Группа священников УПЦ обратилась к людям доброй воли с воззванием «Побеждай зло добром», в котором выразила поддержку митингующим на Майдане, призвав их по-христиански отнестись ко всем ближним, включая и оказавшихся «по ту сторону баррикад». В последней фразе некоторые пользователи фейсбука усмотрели, как им показалось, нарушение церковной аполитичности авторов обращения.
До этого подобных дискуссий в сети не возникало, «политические» вопросы церковной жизни, казалось бы, вовсе не ставились во главу угла. Обходились молчанием и публичные заявления архиереев, призывающих к единению с Россией и неприязненно высказывающих о США и странах Европы.
9 декабря на российском сайте «Православный взгляд» появилась заметка секретаря Одесской епархии протоиерея Андрея Новикова о том, что на Майдане происходит «беснование, бунт в Рождественский пост», что Европа превратилась в «евросодом», оставив христианские ценности лишь в России. Православные СМИ эту информацию обошли молчанием.
На следующий день в ответ на это было составлено обращение немалой группы духовенства (к моменту написания этой заметки под ним стояло 15 подписей). Именно тогда внезапно нарушилось «аполитическое спокойствие» церковных журналистов.
Сотрудник портала «Православия в Украине» Дмитрий Марченко бросил в фейсбук статусное сообщение с обвинением священнослужителей в «политическом православии». Последовал первый комментарий: «с логикой сторонники майдана не дружат явно».Посыпались «лайки» и бурная дискуссия, не окончившаяся ничем.
Что ж, порассуждаем о простых вещах. Отвлеченно, чисто математически, без всяких политических подоплек.
Первое. Разные люди к одним и тем же странам могут относиться как с симпатией, так и антипатией. По самым разным причинам, без всяких привязок к политике.
Второе. Такие же симпатии-антипатии могут возникать и у церковного человека, связанные с бытом, культурными традициями, моральными принципами и церковной жизнью рассматриваемых им государств. Мы можем подойти к точке зрения такого человека чисто политически; можем, наоборот, не усматривать в том никакой политики – все зависит от нашего индивидуального восприятия.
Третье. Если у человека А есть симпатии к одной стране (или группе стран) и антипатии к другой (группе стран), и мы считаем эти взгляды политическими, то взгляды человека В, имеющего противоположные симпатии-антипатии, мы также вынуждены признать политическими.
Если же взгляды А нам представляются аполитическими, то и ко взглядам В мы также должны отнестись аполитически.
В математике это свойство отношений называется симметричностью. И вот в этом самом свойстве обнаруживается противоречивость во взглядах многих православных лиц.
Несколько слов к противникам Обращения. В своих рассуждениях нужно оставаться до конца честными. Либо, оставаясь сторонниками своих взглядов, не упрекать в политичности упоминаемых священников. Либо в своей позиции обнаружить-таки политичность, оправдывая ее тем, что она представляется более «лучшей», «целесообразной», «духовной» (и т.п.), чем политичность оппонентов.
Post Scriptum. Как упоминалось, некто упрекнул упоминаемых священников в отсутствии логики. Здесь доказано обратное.
Bous chto tem kto ne xochet nichego ponimat i slishat drygogo nikakie dokazatelstva ne pomogyt