28 февраля по старому стилю Русской Православной Церковью совершается память священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского. 28 февраля 1772 года святитель Арсений под именем Андрея Враля мученически скончался в Ревельском каземате и после своей смерти не был даже удостоен архиерейских почестей – он был похоронен как простой мирянин.
XVIII век – век абсолютной монархии и век абсолютного презрения к православному преданию. В начале столетия император Петр обезглавливает Русскую Церковь, учреждает Святейший Синод и Поместная Российская Церковь низводится до уровня государственного министерства. Иерархи и духовенство со смирением принимают тяжкое иго имперского государства и, не смотря на вопиющее нарушение канонического бытия Церкви, которой подобает знать первого епископа и признавать его как главу (34 Апостольское правило), ясного церковного ответа на это беззаконие получено не было.
Канонический церковный строй повержен, православное богословие в тисках богословия западного, Русская Церковь вступает в эпоху жесточайших гонений под видом заботливого попечения о ней.
“Архиереи Твои, Господи, облекутся в Правду…”
Будущий ростовский святитель родился в самом конце XVII столетия. В 20 лет он принимает монашеский постриг и вскоре после рукоположения в сан иеромонаха отбывает в Тобольскую митрополию для проповедания слова Божия. В 1734 году отец Арсений принимает участие в морской экспедиции для открытия морского пути в Камчатку. После освобождения архиерейской кафедры в Тобольске иеромонаха Арсения представляют Анне Леопольдовне в качестве кандидата на поставление в тобольские митрополиты. В 1741 году состоялась архиерейская хиротония отца Арсения в митрополита Тобольского и всея Сибири. И уже при рукоположении в епископский сан он показал свое “особое” отношение к существующему церковному порядку вещей, когда в тексте архиерейской присяги к словам о власти Синода добавил “от Христа и апостолов происходящей через хиротонию”. Со временем эти слова будут поставлены святителю в вину.
Митрополиту Арсению не суждено было долго управлять Тобольской кафедрой, но, не смотря на то, что период архиерейства святителя Арсения в Сибири был непродолжительный, он сразу обозначает приоритеты своего будущего служения – защита Церкви от посягательств светских властей. В 1742 году святитель едет в Москву для участия в торжествах коронации Елизаветы Петровны. Здесь им подается доклад, в котором выражается сомнения в преимуществе синодального управления перед патриаршим. На удивление, императрица принимает доклад благосклонно, но правительство отвергает его и вскоре митрополита Арсения переводят на Ростовскую кафедру.
Молодой митрополит не боится говорить о том, что смущает его архиерейское сердце, он единственный кто отказывается принимать присягу, в которой Крайним Судией именуется императрица. Святитель отвергает этот вариант присяги заменив его на следующие слова: “исповедую с клятвою Крайняго Судию и законоположителя духовного своего церковного правительства бытии Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощную Главу Церкве и Великаго Архиерея и Царя, всеми владычествующаго и всем имущаго судити живым и мертвым”.
Вступив в управление Ростовской епархией, святитель Арсений продолжает отстаивать свои церковные взгляды. За 20-летний период архиерейства на Ростовской кафедре митрополит Арсений ревнует о просвещении духовенством народа Божиего, через проповедь и катехизические поучения, следит за порядком в храмах, основывает епархиальную семинарию. Святитель становится инициатором торжественного крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери из Ростова в Ярославль и возглавляет торжества открытия мощей своего предшественника по кафедре святителя Димитрия Ростовского. И все это время он отстаивает интересы Церкви, противясь государственной политике секуляризации.
“Благо яко смирил мя еси”
Но рано или поздно последовательность владыки должна была столкнуться с последовательностью светского начальства, которое вовсе не собиралось пересматривать свои позиции. Курс на полное подчинение церковного руководства бюрократической имперской машине и есть отличительная особенность политики просвещенного абсолютизма. 10 марта 1763 года святитель Арсений подает в Синод доклад о церковных имениях, в котором он доказывает, что светский контроль над церковной собственностью подрывает не только церковные каноны, но и основы российской государственности.
По приказу императрицы Екатерины II митрополита Арсения арестовывают и подвергают синодальному суду, который обвиняет святителя в дерзости против светской власти и лишает его архиерейского сана и священства. Митрополита ссылают в Николаевский Корельский монастырь Архангельской губернии, братия которого с сочувствием отнеслась к гонимому архипастырю. Находясь в заточении, владыка продолжал отстаивать свои взгляды и через некоторое время его арестовывают вновь.
Дело Арсения становится “делом чести” для “просвещенной” императрицы, и она издает указ, в котором повелевает лишить святителя монашеского звания, переодеть в мужицкую одежду и под именем Андрея Враля навечно сослать в Ревель (Таллинн) без права переписки и приема посетителей. Святитель был, по сути, заживо замурован в тесном каземате, получая скудную еду через узкое окошко. После его смерти на стенке каземата была обнаружена процарапанная надпись “Благо яко смирил мя еси”.
“В память вечную будет праведник…”
Народная память о святителе Арсении всегда была благоговейной. Еще при жизни он почитался за мученика и исповедника веры, не побоявшегося возвысить голос церковной правды перед лицом циничной бюрократии. По свидетельству Святейшего Патриарха Алексия II жители Таллинна особо почитали память митрополита Арсения и всегда поминали его на панихиде.
Образ ревностного архиерея Божьего сразу пленил и мое сердце. Помнится, я недоумевал, почему этот великий архипастырь до сих пор не прославлен Церковью, но прошло совсем немного времени, и Архиерейский Собор 2000 года прославил митрополита Арсения (Мацеевича) в чине священномученика, пострадавшего за правду Христову. Но вот прошло уже 8 лет, а память святителя так и не стала общенародной, еще очень многие совсем ничего не знают о жизни и смерти священномученика Арсения. Мы часто рисуем себе в своем воображении благостные картинки дореволюционной пасторали, забывая о том, что трагедия 1917 года случилась не вдруг. Пренебрежение каноническим церковным строем и забвение святоотеческого предания рано или поздно должно было сыграть свою трагическую роль в истории нашей Церкви. И сегодня, когда возрождается церковная жизнь, мы обязаны всматриваться в пути тех угодников Божиих, которые в основание своего служение полагали единственного Крайнего Судию – Христа.
Подвиг митрополита Арсения урок для каждого из нас, мы призваны быть мучениками (т.е. свидетелями) Христовой Истины даже тогда, когда окружающая нас действительность хочет казаться доброй и заботливой. Но главная забота христианина – это забота о правде Божией: “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5:10).
Православие и мир