Как катехизировать молодежь? Круглый стол в Свято-Филаретовском институте

Нужен ли особый подход к катехизации молодежи? Какие отличительные черты современной молодежи необходимо учитывать катехизатору? «Работают» ли в наши дни традиции святоотеческой катехизации? Над этими вопросами размышляли участники круглого стола на тему «Начальный этап катехизации молодежи: необходимое и возможное в нем», который состоялся 25 мая в рамках конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных «слушающих». Форум проходил 25-27 мая в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ).

На круглом столе были затронуты вопросы не только первого этапа катехизации, но и различных миссионерских форм общения Церкви с молодежью. В дискуссии выступали преимущественно молодые священнослужители и миряне, работающие с молодежью в разных городах России.

О.Стефан Домусчи (Воронеж) не первый год ведет занятия со студентами светских вузов и на своем опыте убедился: молодежь сейчас не знает о христианстве почти ничего. Это и хорошо (учитывая, что не приходится бороться с «мифами»), и, разумеется, плохо. Но с такой молодежью нельзя говорить о Христе и Церкви «в лоб». Необходимо так выстраивать диалог, чтобы христианская точка зрения, представленная как «одна из», оказалась очевидной, делился опытом о.Стефан. По его словам, миссионеру и катехизатору стоит использовать «заостренность молодежи на экзистенциальных проблемах»: всех в юные годы волнуют вопросы смысла жизни, смерти, счастья и т.д., а также «противостояния общественному мнению», что всегда было характерно для «неотмирного» христианства.

«Мы изучаем традиции святоотеческой катехизации и с благоговением к ним относимся, но работают ли они сейчас?» — поставил острый вопрос заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при московском Даниловом монастыре Юрий Белановский. Он убежден, что сейчас самым эффективным путем приобщения молодежи к церковной жизни является не столько соблюдение всех обязательных этапов катехизации, сколько «создание особой социо-культурной среды», что подтверждается длительным опытом ЦДРМ. В центре этой «среды» — богослужение; в ней присутствует и катехизация, и социальная работа, и разные формы творчества и совместного отдыха. Главный педагогический принцип организации такой среды – малые группы, в первую очередь – группы чтения Св.Писания. По наблюдениям выступавшего, малые группы как форма общения – «гиперпопулярны» в наше время и являются «потрясающей находкой общества» (он имел в виду не только российский, но и мировой опыт, и не только в области миссии и катехизации).

Кроме того, Ю.Белановский высказал мысль, которая стала детонатором последующей дискуссии: времена общины как «системного явления» уходят. В силу возросшей мобильности людей они все меньше привязаны к конкретному приходу, они активно перемещаются по миру, и это тоже необходимо учитывать, говоря о перспективах катехизации.

Выступивший следом о.Стефан Нохрин (Хабаровск) полагает, что если община и уходит на второй план, то это больше свойственно мегаполисам. В других же городах России актуально именно создание общины. Он показал, как «легко получилось создать общину» в Хабаровске, где вузовская молодежь объединилась вокруг харизматичного священника. При этом о.Стефан подчеркнул, что катехизация в данном случае происходила не только на «интеллектуальном уровне», но являлась «полноценным введением в жизнь церковной общины» через разного рода деятельность, которая так необходима молодежи. Священник считает очень важным личный пример жизни по вере тех, кто ведет катехизацию, т.к. «молодежь откликается только на искренность».

Александр Королев (Нижневартовск) не готов принять перспективу исчезновения общины, т.к. считает, что катехизация молодежи имеет смысл только в контексте общей приходской жизни. Чтобы молодые люди не покидали взрастивший их приход, надо ориентироваться не на «работу с молодежью», а дать самой молодежи возможность работать, уверен катехизатор.

Именно это и оказывается самым трудным, включился в беседу о.Максим Плякин (Саратов). На устроенные им епархиальные курсы катехизации записалось более 450 человек, но до заключительного этапа, когда «потребовалась отдача», дошло только 7 человек. А именно в этом – «учить в первую очередь тех, кто может потом научить других» — заключается один из апостольских принципов катехизации, добавил Владимир Якунцев (Москва). По его мнению, сейчас катехизатор должен обращаться, в первую очередь, к «ищущей» молодежи, т.е. «не кидаться сразу ко всем, к наркоманам и др.». Причем надо иметь в виду особенности работы с разными группами: с одной стороны, это молодежь без церковных корней, с другой — новое, доселе невиданное в России поколение – так называемые ДВР (дети верующих родителей), с которыми зачастую труднее найти общий язык, чем с первой группой.

Процесс катехизации предполагает двустороннюю ответственность: оглашаемого и Церкви. Как отвечать стремящейся в Церковь молодежи на вопросы о многочисленных внутрицерковных проблемах? Это вопрос, с которым сталкивается каждый катехизатор, поставил на круглом столе протоиерей Игорь Кропочев (Новокузнецк).

На этот счет прозвучали разные мнения, которые резюмировал профессор СФИ Давид Гзгзян. Он напомнил, что у Церкви «никогда не было «золотого века», т.е. отсутствия проблем, о чем свидетельствуют уже апостольские послания. Однако у конфликтов всегда есть возможность «положительного разрешения во Христе». Важно, чтобы катехизатор смог поделиться со «слушающими» «личным опытом преодоления негатива». А профессор СФИ Александр Копировский, в свою очередь, поделился своим опытом: прикосновение к подлинной церковной жизни вырабатывает своеобразный иммунитет, когда «гадости о Церкви не прилипают».

Вопросы, которые возникли в ходе круглого стола, обсуждались в течение двух последующих дней конференции. Подобный отчет о форуме, а также тексты некоторых докладов и видеоинтервью можно найти на сайте Свято-Филаретовского института: sfi.ru.

Благовест-инфо

Цей запис має один коментар

Залишити відповідь