СОВЕТЫ В ПОМОЩЬ «МОЛИТВЕ СЛОВУ»: Письмо брата Энцо, настоятеля общины Бозе, к брату Джованни

Продолжаем публиковать советы Энцо Бьянки, игумена монастыря Бозе, помогающие научиться молитвенному чтению Священного Писания – духовной практике, широко известной в древней неразделенной Церкви. 

Дорогой Джованни,

по меньшей мере каждое воскресенье, а то и каждый день во время литургии, в которой ты участвуешь со своими братьями и сестрами в местной церкви или в своей общине, ты слушаешь чтение Писания и затем приемлешь в дар проповедь, толкующую и связывающую с нынешним днем те тексты, что были тебе предложены. Так ты оказываешься перед живым и действенным Словом Божиим, которое звучит в тебе, в присутствии Самого Господа, в присутствии Христа, Который словно сеятель бросает в тебя семя Своего Слова.

Стол накрыт: тебе даны хлеб Слова и хлеб Евхаристии, чтобы в твоем странствии на пути из этого мира к Отцу ты мог питаться и поддерживать силы, вкушая эти яства, предложенные на дорогу тебе, больному и усталому члену народа Божьего, Тем, Кто тебя питает, утешает, укрепляет.

Но ты, без сомнения, пожелаешь повторять этот главный опыт христианской жизни повседневно, в одиночестве своей комнаты или общаясь в беседе с братьями и сестрами, которые даны тебе в хранители и спутники.

Конечно, ты не сможешь понять и усвоить Писание, полагаясь на самого себя и на собственные слабые силы; чтобы добиться поистине плодотворного чтения, в ходе которого Слово Божие совершит в тебе то, чего ты совершить не можешь, нужны определенные условия, определенные предпосылки; они позволят тебе читать в вере Христовой, принимать дары Духа Святого и созерцать Бога Отца.

Итак, чтение в Духе Святом, молитва с помощью Библии.

1. Молитвенное чтение — опыт Израиля и Церкви

Уже в древнем домостроительстве Израиля народ Божий молился с помощью Слова и слушал Слово в молитве. Описание подобного действия общины можно найти, читая восьмую главу книги Неемии. Такой метод, предусматривающий чтение, толкование и молитву, стал классическим иудейским методом молитвы, унаследованным также и христианством (ср. 2 Тим 3: 14-16), методом, который не описан, но засвидетельствован в разных местах Нового Завета.

Многие поколения христиан продолжали молиться таким образом, не впадая в не-библейское благочестие, которое не признает абсолютного господства Слова в молитвенной жизни Церкви. Все Отцы Церкви, как восточные, так и западные, пользовались этим методом молитвенного чтения, побуждали верных делать то же у себя дома и оставили нам свои замечательные комментарии к Писанию — главный плод такого чтения.

Что же сказать о монахах? Они сделали этот метод средоточием своей жизни в пустынях и монастырях, называя его монашеской аскезой, своей повседневной пищей, уверенные, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (ср. Втор 8: 3 и Мф 4: 4). В какой-то момент возникла потребность закрепить этот метод письменно, так, чтобы помочь новообращенным обретать Слова в Духе, Который не только освящает, но и обоживает.

Ориген, предлагавший соединить Божественное назидание с учением раввинов, бл. Иероним, сочетавший чтение с молитвой, преп. Кассиан, описывавший медитацию, Гвиго II Картезианец, указывавший на подобное чтение как на «лестницу Рая» для монахов, св. Бернард, воспевавший его как мед для «сердечного нёба», Вильгельм из Сен-Тьерри в «Золотых письменах» и множество других разработали понятие молитвенного чтения, побуждая верующих следовать ему как золотому пути диалога и неизреченной беседы с Богом.

К 1300 году этот метод напитал верой целые поколения, и еще св. Франциск Ассизский постоянно им пользовался. Но затем, во времена позднего средневековья, становится заметным искажение молитвенного чтения путем привнесения в него толкования и исследования.

Молитва Слову будет пребывать отныне в небрежении целые столетия, благоприятствовавшие «новому благочестию» и медитации «по Лойоле», — молитве более интроспективной и психологизированной. Только в монастырях и у марианцев этот метод будет сохранен в неприкосновенности; его новое явление совершится в постановлении Второго Ватиканского Собора (Dei Verbum 25):

«Необходимо, чтобы все пребывали в постоянном общении с Писанием посредством молитвенного чтения, посредством прилежной медитации и помнили, что чтение должно сопровождаться молитвой».

Несомненно, такая форма слушания Библии и молитвы с ее помощью не была утрачена на протяжении веков по воле Святого Духа.

2. Место для молитвенного чтения

Итак, когда ты вознамеришься предаться такому молитвенному чтению, прежде всего ищи уединенного и тихого места, где бы ты мог втайне молиться Отцу, дабы созерцать Его.

Не забывай никогда, что место, где ты можешь наслаждаться присутствием Бога, — это келья, твоя комната (ср. Мф 6: 5-6). Здесь поистине место борения твоего сердца, та пустыня, где и Иисус молился и подвергался искушениям (ср. Мк 1: 12 и 35; Мф 4: 1-11), место, где Бог влечет тебя к Себе, дабы говорить к сердцу твоему и осыпать тебя дарами, превращая бездны страха в твоем сердце в долины и врата надежды (ср. Ос 2: 16-17). Так, в уединенном месте, обновится твоя духовная юность, ты сможешь петь Господу твоему, Супругу души твоей, и чувствовать, что ты принадлежишь только Ему и что ты в мире со всеми людьми и со всякой тварью одушевленной и неодушевленной (ср. Ос 2; 13-25).

Итак, комната, уединенное место, должна стать для тебя святилищем, где Бог смиряет твою гордыню и испытывает тебя Своим Словом, но тем самым и наставляет, утешает, питает тебя. Разумеется, ты почувствуешь присутствие врага, который будет склонять тебя к бегству, делать одиночество тягостным для тебя, отвлекать твоими привычками и занятиями, который будет соблазнять тебя тысячами мирских помыслов; не падай духом, не отчаивайся и будь стойким в единоборстве с дьяволом, ибо Господь близок, и Он не просто смотрит, как ты борешься, но борется вместе с тобой. Если хочешь, возьми себе в помощь икону, горящую свечу, крест, циновку для коленопреклонения и молитвы: не бойся пользоваться этими предметами, но не поддавайся, однако, моде и эстетству; они призваны напомнить тебе, что ты не изучаешь Библию и не читаешь слова, но стоишь перед Богом, готовый слушать, беседуя с Ним.

Если придет к тебе искушение бежать — побори его; даже если ты выбьешься из сил в безмолвии, побори и безмолвие: ты должен обрести привычку к часам одиночества, тишины, удаления от окружающего и от своих братьев, если хочешь встретиться с Богом в личной молитве.

3. Час тишины: Господь говорит

Старайся, чтобы место и час для молитвенного чтения способствовали бы внешней тишине — необходимой предпосылке тишины внутренней.

Учитель здесь и зовет тебя (ср. Ин 11: 28), и чтобы слышать Его голос, ты должен заставить умолкнуть другие голоса; чтобы слушать Слово, ты должен приглушить слова. Есть часы, более подходящие для тишины, чем другие: среди ночи, ранним утром, вечером… Выбирай сам согласно своему рабочему распорядку, но придерживайся одного и того же времени и определи его в твоем расписании раз и навсегда. Недостойно встречаться с Господом, когда у тебя выпадает свободная минутка и ты можешь заполнить ее молитвой, словно Господь у тебя «на третье». И никогда не говори: «У меня нет времени», потому что тем самым ты объявляешь себя идолопоклонником: ты господин своего времени, а не раб его!

Итак, окружи себя тишиной и размеряй свою жизнь часами чтения. Ты знаешь, что молиться нужно всегда, непрестанно (ср. Лк 18: 1-8 и 1 Фес 5: 17); но ты знаешь также, что нужно определенное, особое время для явной, видимой молитвы, чтобы поддерживать память о Господе в течение всего дня. Ты любишь Господа или стремишься Его любить? Тогда снизойди посвятить Ему то время, которое ты обычно без напряжения посвящаешь своей супруге, своему мужу, своим родным и друзьям.

И не забывай, что время для чтения должно быть достаточно долгим, а не каким-то обрывком мгновения. Ты должен пребывать в покое и мире; несколько минут для этого, конечно, недостаточно. Для чтения Писания нужно не меньше часа, говорят Отцы…

Сколько слов ты выслушиваешь в течение дня! Сколько прочитываешь! Как бы слова не задушили Слово: за этим ты тоже должен следить. Если мирских слов множество, как может на деле Слово первенствовать среди них? Ежедневные, пунктуально исполняемые занятия молитвенным чтением вовсе не освобождают тебя от обязанности проверять соотношение между Словом и словами. Эти последние своим качеством и количеством могут заглушить Божественный голос и не позволить ему возрасти в тебе и дать свои плоды (ср. Мк 4: 13-20). Какой вообще смысл читать, питаться мирскими рассуждениями, предаваться чтению, оставляющему глубокий нечистый след в сердце, — а потом делать вид, будто живешь Словом, исходящим из уст Божиих? Если ты не будешь следить за соотношением Слова и слов в своей жизни, то облечен оставаться любителем, дилетантом, так и застрявшим на обочине пути истинного посвящения.

4. Сердце мудрое и разумное

Если Бог призвал тебя к молчаливому одиночеству в час беседы, то это для того, чтобы говорить с твоим сердцем.

В Библии сердце — средоточие, вместилище умственных способностей человека, самые глубинные недра личности. Стало быть, сердце — важнейший орган молитвенного чтения, потому что оно — то центральное ядро, обитая в котором, каждый человек выражает свою личную неповторимость.

Но ты знаешь, что сердце может быть необрезанным (Втор 30:6 и Рим 2:29), каменным (Иез 11:19), разделенным (Пс 118:113 и Иер.32:29), помраченным (Плач 3:65); все эти выражения обозначают сердце далекого от Бога человека, которого не коснулась вера. Сердце верующего может иной раз быть отягчено объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк 21:34), может быть очерствелым, пораженным склерозом до такой степени, что не распознает и не разумеет слов и дел Господних (Мк 6:52 и 8:17), может быть переменчиво, непостоянно и оттого способно забывать и искажать Слово (2Пет 3:16 и Лк 8:13). Сердце может быть таким, если всасывает свои соки из плоти, из главенства идеологии, из гордыни, которая есть большой грех. Ты же, приуготовляясь слушать Бога, возьми свое сердце в руки, вознеси его к Богу, чтобы Он сделал его плоть единой, цельной и чистой. Только если оно станет как сердце ребенка, то сможет принять дары Божии (Мк 10:15).

Только если оно — сердце, обновленное Господом, открытое, и готовое слушать! Господь обещал сотворить новое сердце тому, кто Его призывает (Иез 18:31), приклонить его к откровениям Своим, если оно предстает перед Ним в сознании собственной корыстности (Пс 113:36). Всякий день Он взывает: «О, если бы вы послушали гласа Моего! Не ожесточайте сердца ваши!» (Пс 94:8 и Евр 3:7). Жестокому сердцу Слово Божие кажется жестоким, это может случиться и с верующими: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин 6:60). Тогда проси у Господа сердца мудрого, сердца разумного, слушающего (евр. leb shomea’), как мудрец Соломон просил у Господа своего (3Цар 3:5 и слл.)

Когда творишь молитву Слову, помни притчу о сеятеле, в которой Господь является как сеющий Свое Слово. Ты поистине земля: либо каменистая, либо дорога, открытая всякому проходящему, либо тернистая, либо добрая. Слово должно падать в тебя как в добрую землю, и будешь как «те, которые услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ср. Лк 8:15).

В сердце чистое, единое, цельное нисходят Отец, Сын и Дух Святой, сотворяя в нем обитель для совершения молитвенного чтения (Ин 14:23 и 15:4).

Сердце сотворено для Слова, а Слово — для сердца: помоги веселию, воспетому в Пс 118:111, где Его Слово становится твоим и сердце твое поет, ибо становится Его сердцем.

Тогда твое сердце станет сердцем ученика, послушного Богу, способного бессловесно переживать Слово, поистине сидящего у ног Христа и готового Его слушать, как Мария из Вифании (Лк 10:39), умеющего хранить и слагать слова в сердце, как Матерь Господа (Лк 2:19 и 51).

«Горе имеем сердца!» — поется в литургии перед Евхаристическим каноном; «горе имеем сердца!» — следует воскликнуть, приступая к молитвенному чтению Писания.

5. Призови Духа Святого

Возьми Библию, приблизь ее к себе с благоговением, ибо она — тело Христово, сотвори эпиклезу, призывание Духа. Это Дух веял при рождении слова, это Он дал ему говорить и писать через пророков, мудрецов, Иисуса, апостолов, евангелистов, это Он даровал его Церкви и позволил ему дойти в неприкосновенности до тебя.

Слово внушено Духом Святым и только через Духа Святого может быть понято (ср. Dei Verbum 12). Приготовь все, чтобы Дух снизошел на тебя (Гряди, Дух Животворящий!) и Своей силой снял пелену с твоих глаз и ты узрел бы Господа (Пс 118:18 и 2Кор 3:12-16). Дух животворит, а буква без Него убивает! Тот Дух, что снизошел на Деву Марию, осенив ее Своей силой, и зачал в ней Логос, Слово, ставшее плотию (Лк 1:34), тот Дух, что сойдя на апостолов, наставил их на всякую истину (Ин 16:13), должен сотворить то же и с тобой: зачать в тебе Слово, дать тебе причаститься полноте истины. Духовное чтение означает чтение в Духе Святом и с Духом Святым того, что внушено Духом Святым.

Жди Его, ибо хотя Он и замедлит, но не отменяется (Авв 2:3). Положись на слово Христа: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк 11:13).

Ты услышишь в себе Его действенное слово: «Еффафа, отверзись!» и почувствуешь, что ты уже не один с библейским текстом, ты обрел Спутника: подобно тому ефиоплянину, что читал Исайю, но не разумел, пока не пристал к его колеснице Филипп, который с помощью Духа Святого, обретенного в Пятидесятницу, разъяснил ему текст и переменил сердце его (ср. Деян 8:26-38); подобно ученикам, которым воскресший Господь отверз ум к уразумению Писаний (Лк 24:45).

Без эпиклезы молитвенное чтение остается человеческим занятием, упражнением ума, в лучшем случае — усвоением знаний, но не божественной Премудрости; такое неумение распознать тело Христово означает чтение в осуждение себе (ср. 1Кор 11:29).

Молись как можешь, как Господь тебе даст, но молись и так:

«Боже наш, Отец света, Ты послал в мир Свое Слово, Премудрость, исшедшую от уст Твоих, которая обрела власть надо всеми народами земли (Сир 24:6-8).

Ты пожелал, чтобы она поселилась в Израиле и чтобы через Моисея, пророков и псалмы (Лк 24:44) явила волю Твою и говорила о Мессии Иисусе. Ты пожелал наконец, чтобы Сам Сын Твой, вечное Слово, что было у Тебя, стало плотию и обитало среди нас (Ин 1:1-14), рожденное от Марии и зачатое Духом Святым (Лк 1:35).

Ныне ниспошли на меня Духа Святого, чтобы даровал Он мне сердце разумное (3Цар 3:5), дал мне встретиться с Ним в этом святом Писании и зачал Слово во мне. Твой Дух Святой снимает покрывало с глаз моих (2Кор 3:12-16), наставляет меня во всякой истине (Ин 16:13), Он даст мне мудрость и терпение.

Молю Тебя об этом Христом Господом нашим, благословенным во веки веков. Аминь!»

В этой твоей вступительной молитве бери себе в помощь прежде всего Псалом 118, псалом слушания Слова. Это псалом Молитвы Слову, беседа Возлюбленного с Любящим, верующего с его Господом!

6. Читай…

Открой Библию и читай текст: никогда не выбирай его к случаю, потому что от Слова Божия нельзя отщипывать по кусочку. Следуй сборнику литургических чтений и бери тот отрывок, который предлагает тебе Церковь, либо читай какую-нибудь книгу Библии от начала до конца, насквозь.

Кроткое следование сборнику или библейской книге очень важно для повседневного послушания, для непрерывности чтения, для того, чтобы не впасть в субъективизм, выбирая тот отрывок, который тебе нравится или кажется нужным. Этому железному правилу ты должен быть верен.

Можешь выбрать и книгу, указанную церковной традицией для определенного литургического цикла или один из текстов сборника на будни. Не гонись за количеством: более чем достаточно одной страницы, главы, нескольких стихов! А если ты занят чтением праздничных текстов, помни, что первое и третье чтения (Ветхий Завет и Евангелие) идут совместно, и на обоих ты зван молиться. Сборник текстов на праздники — истинный подарок, он составлен с особой духовной мудростью; сборник же текстов на будни более фрагментарен; если это создает для тебя сложности, тогда лучше заняться чтением отобранной книги подряд, с начала до конца.

Читай текст не один раз, но многажды и вслух. Если у тебя есть такая возможность, читай тексты в подлиннике, по-древнееврейски и по-гречески; если нет, довольствуйся переводом.

Если тебе позволяет интеллектуальная подготовка, пользуйся Септуагинтой или Вульгатой; это святые переводы, почитаемые Церковью на протяжении веков.

Если ты знаешь отрывок почти наизусть и возникает искушение прочесть его наскоро, не бойся прибегнуть к средствам, которые предотвратят такое торопливое и поверхностное чтение: пиши и переписывай текст! Один монах, экзегет, пользующийся международной известностью, мой друг, признавался мне, что для молитвенного чтения он переписывает текст и часто пробует его повторить, чтобы проверить разницу между тем, что он запомнил, и тем, что написано. Читай не одними глазами, но будь предельно внимателен и старайся запечатлеть текст в своем сердце.

Читай параллельные места или те, к которым отсылают сноски на полях, в особенности, если ты пользуешься Иерусалимской Библией; это очень помогает. Расширяй смысл прочитанного, дополняй его, сопоставляй с другими местами, связанными с текстом на этот день, ибо Слово толкует само себя, — это великий принцип раввинов и Отцов в молитвенном чтении Писания.

Пусть чтение станет слушанием, а слушание — послушанием. Не торопись: чтению нужно предаваться, ибо оно совершается для слушания. Слово должно быть услышано! В начале было Слово, а не Книга, как в исламе. Говорит Бог, а чтение — только средство услышать. «Слушай, Израиль!» — вот вечный призыв Бога, который должен прозвучать к тебе из текста.

7. Медитируй…

Что означает медитировать? Объяснить это нелегко. Разумеется, прежде всего это глубокое проникновение в смысл прочитанного, который Богу угодно тебе сообщить. Тут требуется определенное усилие, труд, поскольку чтение должно стать внимательным и глубоким размышлением. Конечно, в былые времена, когда Писание заучивалось наизусть, христианину помогало при размышлении то, что он мог с удивительной легкостью повторять в душе услышанное или прочитанное Слово. Однако и сегодня ты должен предаваться размышлению сообразно своему уровню культуры, своим способностям и интеллектуальным средствам, которыми ты располагаешь.

Разумеется, правило: «Не учение, но елеосвящение, не умственное знание, но сердечное сознание, не книжное усердие, но милосердие» остается в силе; однако недопустимо и беспорядочное, случайное слушание, лишенное той дисциплины, которой требует всякая серьезная работа, и не прибегающее к вспомогательным средствам, способствующим постижению. Если можешь, пользуйся комментариями Отцов Церкви к разным книгам Писания, научными изданиями Библии, «Симфонией», чтобы толковать Библию с помощью самой Библии, экзегетическими трудами или духовными толкованиями. Однако надо всегда иметь в виду, что многие сочинения, которые притязают на духовность и серьезность, на всяком деле содержат в себе лишь личные мнения или экстатические бредни и не следуют Божественному тексту и Преданию; особенно же остерегайся тех комментариев, которые называют себя «новым подходом к Слову», но в которых Слово порабощается; духовные комментарии в литургических сборниках на праздники и на будни также должны быть тщательно отобраны, так как многие из них пересказывают непродуманные суждения, искусственно притянутые, имеющие мало отношения к текстам и наполненные скорее словами того, кто их написал, чем Словом Божиим.

«Слушание — это не пассивное приятие данного текста, но и усилие христианина все глубже проникать в неиссякаемый смысл божественного Слова, в зависимости от его собственной степени совершенства и меры усердия», — говорил Ориген.

Все эти экзегетические, святоотеческие, духовные подспорья без сомнения полезны для медитации и для более глубокого понимания текста, однако важнейшее в молитвенном чтении — это личное, хотя и не одиночное усилие; оно непременно будет более плодотворным, если тот, кто его совершает, имеет опыт общинной, братской жизни или жизни в приходской малой группе; тут — истинное место для ученичества у Слова, где Слово не просто вместе читают, но вместе испытывают и переживают.

Подобное личное усилие должно быть направлено на поиски духовного средоточия текста: не самой броской фразы, но важнейшего сообщения, того, что теснее всего связано с событием смерти и Воскресения Господня. Старайся извлекать духовный смысл из преемственности и единства экзегезы, святоотеческих сочинений и чтения Библии с помощью Библии, и ищи то, что говорит тебе Господь.

Не помышляй найти то, что тебе уже известно: это гордыня! А также то, что тебе в твоих обстоятельствах было бы приятно найти: это торжество субъективного начала! Текст не всегда поддается пониманию целиком и сразу! Иной раз имей смирение признать, что понял мало или вовсе ничего: поймешь позднее. Это тоже послушание, и если тебе еще нужно молоко, то ты, конечно, не можешь питаться твердой пищей (ср. 1 Кор 3:2 и Евр 5:12).

Теперь, когда ты достиг определенного уровня понимания, слагай слова в своем сердце (то «перемалывание» Отцов Церкви), а затем применяй их к себе, к своим обстоятельствам, не теряясь в психологизме и интроспекции и не копаясь в собственной совести. С тобой говорит Бог: гляди , на Него, а не на самого себя. Не впадай в уныние от тщательного анализа собственных ограниченных возможностей и собственных недостатков перед лицом божественных требований, которые Слово тебе открыло.

Разумеется, Слово — это также и суд, оно читает в твоем сердце, показывает тебе твои грехи; но помни, что Бог больше сердца твоего (ср. 1Ин 3:20) и что если Он уязвляет твое сердце, то всегда в правде и милосердии.

Следует скорее дивиться Ему, Который говорит с твоим сердцем, и той пище, более или менее обильной, но неизменно спасительной, которую Он тебе предлагает, изумляться тому, что Слово положено в сердце твое и тебе не надо ни всходить на небо, ни ходить за море, чтобы узнать его (ср. Втор 30:11-14). Следуй за Словом, которое превращает тебя в образ Сына Божия, а ты и не знаешь, как. Слово, которое ты воспринял, — это для тебя жизнь, радость, мир, спасение! Бог говорит с тобой, и ты должен слушать Его, дивясь, подобно евреям в дни Исхода, которые видели, как Он творит чудеса, подобно Марии, поющей: «Сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк 1:49). Бог открывается тебе; восприми Его неизреченное Имя, Его лик Любящего: войди в пространство веры! Бог наставляет тебя: подражай своей жизнью жизни Сына. Бог дарит, отдает Себя тебе в Своем Слове: прими Его, как дитя, и войди в общение с Ним. Бог лобзает тебя святым целованием: это брак Возлюбленного с Любящим; так празднуй же в сердце своем любовь Того, Кто сильнее, чем смерть, чем ад, чем твои грехи. Бог порождает тебя, как Логос, как Слово, как Сына: согласись быть рожденным на то, чтобы стать Самим Сыном Божиим. Медитация, перемалывание должны подвести тебя к тому, чтобы стать Обителью Отца, Сына, Святого Духа!

Твое сердце — место совершения литургии; и вся твоя личность — это храм, естество богочеловеческое.

8. Молись…

А теперь говори с Богом, отвечай Ему, отвечай на Его приглашения, призывы, внушения, требования, на ту весть, которая открылась тебе в Слове, понятом через Духа Святого. Или ты не видишь, что принят в троичный круг, в неизреченную беседу между Отцом, Сыном и Духом? Не замыкайся отныне в размышлении, но вступай в диалог и говори, как друг говорит с другом своим (ср. Втор 34:10). Не ищи больше, как согласовать с Его помыслами свои, но ищи Его Самого. Целью медитации была молитва. И вот ты ее достиг! Но не занимайся мелочной духовной болтовней: говори с Ним прямо, доверительно и без страха, избегая бросать взгляд на самого себя, но поглощенный Его ликом, явившимся из текста в Господе нашем Христе. Высвободи свои творческие возможности восприятия, сочувствия, воображения и поставь их на службу Господу. Я не могу дать тебе многочисленных советов, ибо тут каждый переживает и испытывает свою встречу с Богом, и ее нельзя ни навязать другим, ни описать саму по себе. Что можно сказать о пламени, когда ты внутри него? Что можно сказать о молитве-созерцании в конце молитвенного чтения, кроме того, что это — Неопалимая Купина, которая горит, не сгорая, и воспламеняет сердце в груди верующего, заставляя его гореть любовью к Господу?

Молитвенное чтение как неизреченное искусство переживать Божественное присутствие стремится привести тебя туда, где ты как возлюбленный созерцаешь, повторяешь слова Любящего в радости, в изумлении, в забвении самого себя. Не думай, что этот путь всегда будет легким, прямым, проходимым до конца. Трепет и страстная любовь, благодарность и духовная сухость, энтузиазм и телесное истощение, слово говорящее и слово немое, твое молчание и молчание Бога присутствуют и переплетаются в твоей молитве Слову день за днем.

Важно быть верным этой встрече: рано или поздно Слово пробьется к нашему сердцу, преодолевая все препятствия к нему, те, что всегда встают на пути веры и молитвы. Только тот, кто прилежен в общении со Словом, знает, что Бог не изменяет, что Он непременно даст найти Себя и будет говорить в сердце, знает, что бывают дни, когда Слово Господне редко (1Цар 3:1), но за ними следует откровение Слова; знает, что такие тяжкие дни беспокойства, духовного бесплодия — это благодать, напоминающая о том, сколь далеки мы еще от полного познания Бога.

Возблагодари Бога за дарованное Слово, за тех, кто тебе его возвещает и толкует, моли Его за всех братьев, которых текст показал тебе в их добродетелях и в их слабостях, старайся соединить хлеб Слова с хлебом Евхаристии.

Храни то, что ты увидел, услышал, вкусил в чтении, храни это в сердце и не забывай, держи в памяти и иди в общество людей, будь среди них и смиренно отдавай им тот мир, то благословение, которые ты получил. Имей также силы действовать с ними вместе, чтобы исполнять в истории Слово Божие всем своим поведением — социальным, политическим, профессиональным…

Бог нуждается в тебе как в мирском орудии, чтобы сотворить новое небо и новую землю. Тебя ждет иной день, тот день, когда ты, увидев Бога лицом к лицу в смерти, покажешь, стал ли ты живой буквой, начертанной Христом, молитвенным чтением ддя твоих братьев, истинным Сыном Божиим.

Твой Энцо

Залишити відповідь