со всей зверской определённостью своей безгрешности. И здесь, когда, действительно, в Русской Церкви ради оправдания укоренившегося латинского термина "пресуществления" выдвинуты богословские ультимативные пояснения, трудно спорить, прикрываясь единственно верным понятием "преложение". Ведь тогда высыпится ещё больше аргументов с анафематизмами!
Но когда я поинтерисовался статьёй, что Вы порекомендовали Оксане из "благогона", то был потрясён тем шулерством, которым Вы питаетесь! Вся статья состоит из сплошных подтасовок. там даже присутствуют традиционные для сектантов методы с подчёркиванием нужной фразы тогда, как рядом совершенно противоположного смысла предложение! Практически все цитаты и толкования имеют основной смысл о необходимости постоянного Причащения, но автор проецирует внимание на выделенных участках, чтобы сделать вывод противоречия самому духу апостольского правила:"В вышеприведенных толкованиях 9-го Апостольского правила и производных от него нам так и не удалось найти следов принудительной обязанности мiрян приступать к таинству Святой Евхаристии на каждой Литургии." А чего стоят эти выверты: "Бывают похожие случаи, когда мiрянин по каким-либо уважительным причинам вынужден утром завтракать — то есть не сможет он на Литургии вкусить даже антидора. И опять встает вопрос: идти ли тогда вообще на Литургию, естественно, не причащаясь? Представляется разумным положительный ответ, так как общение в соборных молитвах с духовенством и прочими мiрянами — это тоже средство духовного освящения." Помилуйте, но превращать Литургию в молебен- абсурд! Литургия не для духовного общения, а для Причащения!
Я позволил вам меня столкнуть с беседы о постоянной необходимости во Христе Причащении на природу Таин. Но мною были поставлены прежде вопросы. Почему на них не получил ответа?
Зато посмотрите какими Вы источниками пользуетесь!
Замечательный пример шулерства это цитата св. Августина Блаженного: "«Если кто речет, что не всякий день воспринимать надлежит Евхаристию, то вопросиши: для чего? Понеже (скажет он) надобно избирать дни, в которые человек чище и воздержнее живет, дабы достойнее мог приступить к таковому таинству. Ибо ядый недостойне, суд себе яст и пиет. Но другой вопреки глаголет: так, если толикое наказание греха и лютость болезни, что и таковыя врачества должны быть оставлены, (в таком случае) всяк властию священноначальника от Алтаря должен быть удален, ко исправлению покаяния, и тою же властию разрешен. Ибо сие-то и есть недостойно принимать, если в то время восприимет, когда должен бы находиться в покаянии, а не по своему мнению, когда себя удерживать от Причастия, когда приступить (выделено мною. — А.Г.). Впрочем, если грехи не суть таковы, за которые бы человек подлежал отлучению от приобщения, не должен себе удалять от повседневного врачевания Господня Тела».
Автор рекомендуемой Вами статьи пропускает мимо сообщение о необходимости не удалять себя от "врачевания Господним Телом, но что подчёркивает? "Ибо сие недостойно принимать…" и далее по тексту. Вроде бы честно привёл цитату, то читателя отвёл от главного смысла своей разбивкой на интересующую именно автора тему. Тоже мы наблюдаем и в цитировании комментаторов и у епископа Далматско- истринского Никодима. Почему-то не эта фраза выделена у еп. Никодима"«Общение христиан в первые времена Церкви выражалось главным образом в общем участии всех верных в трапезе Господней (1 Кор. 10, 16, 17) и в единодушном пребывании всех в храме (Деян. 2, 46; 20, 7). " и не это предложение:"каждый верный может и имеет право участвовать в церкви при всех молитвах и при святой Евхаристии и в совокупной молитве, после св. Причащения, благодарить Господа за Его великий дар.", где даже владыка 19-го века вынужден констатировать, что христиане оставались ради Евхаристии до конца службы, чтобы потом и благодарить за это! А что такое Евхаристия(благодарение), как не само соединение со Христом? И потом. Почему стыдливо не цитируется пр. Никодим Святогорец? Почему русский митрополит Платон (Левшин) остался без внимания, но крайне выборочно приводятся аргументы выборочных же авторов? Слава Богу, у автора статьи всё таки хватило ума и совести нейтрально завершить статью типа: поступайте по совести, но я ,мол, предупредил… Так вот, что Вы ответите Христу на возглас: "Со страхом Божиим и верою приступите!"? – я не готов? И как Вы будете выглядеть с этим "неготов", когда даже Иуду Спаситель Причастил? Не готов!- значить сидите дома!Готовьтесь. А норма в три Воскресных дня- это вынужденный регламент для тех, кто по каким либо причинам не мог Причащаться. Церковь посчитала, что, если даже в три седмицы не Причастился, то выказал своё пренебрежение единству с Церковью через Христову Чашу и потому вне Церкви. Понимаете: это крайний срок, а не желаемая частота соединения Христу! Прочтите это правило, чтобы ощутить его дух снисхождения к человеческим немощам.
Уже не собирался писать, но Ваш "благогон" задел основательно.
Уважаемый Николай Тихонов, 9 Апостольское и 2 Антиохийского собора правила именно обязывают причащаться, под угрозой отлучения, за каждой литургией. Авторы статей в журнале "Благодатный огонь" очень сильно передёргивают в защите сверхедкого причащения.
Оксане
//Почему-то никто не упоминает о церковных канонах, касающихся данной темы//.
Все каноны, касающиеся причащения мирян, подробно изложены в статье "Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?":
http://www.blagogon.ru/digest/9/
Еще пару слов о существующей практике. А существующая в РПЦ практика подготовки к причащения фактически делает невозможным частое причащение. Одинокие, бездетные люди могут еще ее себе позволить, но обремененные браком, детьми, каковых большинство – нет. Так что, противники "сверхчастого причащения", можете спать спокойно, РПЦ зорко стоит на страже и свою функцию – недопущать профанов (т.е. мирян) куда не положено исполняет четко.