Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Книжная полка > «Русские на Святой Земле»: новая книга издана в Иерусалиме

Книжная полка

«Русские на Святой Земле»: новая книга издана в Иерусалиме


В Иерусалиме вышла новая книга, посвященная истории русского присутствия на Святой Земле. Почти триста страниц текста, написанного диаконом Александром Занемонцем, несколько сот черно-белых архивных и цветных новых фотографий, оформление и рисунки московского художника Ильи Викторова. Предисловие митрополита Илариона, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Книга издана по благословению епископа Агапита Штутгартского, главы издательского отдела РПЦЗ.

zanemonets-book-00cover

История начинается с паломничеств игумена Даниила и св. Евфросинии Полоцкой в XII веке и доходит до наших дней. Из жития св. Евфросинии мы знаем, что уже в XII веке – при крестоносцах – в Иерусалиме был русский монастырь… Основное внимание уделено, конечно же, XIX и XX векам, когда присутствие Русской церкви в Иерусалиме стало официальным, а паломничество – массовым.

Созидание «русской Палестины» в XIX веке было не только результатом государственной политики или синодальных решений, но в первую очередь делом тех подвижников, которые трудились на Ближнем Востоке. Это и начальники Русской духовной миссии, и рядовое духовенство, и первые сестры монастырей, и те миряне, которые выбрали трудиться в Палестине. Их никто не неволил: на Святую Землю ехали те, кто хотел там жить и трудиться. Так, архимандрит Антонин (Капустин), почти тридцать лет возглавлявший Русскую духовную миссию во второй половине XIX века, не выезжал оттуда в Россию ни разу: ему было хорошо на христианском Востоке, который он по-настоящему любил. Его было даже не выманить оттуда обещаниями архиерейства, как это было принято в ту пору. Характерно, что большинство деятелей «русской Палестины» принадлежало к свободным сословиям – ученому монашеству, купцам, государственным крестьянам. Они изначально были свободны в проявлении инициативы и не ждали окрика со стороны начальства.

Многие русские монастыри и храмы на Святой Земле создавались трудами и жертвой не просто отдельных благодетелей, но всего русского народа. Так, земля для строительства Горненского монастыря была куплена на средства, собранные по газетной подписке. Средства для содержания русских школ или для строительства паломнических подворий – а ими занималось Православное Палестинское Общество — шли со всенародного Вербного сбора. Православное Палестинское Общество, со временем получившее название Императорского, было одной из главных общественных организаций в дореволюционной России.

В книге много внимания уделено жизни «русской Палестины» в послереволюционную эпоху, о чем современному русскому читателю известно пока немного. Как пишет в своем предисловии к книге митрополит Иларион: «Это очень важно, ведь русское православное присутствие в Иерусалиме ни на минуту не прерывалось и после революции 1917 года: Русская духовная миссия и общественные организации продолжили свое служение. Более того, между двумя мировыми войнами возникли новые общины: в Вифании, а затем в Гефсимании был основан монастырь, устроенный двумя шотландскими сестрами, принявшими Православие… Трудились в Иерусалиме такие выдающиеся деятели русского зарубежья, как архиеп. Анастасий (Грибановский) и архим. Киприан (Керн). Игуменьей Воскресенского монастыря на Елеоне долгие годы – уже во второй половине XX столетия – была матушка Тамара (Багратион-Мухранская), дочь великого князя Константина Романова (поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.) и родственница государя».

В книге опубликовано множество старых фотографий из архивов русских монастырей в Иерусалиме и во Франции, из собраний Императорского Православного Палестинского Общества и Американской иерусалимской Колонии. Нередко старые и новые фотографии в книге приводятся вместе, ведь история русского присутствия на Святой земле продолжается. «В наше время, когда открыты все границы, — завершает свое предисловие к книге митрополит Иларион, — мы можем совершить паломничество в Иерусалим и Вифлеем, в Галилею и Иудейскую пустыню. И можем принять участие в том служении, которое несли поколения наших предков на Святой земле».

Автор книги – о. Александр Занемонец – православный диакон. В течение многих лет преподает историю в израильских университетах, а также занимается организацией и сопровождением паломнических групп. Является автором путеводителя «Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника». Книга «Русские на Святой Земле» доступна в православных книжных Иерусалима и Москвы, а также в нескольких православных храмах Петербурга. По вопросам распространения можно обращаться к автору (zanemonets@yahoo.com +972 547 872 755)

Дата публикации: 13.09.2015