Умер Папа Иоанн Павел II

Иоанна Павла II с полным основанием можно назвать “Человеком ХХ века”. В его жизни удивительно переплелись все значимые события и тенденции ушедшего XX столетия: индустриализация, секуляризация, вторая мировая война, нацизм, марксизм, коммунизм, терроризм. Каждое из них оставило в его жизни свои следы.

Кароль Войтыла (а таково светское имя только что ушедшего из жизни Папы Римского Иоанна Павла II) родился 18 мая 1920 г. вскоре после окончания Первой мировой войны и умер вскоре после события, которое знаменует собой начало XXI века – террористического акта 11 сентября 2001 г. Его биография, как и у многих выдающихся людей этого столетия, начиналась в маленьком провинциальном городке (Вадовице, Польша) и завершилась в одной из мировых столиц (Риме). Он прошел путь от рабочего химического концерна Сольвей в годы гитлеровской оккупации (1939-1944) и студента подпольной семинарии (1943-1945) до профессора Любельского католического университета (г. Люблин), священника (1946), епископа (1958), архиепископа-митрополита Краковского (1964) и кардинала (1967). 16 октября 1978 г. он был избран на папский престол.

Его молодость, формирование мировоззрения и личности пришлась на годы войны и нацистской оккупации, с ее массовыми расстрелами, облавами, с необходимостью борьбы, как за физическое, так и нравственное существование. К военному времени он будет многократно обращаться в своих проповедях и как священник, и как епископ, и как Папа. Все его выступления и принятые им документы в защиту мира несут на себе печать его личного опыта. Не менее значимой для формирования мировоззрения будущего Папы стала жизнь в сталинской Польше, где на протяжении многих лет необходимо было ежедневно и ежечасно защищать свое право на веру в Бога и свободу мысли. Участник антинацистского сопротивления в годы Второй мировой войны, он станет покровителем антисоциалистической оппозиции в коммунистической Польше (1976-1979).

Не обошлось в его биографии и без столкновения с терроризмом. За свою фантастическую популярность первых лет понтификата Иоанн Павел II заплатил кровью. Во время генеральной аудиенции 13 мая 1981 г. он стал жертвой покушения.

Эта связь со своим временем и его проблемами отразилась на тематике его научных работ, которые отличал интерес к новаторским для теологии проблемам: аборты, секс, алкоголизм, спортивная этика, по которым он выступил со своими статьями и книгами.

Избрав Папой славянина, кардиналы нарушили многовековую традицию избрания пап-итальянцев. Не менее революционным было избрание Папой человека из-за “железного занавеса”, т.е. из страны, в которой, по общему убеждению, церкви были нашпигованы сотрудниками и тайными агентами атеистического государства.

Иоанн Павел П возглавил Католическую Церковь в исключительно трудных условиях. В Западной Европе пустые храмы, закрытые семинарии, опустевшие монастыри, недостаток священников, разброд и шатания в рядах богословов, падение авторитета пап, что выразилось в резком сокращении поступлений в папскую казну… В Латинской Америке ширилось и грозило церковным расколом, находящееся под воздействием теологии освобождения (этой смеси Евангелия с Марксом), движение базовых общин. А в Европе в результате разной трактовки решений II Ватиканского собора сама Католическая Церковь, по словам папского биографа Фроссара, “грозила расколоться на тысячу интеллектуальных часовен”. Настоящий институциональный кризис. К этому следует добавить, что, начиная с XVIII века, сами римские папы перестали играть не только значимую, но и заметную роль в мировом сообществе. Тогда-то английский историк Э. Гиббон назвал Римскую Церковь привидением, сидящим в папской тиаре на гробе Римской империи.

Это было время, когда никто, кроме восточноевропейских диссидентов, не верил в близкий конец коммунизма, а международную политику определяло резкое обострение напряженности – кризис в отношениях между США и СССР, война в Афганистане, и предваряющие распад СССР и всей социалистической системы – “перестройка” и кризис в Польше. На эти же годы приходится замедление темпов секуляризации и поворот мира к поиску духовных оснований и корней, к поиску Абсолюта.

Все это требовало избрания на папский престол незаурядной личности, соответствовавшей масштабу вставших перед католицизмом и миром проблем. И в его лице впервые за последние столетия во главе Католической Церкви оказался человек не только способный активно и результативно участвовать в мировой политике, но и не менее активно, современным языком и с учетом современного развития науки участвовать в дискуссиях о путях развития человечества. Его и избрали потому, что он знал, что следует делать, у него была программа действий.

Новый Папа принял вызов времени. Обеспокоенному человечеству Иоанн Павел II сказал: “Не бойтесь! Отворите двери Христу”. Эта проповедь надежды в условиях международной напряженности мгновенно превратила Папу в признанного мирового лидера и позволила ему принципиально изменить представление о функциях и роли папства в современном мире, вернуть папству международную политическую значимость.

Именно в тревожные годы начала 80-х как признание социального масштаба религии и авторитета Ватикана дипломатические отношения со Святым Престолом восстанавливают (после 450-летнего перерыва) протестантские страны: Великобритания, Дания, Швеция, а также впервые их устанавливают США.

Если до 1979 года визиты мировых лидеров в Ватикан были формальностью и продолжались иногда не более 20 мин., то для встречи с этим Папой приезжали специально, а беседы затягивались до 1,5 часов. В период встреч Рейган-Горбачев Папу ежедневно информировал специальный представитель президента. И хотя непосредственное участие Папы в разрушении социалистической системы сомнительно, почти все, кто изучал эту проблему, согласны в том, что его деятельность стала своего рода катализатором перемен. Но с развалом СССР (1991), падением социалистической системы и ослаблением связанной с противостоянием Восток-Запад международной напряженности роль Папы в мировой политике значительно уменьшилась.

Сегодня от мировой коммунистической системы осталось только воспоминание, а угрозу ядерного конфликта заменил страх перед терроризмом радикальных исламских групп. И последние силы, в завершающие Его понтификат годы, он направил на борьбу с распространяющимся (как на Западе, так и на Востоке) убеждением о неизбежности конфронтации христианства и ислама, и делал все, чтобы война коалиции с Ираком не идентифицировалась в глазах исламского мира с христианством.

Являясь по своей природе человеком активным и творческим, Иоанн Павел II, видимо, руководствовался евангельским изречением: “Царство Небесное силою берется” (Мф.11,12). Он отказался от модели Церкви сосредоточенной на своих проблемах в пользу модели Церкви активной в социальной и политической сферах, внедряющей христианские принципы в личную и общественную жизнь, в деятельность экономических, политических и социальных институтов. Изданием нескольких социальных энциклик он подтвердил право Католической Церкви на собственную социальную доктрину, рассматриваемую им как обоснование права Церкви (“эксперта по делам человечества”) устанавливать моральные критерии социального развития для всего человечества. “Тем, кто ищет сегодня новую и подлинную теорию и практику освобождения, Церковь предлагает … свою доктрину”, – напишет Папа в своей энциклике “Центизимус аннус” (“Сотый год”, 1991).

И здесь можно сказать о важном результате его активности на международной арене. Он вернул Ватикану международный престиж, чем, без сомнения, усилил позиции Поместных Церквей.

Нарушение традиции и определение новых путей стало визитной карточкой этого Папы. И при всем этом он оставался жестким консерватором во всем, что касалось основ христианского вероучения. На обвинение в консерватизме Иоанн Павел II ответил: “Задача Папы сохранять то, что ему доверено”.

Что сделал Папа

Опираясь на свой возросший авторитет и благодаря авторитарным методам правления, Папе удалось добиться того, чтобы епископы во всем мире в доктринальной и административной сферах демонстрировали единую позицию. Его позицию. И хотя ему не удалось разрешить всех вставших перед Католической Церковью проблем, он сделал все, что было в его силах, чтобы эти проблемы не обострились.

Развал Церкви он приостановил, восстановил внутрицерковную дисциплину, прекратил на время опасные для Церкви богословские дискуссии, погасил серьезный конфликт в Церкви в Латинской Америке (“теология освобождения”).

Этот конфликт заставил Папу перенести акцент в борьбе с марксизмом в сферу борьбы с атеизмом. Созданную на основе атеистического либерализма цивилизацию включающую и капитализм и социализм, Иоанн Павел П охарактеризовал как “цивилизацию смерти”, символом которой являются аборты – убийство неродившихся детей. В энциклике “Доминум эт вивификантем” (“Господу и животворящему”, 1986), содержащей самую резкую форму осуждения марксистского атеизма, он тем не менее напомнил, что “материализм во всех его толкованиях означает восприятие смерти как окончательного предела человеческого существования”, а человеческая жизнь тем самым превращается в “существование для смерти”.

За годы своих активных поездок по всему миру и, прежде всего, по странам третьего мира, Иоанн Павел П не перестал быть непримиримым антикоммунистом и антимарксистом, но он отчетливо осознал, что именно капитализм в этих странах непрерывно воссоздает питательную почву для марксистских и коммунистических идей и движений. В связи с этим на страницах “Центезимус аннус” Папа заявил, что не считает в связи с крахом коммунизма “капитализм единственной моделью экономической организации”. У знаменитых Бранденбургских ворот в Берлине Иоанн Павел II сказал, что и с падением коммунизма в мире не закончилась борьба за религию и свободу (24 июня 1996 г.).

Одной из самых удивительных черт его деятельности являлась его способность установить контакт с молодежью всего мира. На встречу с ним во время всемирных Дней молодежи собиралось от 1 млн. (Париж, Рим) до 5 млн. (Манила) человек.

Что он им говорил? То же, что и всем. О том, что Крест означает “жизнь положить за други своя”, что “любовь сильнее ненависти и мести”, и что “жизнь сильнее смерти”.

Источник: Религия и СМИ

Залишити відповідь