Дорогами Каппадокии: Музей под открытым небом Гёреме

…И вот после церкви с пряжкой мы подошли ко входу в музей под открытым небом. Покупаем билеты, проходим через турникет – почему-то у музейных турникетов в Турции всегда стоит сотрудник, который помогает приложить билет к сканеру штрих-кода: неужели посетители сами не справляются и выгодно держать эту “штатную единицу”? Музей под открытым небом – самое популярное место в Каппадокии. Тут всегда много людей, поэтому днем можно очень долго ждать, пока зайдешь в ту или иную церковь. Приходите утром или вечером.

goreme-open-air_general

По совету путеводителя начинаем осмотр, двигаясь против часовой стрелки. Первый объект на пути – часовня святого Василия Великого, XI века. Нартекс отделен колоннами от центрального нефа, который представляет в плане развернутый поперек прямоугольник. Слева – три апсиды. Среди фресок видны изображения Спасителя, Богородицы, св. Феодора, св. Георгия со змием, св. великомученика Димитрия.

goreme-open-air_basil_1

goreme-open-air_basil_2

Тут же видны и монохромные росписи – кресты и орнаменты, нанесенные краской терракотового отттенка. Такие росписи -совершенно без иконописных сюжетов – мы потом встретим во многих других храмах Каппадокии. Предполагают, что это техника периода иконоборчества или более раннего.

goreme-open-air_basil_4

goreme-open-air_basil_3

Также в одном из помещений часовни св. Василия видны пустые гробницы. Такие гробницы мы тоже встретим во множестве храмов и помещений в пещерах.

goreme-open-air_basil_graves

Следующая церковь на пути – Эльмалы, или “церковь с яблоками”, так она называется потому, что расположена среди яблонь. Такие странные названия каппадокийские храмы получили ситуативно, после того как были открыты заново в ХХ веке, когда уже давным-давно никто не мог вспомнить их названия. Вот и стали музейные работники называть храмы по некоторым внешним отличительным признакам: церкви “с пряжкой”, “виноградная”, “яблочная”, “темная”, “змеиная” и пр. В церкви Эльмалы – свод, в котором девять куполов, поддерживается четырьмя колоннами. В алтарной части – три апсиды. Чтобы войти в храм, надо пройти через небольшой туннель с северной стороны.

goreme-open-air_elmali_entr

В этой церкви наглядно видно два слоя росписей: более древний орнаментальный, терракотовым пигментом, и более новый – полноцветный. Церковь датируется серединой XI и серединой XII века.

goreme-open-air_elmali

В росписях можно увидеть сюжеты Рождества, поклонения волхвов, Крещения Господня, воскрешения Лазаря, Преображения, входа в Иерусалим, Тайной вечери, предательства Иуды, крестного пути, положения Спасителя во гроб, Вознесения, а также изображения святых. Кроме того, в росписях присутствуют ветхозаветные сюжеты: гостеприимство Авраама и три отрока в печи Вавилонской. Над центральной апсидой – Деисис, то есть “моление”: Иисус, Богородица и Предтеча.

goreme-open-air_elmali_deisis

Дальше – часовня святой великомученицы Варвары с богатой орнаментальной росписью. Здесь можно встретить часто изображаемый на сувенирах символ саранчи или некоего насекомого между двумя крестами. Фотографировать не разрешается, поэтому фото ниже – не мое, а из открытых источников.

goreme-open-air_barbara_insect

Рядом – церковь святого Онуфрия, или “змеиная” (Йыланлы), XI века. Росписи тут изображают святых Константина и Елену, великомучеников Феодора и Георгия, преподобного Онуфрия. По стилю фрески похожи на те, что в часовне св. Василия. Фотографировать тоже нельзя, привожу фото фрески Константина и Елены из путеводителя Елены Малышевой:

Goreme_Open_Air_Museum_onufry

А этот снимок я сделал где-то здесь же, то ли в самой церкви Онуфрия, то ли рядом. Алтарь с каменной преградой – прототипом иконостаса, а в аписиде изображение Христа-Пантократора, то есть Вседержителя:

goreme-open-air_pantokrator

Дальше по пути осмотра – трапезная и кухня. Значит, здесь был монастырь. Среди помещений – винодельня, пекарня с печью-тандыром и пр. Длинный каменный стол для братии со скамьями вокруг:

goreme-open-air_dining

И вот, наконец, последний и самый значительный объект музея – церковь Каранлык, или “темная”. Здесь очень темно, свет попадает только через одно маленькое окошко. Многие века тут была голубятня, а поскольку свет практически не попадал, фрески отлично сохранились. Отреставрированные, они просто восхитительны. Для входа в церковь надо купить отдельный билет. Вот так выглядит храм издалека:

goreme-open-air_karanlik_ext1

Наружная стена, как видно, обвалилась, обнажив коридоры и галереи возле храма. Тут тоже знакомые нам орнаменты.

goreme-open-air_karanlik_ext2

goreme-open-air_karanlik_ext3

Внутри теперь подсветка. Яркие, насыщенные цвета раскрытых и отреставрированных фресок. Чтобы привести храм в надлежащий вид, потребовалось больше десяти лет работы. Фотографировать, как обычно, запрещено. Нам повезло: в храме больше нет никаких туристов. Спрашиваю охранника, почему не разрешают фотографировать. “Наш директор, – говорит, – объясняет это так: чтобы люди приезжали и смотрели своими глазами”. Потом охранник подмигивает и говорит: пока никого нет – только одно фото. “Тешекюр эдерым”, отвечаю, то есть “спасибо большое” по турецки, и делаю снимок.

goreme-open-air_karanlik

Следующие снимки – не мои, взяты из сети и из фотоальбома “Сокровенная Каппадокия”:

goreme-open-air_karanlik-2

goreme-open-air_karanlik-3

goreme-open-air_karanlik-4

goreme-open-air_karanlik-5

goreme-open-air_karanlik-6

goreme-open-air_karanlik-7

goreme-open-air_karanlik-8

Google

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь