О постах в Православии западного обряда

Современные правила постов, принятые в Русской Православной Церкви, часто становятся поводом для сомнений и дискуссий как в среде мирян, так и среди священнослужителей. Очень важно понимать, что сложившаяся у нас практика постов не является единственно верной или единственно возможной – об этом свидетельствует как многообразие постных традиций Поместных Церквей, так и региональные обычаи. Этот материал призван ознакомить с постой дисциплиной, принятой в православных приходах Западного обряда (Western Rite), находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Настоящий текст может быть полезен как с теоретической точки зрения за недостатком русскоязычных источников по вопросам западного обряда, так и с практической точки зрения для тех, кто посчитает возможным и уместным соблюдать подобные правила поста в своей духовной жизни (разумеется, после соотнесения некоторых календарных и литургических моментов с восточным обрядом).

ПОСТ

Пост, в отличие от воздержания, подразумевает ограничение числа приемов пищи, а также определение времени суток, в которое прием пищи осуществляется. Базовый принцип таков, что в постный день допускается только одна полноценная трапеза, причем не ранее 15:00, что соответствует каноническому девятому часу.

Если постный день не является одновременно днем воздержания (см. ниже), какие-либо ограничения относительно качества или происхождения еды и напитков отсутствуют: определяющим фактором трапезы должно быть здравое чувство меры. Для тех, кто занят работой, и кому может быть необходима дополнительная пища, по традиции разрешается легкая трапеза без мяса в любое время дня (при необходимости – даже до 15:00) – количественно эта трапеза должна быть как минимум в половину меньше основного приема пищи в постный день.

Помимо указанных трапез, употребление пищи в постные дни не разрешается. Это правило не относится к воде – ее употребление в любое время суток не нарушает поста.

Пост полностью запрещен во все воскресные и праздничные дни. По субботам в период многодневных постов допустимо воздержание без поста.

В течение года (за исключением Великого поста, когда понедельник также считается постным днем), среда и пятница являются днями поста и воздержания, если на эти дни не выпадает двунадесятый или великий праздник. В период после Рождества, а также между Пасхой и Пятидесятницей, пост не соблюдается, но воздержание сохраняется по средам и пятницам. Таким образом, все среды и пятницы в году, за исключением двунадесятых и великих праздников, а также сплошных седмиц, являются днями постными.

Так как, согласно календарю, праздник начинается с малой вечерни предшествующего дня, вечер накануне праздника также не является постным, как и весь следующий день. Так как временем разрешения поста является девятый час (15:00), то целый день праздника освобождается от поста.

ВОЗДЕРЖАНИЕ

Воздержание следует отличать от поста. Оно представляет собой полный отказ от употребления в пищу мяса животных или мяса птицы, их жира, а также супов и соусов, приготовленных на основе этих продуктов. В дни воздержания рыба и молочные продукты допускаются во всех случаях. Употребление алкогольных напитков также запрещается, но местные традиции разрешают в такие дни вино или пиво.

Принцип воздержания применяется ко всем приемам пищи в течение дня.

В отличие от постов, которые разрешаются в момент самой трапезы, воздержание продолжается от полуночи до полуночи – то есть, целые сутки. Исключением из правила являются субботы и навечерия праздников, когда воздержание завершается с совершением вечерни.

Таким образом, в период Великого поста по субботам до вечера допускается только пища без мяса, хотя суббота не является постным днем. В субботы великого поста вечерняя трапеза не должна совершаться ранее вечерни, когда литургически начинается воскресенье. Для тех, кто по каким-то причинам не посетил вечерню, разрешение воскресного дня наступает в 17:00 в субботу.

ВЕЛИКИЙ И РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (АДВЕНТ) ПОСТЫ

Великий пост начинается в Пепельную среду.

Все дни поста, за исключением субботних, воскресных и праздничных, являются именно постными: в день поставляется одна трапеза после 15:00 (и небольшой перекус без мяса при необходимости).

Помимо праздников, все понедельники, среды и пятницы поста являются днем воздержания, когда не допускается мясо животных и мясо птицы.

Только в субботу первой седмицы поста, в дополнение к традиционному воздержанию появляется пост, соблюдаемый также до 9 часа.

В три главных дня Страстной (Святой) недели – Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу – продолжается соблюдение обычных правил Великого поста, но в Четверг и Пятницу не допускается вкушение пищи до совершения полуденной или вечерней литургии дня.

В Великую Субботу, когда литургия не совершается до ночной службы Великого бдения, допускается одна трапеза без мяса до полудня. Великий пост завершается Великим бдением и Пасхальной мессой.

Соблюдение Рождественского поста начинается в первый понедельник после первого воскресенья Адвента – ближайшего воскресенья к дню памяти св. апостола Андрея Первозванного (30 ноября). Принципы соблюдения Рождественского поста в целом соответствуют принципам Великого поста, за исключением первых двух недель, когда понедельник является только постным днем – воздержание в этот день не предписано. В третью и четвертую недели Адвента в понедельник добавляется воздержание. Постная суббота Адвента соблюдается по той же схеме, что и первая суббота поста – пост и воздержание до 9 часа. Рождественский пост завершается малой вечерней накануне Рождества.

ДНИ ПОСТА И ДНИ МОЛЕБСТВИЙ

Здесь речь идет о древней традиции Западной Церкви, не имеющей сегодня аналогов в практике Восточной Церкви.

Дни поста (Ember Days) наступают четыре раза в год, отмечая смену времен года. Это среда, пятница и суббота в первую полную неделю Великого Поста после первого великопостного воскресенья, неделю после Пятидесятницы, неделю после Крестовоздвижения (14 сентября), и после дня памяти св. Люсии (13 декабря). Отличием этих дней является соблюдение поста вместе с воздержанием. По традиции, эти дни также считаются особыми днями для раздачи милостыни.

Дни молебствий – понедельник, вторник и среда перед Вознесением. В эти дни поста нет (по причине Пасхального периода), но соблюдается воздержание. Это – особые дни молитвы за тех, кто готовится к рукоположению в Святой Церкви.

БДЕНИЯ

Посты также соблюдаются в дни Бдений, то есть накануне больших праздников, завершаясь перед совершением малой вечерни. Бдением отмечены следующие праздники: день Апостолов и Евангелистов, Рождество, день памяти Иоанна Крестителя, день памяти св. Лаврентия, Успение, день памяти Всех Святых. Если бдения выпадают на воскресные дни, то воздержание (пост в данном случае исключается), переносится на субботу накануне.

Бдение апостолам совершается в пасхальный период, и также отмечено воздержанием вместо поста. Это означает, что запрет на вкушение мяса сохраняется до малой вечерни.

ВРЕМЯ, КОГДА ПОСТЫ НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ

Пост отменяется в период от Рождества до Богоявления, а также в октаву Богоявления (8 дней после праздника, сплошная седмица – прим. переводчика), а также от Пасхи до завершения октавы Пятидесятницы. При этом воздержание сохраняется по средам и пятницам, если на эти дни не выпадают великие праздники.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ПОСТ

Для готовящихся к таинству Святого Причащения не допускается принятие пищи и пития с полуночи до окончания мессы. В тех случаях, когда, по пастырским соображениям, месса совершается вечером, желающие причаститься должны соблюдать полное воздержание от пищи и пития хотя бы с полудня, если они не способны сохранить строгий пост с полуночи. Исключениям из правила является Великий Четверг и Великая Пятница, когда все верные постятся до вечерней литургии, даже если по каким-то причинам не причащаются.

ДРУГИЕ ПОСТЫ

Специальные посты могут соблюдаться в случае подготовки к таинствам Крещения, Миропомазания и Священства, либо в других подобных случаях, с благословения настоятеля или архиерея. Индивидуальные посты, которые человек соблюдает по своему усмотрению, также разрешены, если они не нарушают общих принципов, указанных выше. В таких случаях человек должен всегда согласовывать свои действия с исповедующим священником или духовником. Аналогично следует поступать и тогда, когда член Церкви нуждается в послаблении от предписанных постов или воздержаний – он может обратиться к исповедующему священнику за разрешением.

Послабления постов допустимы для тех, кто физически слаб и болен, кто слишком стар или слишком молод, а также по другим уважительным причинам. Детей надо приучать к соблюдению постов постепенно, и, желательно, с самого раннего возраста.

Перевод Василия Селюминова.

Оригинал материала на сайте монастыря Christminster, Niagara Falls, NY, USA: http://www.christminster.org/fasting.html

Залишити відповідь