Как научиться читать Священное Писание и жить по Нему?

Предисловие к книге Энцо Бьянки «Молитвенное чтение Священного Писания» (М.: Путь, 1997).

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Ин 1:1

Как научиться читать Священное Писание и жить по Нему?

Этот вопрос ставит в своей книге преподобный Энцо Бьянки, и на него он пытается дать здесь свой ответ. Вопрос не новый. Не одно поколение христиан задавалось этим вопросом, и не одно поколение христиан искало на него ответ. В XX веке, а точнее в конце его, на пороге третьего тысячелетия Пришествия в мир Спасителя, этот вопрос приобретает особую актуальность, потому что Церковь Христова, как на Востоке, так и на Западе, прошла через ужасные испытания, и среди этих испытаний самым, пожалуй, тяжелым является испытание секуляризацией. Сказать секуляризованному читателю в доступных для него понятиях, что есть Слово Божие, как Его прочитать, как Его воспринять и как затем жить этим Словом — эта задача поставлена автором данной книги, которая адресуется прежде всего западному читателю. Но думается, что и читатель на Востоке, читатель, принадлежащий к Православной Церкви, не останется равнодушным к этому произведению, ибо автор говорит в нем о возвращении к традиционному чтению и восприятию Священного Писания через святоотеческую традицию, через громадный духовный опыт монашества, опыт, накопленный Церковью Христовой за две тысячи лет ее земного бытия. Книга эта учит благоговейному отношению к Слову, — прежде всего она учит такому отношению проповедника, на котором лежит сугубая ответственность за души пасомых, которые внимают его словам, толкующим глаголы вечной жизни. Автор напоминает нам о двух, я бы сказал, классических условиях добросовестного восприятия Слова Божия, условиях, которые были даны еще в Ветхом Завете. Первое условие, о котором автор страстно говорит на протяжении многих страниц этой книги, заключено в словах псалмопевца: «Сердце чисто созиджи во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс 50:12). Второе условие, предлагаемое преподобным Энцо Бьянки, заключено в хорошо известных библейских словах: «В злохудожную душу не внидет Премудрость Божия». Чистота душевная вкупе с чистотой сердечной — вот второе непременное условие, которое, по мысли автора, необходимо для восприятия Слова Божия. Несмотря на то, что книга написана в конце нашего столетия писателем и богословом, принадлежащем к Римско-Католической Церкви — книга, уверен, будет понята и будет прочувствована православным читателем, ибо говорит о традициях чтения и восприятия Священного Писания единой неразделенной Церкви того периода, когда тысячу лет мы были вместе.

Созванный Папой Иоанном XXIII Второй Ватиканский Собор, который сказал о том, что мы являемся Церквами-сестрами, Собор, который вернул в жизнь и повседневный обиход западной Церкви многие утраченные традиции и христианские ценности, — этот Собор вернул западным христианам и возможность самостоятельного чтения Священного Писания, а для лучшего его разумения рекомендовал пользоваться богатством всего накопленного духовного опыта Церкви по разумению и толкованию Священного Писания, начиная с раннехристианских Отцов Церкви до богословов наших дней. Не все в этой книге воспримет православное сознание, но в одном я уверен: благочестивый читатель не останется равнодушным к той страсти, к тому духовному подъему, с каким написана эта книга, книга о Слове с большой буквы, о молитве Слову, вся проникнутая этим благоговейнейшим молитвенным отношением к Священному Писанию — Слову Божию, Которое есть Альфа и Омега нашего христианского бытия.

Завершая это вступительное слово, не могу не сказать несколько слов и об авторе. Энцо Бьянки — выдающийся современный богослов, широко известный на Западе, большой знаток Православия, популяризатор, в самом хорошем смысле этого слова, русского православия в Италии. Издатель многих русских богословских трудов, среди которых хочу особо отметить издание на итальянском языке всех творений преподобного Нила Сорского, предпринятое к 1000-летию Крещения Руси с трогательным посвящением: «инокам Загорска от общины Бозе», а также многих книг о русских православных святых на итальянском и других европейских языках, и наконец, — самое главное, — создатель монастырской общины в Бозе на севере Италии, максимально приближенной в своей жизни к первохристианским временам. Большой современный западный духовный писатель, к сожалению, по сей день не известен (или почти неизвестен) христианам России, хотя его хорошо знают православные других стран и наша российская диаспора.

Известный современный иерарх Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский, духовный писатель и выдающийся проповедник, хорошо знаком с Энцо Бьянки, с созданной им обителью, высоко ценит и понимает стремление этого служителя Церкви Христовой и его последователей вернуться к нашим общим корням, к единой неразделенной Церкви. Автор вместе с основанной им монашеской общиной не только молится Слову, но и живет этим Словом и желает, чтобы их внутренний опыт этой молитвы, этого погружения в Слово Божие, стал бы известен и доступен нам.

Именно поэтому я хотел бы надеяться, что знакомство с первым произведением Энцо Бьянки, переведенным на русский язык, принесет читателям пользу духовную.

Архимандрит Иосиф (Пустоутов)

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА DEI VERBUM

«Слово молчания,
Слово слов,
Слово, ставшее плотию,
Ты одно, Слово!»

Церковь всегда почитала Священное Писание так же, как и само Тело Христово, и особенно при Божественной литургии никогда не оставляла заботы о том, чтобы питаться хлебом жизни со стола как Слова Божия, так и тела Христова, и оделять им верных. Церковь всегда полагала и полагает божественное Писание наряду с Преданием высшим законом своей веры: богодухновенное и данное однажды и навеки, оно неизменно несет Слово Божие и помогает расслышать в словах пророков и апостолов глас Святого Духа. И потому необходимо, чтобы церковная проповедь, как и сама христианская религия, питалась и направлялась Священным Писанием. В священных книгах Отец наш, сущий на небесах, благосклонно нисходит чадам Своим и беседует с ними; в Слове Божием заключена такая действенность и мощь, что оно служит поддержкой и укреплением Церкви, а для чад ее — утверждением в вере, пищей души, чистым и неиссякаемым источником духовной жизни. И потому следует относить прежде всего к Священному Писанию сказанное: «Слово Божие живо и действенно» (Евр 4:12), может «назидать вас все более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян 20:32; ср. 1 Фес 2:13). (…) (Все верные, и прежде всего монашествующие) часто приобщаются к священным текстам, либо через священную литургию, наполненную божественными словами, либо посредством благочестивого чтения, либо с помощью направленных на эти цели начинаний и разных пособий, которые с одобрения церковных пастырей и под их наблюдением сегодня благодетельно распространяются повсюду. Однако следует помнить, что чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвой, чтобы могла совершиться беседа Бога с человеком: ибо «когда молимся, говорим с Ним; Его слушаем, когда читаем божественные письмена».

(Dei verbum, 21, 25)

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь