Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Жизнь в Церкви > Главная задача для церкви сейчас — подготовить благовестников и миссионеров

Жизнь в Церкви

Главная задача для церкви сейчас — подготовить благовестников и миссионеров


На прошедшей недавно конференции Свято-Филаретовского института «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных «слушающих»» участники в числе прочих вопросов обсуждали проблемы подготовки катехизаторов, нехватка которых сейчас остро ощущается в церкви. И одним из результатов обсуждения был вывод о том, что обучение катехизаторов важно начинать с миссионерской подготовки, ведь самым необходимым умением катехизатора является умение свидетельствовать о вере и передавать катехуменам опыт жизни по вере. Да и само служение катехизатора вряд ли будет возможно, если в Церковь не будут приходить ищущие Бога люди.

В Русской православной церкви уже накоплен некоторый положительный опыт, который может быть применен для подготовки как миссионеров, так и катехизаторов. Во время конференции мы обратились к её участникам — преподавателям духовных школ с просьбой ответить на несколько вопросов о качестве подготовки миссионеров.

Какими должны быть подготовка миссионера и его образование? Как готовить миссионеров к служению?

Протоиерей Димитрий Карпенко, руководитель сектора «Методология и практика миссионерской работы» Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви, преподаватель Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью): Я думаю, что это образование должно быть самым разносторонним, глубоким. Конечно же, должно быть хорошее знание всех богословских дисциплин. Прежде всего, это должно быть достаточно серьезное изучение Священного писания, истории церкви, догматического богословия, миссиологии, литургического богословия, т.е. серьезное погружение во всю богословскую проблематику, которая сегодня есть. И, конечно, все учащиеся и желающие служить Церкви должны осмысленно заниматься самообразованием, чтением соответствующей литературы, должны интересоваться, каким образом богословская мысль сегодня развивается. И это должна быть активная жизненная позиция, т.е. не просто зазубривание каких-то цитат, которое, к сожалению, иногда случается, каких-то отдельных тем, дат. Должно быть осмысленное, живое восприятие опыта церкви и передача опыта богообщения. Потому что главное, чем должен обладать миссионер, возвещающий Христову истину всем людям, — это передача живого опыта богообщения. Этот опыт нужно приобрести самому, потому что то, чего ты не имеешь, ты не можешь передать. Мы ведь не можем занять человеку денег, если у нас их нет. Мы не можем накормить человека, если у нас ничего нет. То же самое относится к вопросам веры и проповеди. Если мы сами не обладаем этим опытом — то мы ничего не можем дать. Богословское образование должно быть обретением этого реального опыта погружения в сакраментальную жизнь Церкви. Без этого невозможно и участие в таинствах, в молитве личной и соборной. То есть миссионер должен быть глубоко церковным человеком, воспринявшим опыт церковной жизни. К сожалению, часто бывает, что люди, приходящие в семинарию и другие духовные заведения, до прихода в эти школы не ведут более-менее осознанную жизнь в церкви, и для них духовное образование — это такой этап воцерковления, очень важный. Поэтому большая ответственность возлагается на преподавателей и вообще на тех, кто так или иначе связан с обучением.

Протоиерей Игорь Кропочев, преподаватель миссиологии Новокузнецкой духовной семинарии: Нужно вначале определиться — кто такой миссионер? Я сталкивался с разными представлениями, бытующими в православной среде, и понял, что часто этот термин используют не по адресу. Миссионерами порой называют преподавателей, занимающихся религиозным образованием, катехизаторов или, например, социальных работников. Однако, главное содержание любой миссии — возвещение Евангелия людям, благовестие. Важно, чтобы православные христиане умели передать свою веру, нужно учить их этому в миссионерских школах. Протестанты делают это и достигли больших успехов в своей миссии. У нас момент принадлежности к Церкви определяется более-менее формально, и часто достаточно того, что человек регулярно посещает храм. Такой прихожанин вполне может не знать основ своей веры и поэтому не способен о ней свидетельствовать. Но мы не должны забывать о том, что существует «великое поручение» Господа — быть Его свидетелями «от Иерусалима и до края земли».

Для меня миссионер — это тот, кто занимается внешней миссией, неверующим и нецерковным людям. Миссионер — это посланник, его главная цель — созидание Церкви там, где её раньше не было. Конечно, всякий миссионер является и благовестником, т.е. проповедником Евангелия. Но, благовестник возвещает Евангелие там, где Церковь уже есть, окружающим его людям.

Миссионер — это своего рода воин Христов. Воина может подготовить только воин, поэтому важно, чтобы миссионера готовил миссионер. Процесс подготовки должен быть длительным и серьёзным, нужно изучать культуру другой страны, язык, но еще более важно, чтобы люди имели опыт живой молитвы к Богу, совместной молитвы, умели бы лично свидетельствовать о своей вере, знали о современном опыте миссии.

Есть еще один очень важный момент. Не все выпускники миссионерских школ станут миссионерами, не всех Господь пошлет «до края земли», но о тех, кого Он пошлёт, Церкви нужно заботиться. Миссионерская деятельность проистекает из природы Церкви: она миссионерствует, она отправляет своих посланников. И поэтому, задача Церкви сейчас — подготовить благовестников и миссионеров — важна, но еще более важно подготовить саму Церковь, чтобы она за своих тружеников отвечала и им помогала.

Наталья Адаменко, преподаватель миссиологии Свято-Филаретовского православно-христианского института: О подготовке миссионера к служению и его образовании я хочу рассказать на примере Религиоведческого (миссионерского) колледжа при СФИ, в котором члены Преображенского братства, и не только они, учатся миссионерствовать. За год обучения учащиеся узнают об истории и опыте христианской миссии, изучают географию, историю и феноменологию основных религий и новых религиозных движений, знакомятся с положением религии в современном обществе и государстве.

Очень важно, на мой взгляд, то, что миссионерская практика во время обучения в колледже стоит на первом месте — она продолжается всё время обучения. И даже предметы, которые, как правило, есть во всех духовных школах — миссиология и гомилетика, в миссионерском колледже носят ярко выраженный практический характер — это практическая миссиология и практическая гомилетика. Особое внимание на этих предметах уделяется тому, чтобы учащиеся приобрели необходимые в миссионерском служении навыки, например, навык свидетельствовать о православной вере при любых внешних условиях и в разных формах, навык личного свидетельства. В колледж принимаются православные христиане, уже имеющие высшее или среднее специальное духовное образование, и это не случайно, ведь нужно очень хорошо знать свою веру, чтобы потом о ней свидетельствовать. Немаловажно, я считаю, также и то, что все учащиеся колледжа — в свое время прошли полную катехизацию, а значит, научены вере и христианской жизни, регулярно участвуют в церковных таинствах и уже исполняют какое-то церковное служение, связанное с православной миссией. Поэтому все они, а не только преподаватели, заинтересованы в качестве и результатах обучения.

Что должен уметь миссионер, какими навыками обладать?

Прот. Димитрий Карпенко: Во всяком случае, он должен уметь что-то делать, уметь работать непосредственно. Потому что когда человек встречается с жизненными реалиями, не просто абстрактно рассуждает о тех или иных богословских проблемах, а попадает в конкретную жизненную ситуацию, то он должен уметь непосредственно что-то дать людям. Мы знаем это из опыта миссионера свт. Иннокентия, который занимался физической работой, строил и даже сам делал часы. Он привлекал людей своим трудом, показывая, что любому человеку Господь дал возможность творить и преображать все вокруг. Поэтому трудовые навыки будущим миссионерам тоже нужно приобретать.

Прот. Игорь Кропочев: Давайте немножко по-другому сформулируем вопрос: «Что должен  представлять собой миссионер?» Во-первых это должен быть очень открытый человек. Это должен быть человек, способный не только слушать, но и слышать собеседника. Это человек, который не должен спорить, он должен уметь не спорить. У нас всё делается с точностью до наоборот. Это человек, который должен уметь любить, гореть любовью. Когда я слышу настоящих миссионеров, то мое сердце тоже начинает гореть… Но этому невозможно обучить, это можно только действительно как-то передать, пережить вместе…

Наталья Адаменко: Пожалуй, сначала нужно сказать, каким человеком должен быть миссионер. Он должен быть человеком веры, то есть не просто хорошо знать основные положения православной веры, но иметь личный опыт веры, встречи с Богом Живым, доверия Ему и надежды на Него и только на Него. Главной мотивацией всякой христианской миссии служит жертвенная любовь к людям, именно она движет миссионером, вдохновляет его. Но эту любовь нужно иметь в себе, а для этого важно уметь и принимать и отдавать её, то есть быть в общении с другими христианами, с братьями и сестрами во Христе.

Из умений и навыков, необходимых миссионеру, мне хочется особо выделить умение разбудить равнодушного, «спящего» человека, побудить его начать духовный поиск и обратиться к Евангелию, а людям уже ищущим Бога нужно уметь передать свой личный опыт следования за Христом. Важно также, как живет сам миссионер, воплощает ли он сам христианские ценности в своей повседневной жизни. Ведь без этого даже самая хорошая и горячая миссионерская проповедь останется бесплодной, и люди просто не будут верить нам, если наши дела будут расходиться с нашими словами.

Информационная служба Преображенского братства

Дата публикации: 09.06.2011