В Москве открылась международная богословская конференция о таинствах Церкви

V Международная богословская конференция Русской Православной Церкви “Православное учение о церковных Таинствах” открылась 13 ноября в Москве, в гостиничном комплексе “Даниловский”. В форуме, который продлится до 16 ноября, примут участие более ста докладчиков из 15 стран мира: России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Греции, Сербии, Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Италии, США и Индии. На конференции выступят представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, региональных духовных школ, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия”, Издательского совета, Отдела внешних церковных связей, сотрудники институтов Российской академии наук и гуманитарных вузов. Среди участников конференции — представители Константинопольского патриархата, Сербской, Элладской, Американской, Украинской Православных Церквей, а также крупнейших научных центров мира. В конференции примут участие представители католической, нехалкидонских и протестантских Церквей.


Конференцию открыл Патриарх Алексий II. В своей речи он отметил новое качество регулярных богословских форумов РПЦ: они стали межправославными и международными, “существенно вырос” их научный уровень, что является свидетельством развития церковной науки и совершенствования духовного образования. Напутствуя новое поколение православных богословов, предстоятель РПЦ отметил, что оно должно будет “развеять мифы и предрассудки тех, кто считает богословие находящимся вне поля современной науки”. Напротив, Алексий II не раз подчеркивал междисциплинарный характер современной церковной науки, что делает ее “открытой к творческому, хотя иногда и полемическому взаимодействию с наукой светской и светским образованием”. Говоря о богословии как “особого рода церковном служении”, Патриарх сказал: “Богословие подлинно лишь в том случае, если оно опирается на духовный опыт Церкви и при этом нацелено на разрешение задач церковной практики”.


Далее выступил глава Синодальной богословской комиссии РПЦ, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), который разъяснил концепцию конференции и ее задачи: они заключаются в том, чтобы дать современное изложение церковного учения о таинствах, выявить наиболее острые проблемы в этом разделе богословия, а также в церковно-практических аспектах сакраментологии. Собственно богословский доклад митрополита Филарета был посвящен доктринальным вопросам учения о таинствах. Выступавший считает, что необходимо говорить не столько о различных “пластах” богословского осмысления таинств и не о “смене эпох в развитии вероучения”, но о “различии подходов к истолкованию церковного учения о таинствах”. Он приводит примеры трех таких подходов, условные названия которых связаны с “точкой отсчета”: это “индивидуальный” (где первое таинство – крещение), “экклезиальный” (Евхаристия – центр жизни Церкви) и “клерикальный” или “ориентированный на раздаяние благодати” (здесь отправной точкой является таинство священства). Митрополит Филарет показал, что эти подходы не только не исключают, но “взаимодополняют” друг друга, и призвал отказаться от признания какого-либо одного толкования ” в качестве единственно верного”. Предложенная в докладе методология сакраментологии позволяет ставить вопрос о “новом синтезе” в этой области богословия, в котором учитывались бы и достижения современной науки – сведения о жизни ранней Церкви, о литургических особенностях совершения таинств в различных церковных традициях, об истории богословского осмысления таинств. В заключение иерарх поставил задачу поиска особого языка, который бы позволил “выразить сакраментальный опыт Церкви современным, удобопонятным образом”.


С докладом “Святоотеческие основания православного учения о таинствах” выступил известный православный богослов, профессор Оксфордского университета, представитель Константинопольского патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Он остановился на значении слова “таинство”, на двойной природе церковных таинств, затронул вопрос о совершителе таинств и об их числе. Так, сравнивая латинское sacramentum и греческое mysterion, докладчик показывает более глубокий смысл восточного обозначения таинства, которое в святоотеческом богословии “нигде не обозначает литургический обряд”, но указывает на “нечто открытое нашему пониманию, но не полностью, не до конца”. В вопросе о видимом и невидимом характере церковных таинств митрополит Каллист подчеркнул, что православное богословие продолжает святоотеческую традицию. По его словам, “материальная сторона таинств”, подчеркивающая особую ценность сотворенной Богом природы, “сохраняется без умаления” именно в православии: “Мы настаиваем на крещении через полное погружение…; мы используем в Евхаристии квасной хлеб и красное вино; во время отпевания мы оставляем гроб открытым и целуем тело усопшего”.


Говоря о понимании таинств как “действий Христовых”, богослов отмечает их “объективный характер” и приходит к следующему выводу: “недостоинство священнослужителей не является препятствием для действительности таинств, равно как их действительность не зависит от личной веры принимающих таинства”.


С приветствием к участникам конференции обратился глава католической архиепархии Божьей Матери в Москве, архиепископ Паоло Пецци. Это было его первое выступление в этом качестве на крупном православном форуме, но не первое – в качестве богослова: Паоло Пецци принимал участие в богословской конференции РПЦ в 2005 г., посвященной эсхатологическому учению Церкви. Католический иерарх выразил надежду, что совместная работа христианских богословов разных конфессий на таких форумах “будет углублять важнейшие аспекты сакраментологии”, помня о том, что в таинствах Церкви “содержится возможность укрепления уникального единства во Христе”.


Первое пленарное заседание завершилось приветствием профессора Константина Скутериса из Афинского университета.


В течение первого дня конференции выступили: профессор Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – “Новозаветные корни православного учения о таинствах”; доцент Московской духовной академии (МДА), протоиерей Валентин Асмус – “Догматическое учение о таинствах в греческом и русском систематическом богословии XVII-XIX в.”; доцент МДА, диакон Михаил Желтов – “Историко-литургическое аспекты сакраментологии” ; профессор МДА, протоиерей Владислав Цыпин — “Канонические основания сакраментологии”; профессор М. Иванов —  “Понятие “таинство” в православном богословии”.


Программа конференции составлена таким образом, что пленарное заседание посвящается христианской сакраментологии в целом. Далее, 14-15 ноября работа будет вестись по секционным направлениям, посвященным отдельным таинствам: Крещению и Миропомазанию, Евхаристии, Браку, Священству, Покаянию, Елеосвящению, а также Таинству и священнодействию (такие, как чин монашеского пострига или освящение храма), учению о таинствах в целом. В каждой секции предполагаются доклады, изучающие каждое таинство в Священном Писании, святоотеческом богословии, в литургическом аспекте, в свете канонического права и истории. В последний день конференции, 16 ноября, будут рассмотрены церковно-практические аспекты православной сакраментологии. С докладом “Таинства в жизни Церкви выступит председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).


Следует отметить прекрасное информационное обеспечение конференции, в чем можно убедиться, посетив сайт Синодальной богословской комиссии http://theolcom.ru/. Там же можно ознакомиться с подробной программой форума.


Благовест-инфо

Залишити відповідь