Отец Габриэль Надаф: «Нам повезло родиться арабами-христианами в Израиле»

Когда речь заходит о службе в израильской армии, то многие из служивших вспоминают о ней, как об одном из самых демократичных институтов израильского общества. И это понятно: будучи органом эффективным, а не атрофированным, израильская армия не может позволить себе быть недемократичной. Об этом мы поговорили с отцом Габриэелем Надафом, лидером движения за призыв арабов-христиан в Армию Обороны Израиля.

Отец Габриэль Надаф
Отец Габриэль Надаф

Габриэль Надаф родился в 1973 году в одной из арабских христианских деревень в Галилее. И, хотя Галилея является частью Государства Израиль с 1948 года, ничего хорошего — по его словам — там о евреях ему в детстве не говорили. Впрочем, так было до первых реальных контактов с ними. После школы будущий священник поехал работать в Хайфу, и здесь оказался в смешанной еврейско-арабской среде, которую я и сам хорошо знаю по годам преподавания в Хайфском университете и галилейских академических колледжах. А иврит галилейские арабы знают хорошо, благодаря школьному образованию.

С середины 90-х Габриэль — православный священник в Назарете. А его общественная активность началась после 2010 года, когда окружающие Израиль мусульманские страны оказались охвачены войнами и революциями, в которых арабы-христиане стали одними из первых жертв. «Что мы должны делать в этой ситуации? — говорит абуна Габриэль (так на Ближнем Востоке обращаются к священнику). — В первую очередь, поблагодарить Бога за то, что мы родились на Ближнем Востоке именно в Израиле, а не в Ираке, Сирии, Египте или Палестинской автономии. А потом — постараться внести свой вклад в безопасность этого государства».

В 2012 году о. Габриэль содал Форум по христианскому призыву, цель которого была в пропаганде военной службы среди арабов-христиан. По израильским законом, неевреи могут служить в армии, однако для них воинская служба не является обязательной. Поскольку конституции в Израиле нет, то военная присяга дается на Священном Писании: теперь ее можно давать и на Новом Завете. По сообщению администрации премьер-министра Израиля от 5 августа 2013 года, «за последний год число христианских рекрутов в Армии Обороны Израиля возросло от 35 до 100 в нынешнем году, и около 500 человек из этой общины проходят альтернативную службу». Это стало результатом деятельности Форума по христианскому призыву, созданному о.Габриэлем совместно с Министерством Обороны Израиля и мэрией города Назарета.

В последние годы арабо-христианская община Израиля дает от 100 до 200 призывников ежегодно. Среди них есть и девушки (первая из них была моей студенткой в одном из галилейских колледжей). Некоторые после службы остаются в армии профессионально. Это стало ответом израильских арабов-христиан на уничтожение их собратьев в Ираке, Сириии, Ливии и на выдавливание их из Палестинской автономии. Если в Израиле в арабоязычной общине сегодня около 8% христиан, то в Палестинской автономии их осталось меньше одного процента: в десять раз меньше. Так что им есть что защищать.

Конечно, в арабской среде отношение к деятельности о.Габриэля различное. Очевидно, что для сотен молодых арабов-израильтян это выход к большей социализации и интеграции в израильское общество. Для ряда арабских политиков это, напротив, размывание единого фронта национальной борьбы. Впрочем, с этой борьбой у арабов-христиан всегда было проблематично: они не пополняли ряды палестинских террористов и не ждали ничего хорошего от исчезновения Израиля. «Я не живу в Палестинской автономии — говорит о.Габриэль. — Но если при общем росте населения количество христиан там стремительно сокращается, то дело не в израильтянах. Если Государство Израиль исчезнет, то христиане здесь исчезнут вместе с ним. Мы хорошо видим, что сейчас происходит в мусульманских странах».

Интересно, что свои корни сторонники о.Габриэля видят не на Аравийском полуострове. «Когда арабы завоевали Ближний Восток — говорит священник, — они уже были мусульманами. Но здесь и до них жило много христиан: греки, ранее христианизированные арабские племена, арамеи». Если в Сирии и Ливане местные христиане себя считают потомками древних арамеев и даже иногда сохраняют язык, то и на Земле Израиля демография в канун арабского завоевания была сходной. В этом смысле арабы-христиане имеют все основания возводить свои корни к куда более ранним эпохам, нежели арабское завоевание. «Христиане здесь говорили на арамейском языке, на котором говорил Иисус, а заодно и авторы Талмуда. Так что мы с евреями — родственники», — утверждает галилейский священник.

В 2014 году министр внутренних дел Израиля Гидон Саар разрешил делать запись «арамей» в графе «национальность» для арабоязычных христиан, и кто-то из единомышленников о.Габриэля уже так записывает своих детей. Здесь примером для них, возможно, является община израильских друзов, которая, будучи арабоязычной, зарегистрирована как отдельная этно-религиозная община, находящаяся в особых отношениях с государством. Включая обязательную службу в армии. Пойдет ли по этому пути 130-тысячная община арабов-христиан Израиля?

Об авторе. Александр Занемонец — диакон Русской архиепископии Вселенского патриархата. Преподаватель истории в Хайфском университете и Академическом Коллежде Изреельской долины. Живет в Иерусалиме.

Залишити відповідь