Митрополит Каллист (Уэр): «Я приветствую, когда люди часто причащаются»

Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям,  и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста — архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.


Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.


— В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?


— Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое — но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение — да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?


Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имею время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника — серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.


— Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.


— Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, до должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.


Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, — ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.


— Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.


— Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием — это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие — это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.


Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», — но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие — это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.


— Перед причащением священник возглашает «Святая — святым», в смысле «святые Дары — для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?


— Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят — Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник — Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые — кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.


Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.


Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие — это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.


— Но может ли это быть общим правилом?


Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.


— Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил — неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?


— Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие — это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.


Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращаться исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем.  Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.


Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед — смиренно и тихо.


— Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах  с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.


— На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», — или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молится в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа — и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву — не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.


— Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Очень трудно всегда радоваться и благодарить, когда видишь, сколько зла в этом мире.


— Давайте не забывать, что любовь Христова сильнее, чем любое зло в наших сердцах. Воскресший Христос сильнее всякого зла. Давайте верить в то, что воскресший Христос всегда пребывает с нами и подает нам Свою благодать.


Беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев


Православие в Украине

У этой записи 17 комментариев

  1. василий

    Ха у священников другие правила спор шел о мирянах

  2. Конан

    В этих цитатах прямая заборона на недостойное причастие, к которому и призывают нас обновленцы. Ведь Церковь в принципе не против более частого причастия, но против недостойного. Без поста и без исповеди.

    «Конан» ставит знак равенства между недостойным причащением и причащением «без поста и исповеди». При таком подходе можно объявить недостойным большинство причащений священнослужителей, ведь они исповедуются далеко не перед каждой литургией, и дополнительно не постятся, кроме установленных общих постов.

  3. Андрій Кравченко

    Де в цих цитатах пряма заборона? Не бачу:)

  4. Конан

    святитель Димитрий Ростовский (†1709).
    «Вопрос: Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год?
    Ответ: Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным – поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий Пост» (из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина).
    На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних НЕМНОГИЕ имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).

    Свт. Игнатий (Брянчанинов; †1867) писал об этом так: «Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370). В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет: «Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни… Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. НЕ ТО ВАЖНО, ЧТОБ ПРИОБЩАТЬСЯ ЧАСТО, НО ТО, ЧТОБ ПРИГОТОВИТСЯ СУЩЕСТВЕННО К ПРИЧАЩЕНИЮ И ПОТОМУ ПОЖАТЬ ОБИЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).

    А вот как свт. Игнатий предупреждает тех, кто приступает к Святому Причащению без должной подготовки. «Да искушает человек себе (Кор. 11, 28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к Святым Таинам, и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над Святыми Таинами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостью Господа, при нашем покаянии». Вот почему в Церкви принято исповедоваться в грехах своих перед принятием Святых Таин. Свт. Игнатий строго предупреждает мирян, что «приступая к Христовым Таинам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Таин, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение!» (т. IV, с. 128-129).

  5. Андрій Кравченко

    Звісно, конане, вам блище імперська практика, коли приймати причастя треба раз на рік, а ще краще лише перед смертю.
    Не треба звинувачувати мене в неповазі до святих отців, бо жоден з них не забороняв практику частого причастя. Навіть не шукайте цитат.
    Ви як фарисей захищаєте людські звичаї не спираючись на православні канони.
    Звісно, Апостольські правила для вас не авторитет, головна мета православ’я це ІІІ рим.
    Якщо владика Калліст сектант, тоді я також. Відлучайте нас від Церкви разом.

  6. Конан

    Дмитрий, не тратьте порох, Кравченко даже не понимает, о чем речь. Что сама идея изменить тысячелетнюю традицию со стороны полуобразованных профанов абсолютно неизебжно ведет к развалу. Даже Ницше, хоть и запутавшийся человек, но глубокий мыслитель, в свое время так и написал, что восстание Лютера — это восстание НЕУЧА. Что касается "апостольской практики", то этим словосочетание спекулируют все сектанты — сектанты от православия не исключение. Но тем самым они утверждают следующее: все последующие годы Церковь, ее святые отцы и мученики извращали апостолькую традицию.

  7. Андрій Кравченко

    Дмитрові —
    вибачте, Дмитре, я людина проста, я не розумію, що ви маєте під "раціоналістичним ставленням".
    Думаю, якщо б Католицька церква вчасно запровадила переклад Біблії та служби на інші мови (тобто певні реформи), тоді не було б приводу для протестантизму.
    Хто зна, може й не було (або не в такій кількості) одностаттєвих шлюбів та інш.
    Доречі, чи можна назвати інноваціями практику, яка була загальноприйнятою за апостольських часів?
    хоча можливо я вас не правильно зрозумів)

  8. Дмитро

    Господи, благослови!
    Протестантизм розпочинався з нормального здорового бажання у зручних обставинах читати нормальною зрозумілою мовою Біблію. Якщо уважно подивитися до чого це призвело, то стає сумно і за священників жіночої статі і за сором’язливу, але наполегливу легалізацію гомосексуальних відносин. Всім хто полюбляє інновації у духовній сфері в першу чергу варто пам’ятати про це. Можливо хтось з нас набув таких духовних висот, що й мужі апостольські. Якщо так, то можна лише потішитися за співгромадян. В протилежному випадку варто все ж таки зупинитись на надбанні Церкви не зіпсованому пошановувачами раціоналістичного ставлення до Тіла Христова.
    Всіх з пройдешніми та прийдешніми святами!

  9. Андрій Кравченко

    Вибачте, Сергію Сергійович! Що значить звичаї? Які звичаї? В кожному приході свої власні звичаї. Як можна "звичаями" замінювати канони Церкви? Якщо склалася певна практика на рівні звичаїв, її можна переглянути в бік канонів.
    Це нонсенс постувати на світлій седмиці перед причастям.

  10. Сергей Степанович

    Чсатое причащение может быть только с полной подготовкой — с постом, исповедью, тремя канонами и правилом. Каждый должен соблюдать обычаи своей Поместной Церкви и слушаться свое, а не чужое, священноначалие.

  11. Андрей

    Конану. Уважаемый, никто не удаляет здесь негативные комментарии, если в них нет откровенной брани — ведь ваш комментарий не удалили.

    Я за регулярные и причастие и исповедь. Причем исповедь настоящую, без спешки — чтобы не уничижать Таинство.

  12. Андрій Кравченко

    прот. Ігорю —
    Простіть, отче, але якщо людина не помічає іншу та вважає цей стан нормальним, то сповідати цей гріх перед причастям не буде до того часу, поки не збагне його, а до того часу може причаститися декілька разів.

    конану — як вам не соромно
    можливо ви вважаєте, що владика Калліст живе в надуманому світі, та далі по вашему тексту?

  13. Конан

    Дорогой "священник Мариуш", Вы, возможно, слышали о существовании такого документа, как апостольские правила. Там указано, что даже епископ не может влезать в дела чужой епархии. Почему же Вы вдруг берете на себя дерзость это делать, ни с того ни с сего советуя Елене отказаться от исповеди преред Причастием? Идти на исповедь без благословения — тяжкий грех.
    Здесь поудаляли все негативные комментарии под статьей. Видимо, хотят и дальше думать, что в Церкви все "образованные люди" за них, а против — "злые бабки". Кое-кому нравится жить в бредовом, надуманном мирке. У меня диаметрально противоположное мнение: за идиотские "реформы" самые темные, самоуверенные люди, которые никогда не пользовались авторитетом, и не будут им пользоваться.

  14. диакон Андрей Стасишин

    Отец Андрей! премного благодарны за это интервью! Помогай вам Бог!

  15. прот. Игорь Прекуп

    На мой взгляд, надо быть очень осторожным в стремлении отделить исповедь от причащения. Конечно, когда человек, исповедовавшийся с вечера, приходит наутро с исповеданием помыслов, это иногда нервирует:)… но не всегда, далеко не всегда, это — "суеверие". Зачастую, трепетное отношение к состоянию своей души.
    Определить, какие грехи требуют исповеди, а какие могут подождать — это может христианин, имеющий определенный опыт духовного окормления у серьезного духовника, и некоторых своих постоянных прихожан я легко освободил бы от обязательной исповеди, но далеко не всех.
    Как в примере с раздором: кто-то вспыхнул, а потом примирился, а кто-то и ссориться не стал, а просто перестал в упор замечать человека. И считает свое состояние нормальным. В этом состоянии причащаться? Не исповедовав памятозлобия и не испросив прощения у Бога и освобождения от этой страсти?..

  16. svasch. Mariush

    Dorohaya Elena — nachnite takuyu praktiku od sebya:). O. Andrey — spasibo za rabotu. Poklon is Polshi. M.

  17. Елена

    Дорогой о. Андрей, благодарю Вас за это интервью.
    Как все четко, обоснованно и понятно изложено!
    Дожить бы до того времени, чтоб такой подход стал повсеместной практикой!

Добавить комментарий