Конференция “Orientale Lumen” собрала богословов из разных Церквей, неравнодушных к вопросам межхристианского диалога

7-11 мая в Стамбуле состоялась вторая экуменическая конференция “Orientale Lumen Euro East”, которая собрала православных, греко-католиков и римо-католиков из разных стран мира. Организатор конференции – общество святого Иоанна Златоуста – уже десятый год подряд проводит подобные неформальные экуменические встречи в разных уголках мира. Тема данной конференции – богослужебная практика Восточных Церквей.

Среди участников конференции – один из самых известных в мире современных православный богословов митрополит Каллист Уэр (Оксфорд, Великобритания, Константинопольский Патриархат), известный исследователь литургии Восточных Церквей профессор архимандрит Роберт Тафт (Папский Восточный институт, Рим), исследователь литургии Ориентальных Церквей профессор Габриэла Уинклер (Тюбингенский университет, Германия), профессор Института восточных христианских студий Университета святого Павла протоиерей Петр Галадза (Канада) и другие. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира в конференции принял участие главный редактор портала “Православие в Украине” священник Андрей Дудченко.

В день открытия конференции участников приветствовал Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей. В приветственном слове он указал на важность подобных встреч и отметил, что тема литургии очень важна для понимания того, что есть Церковь, и для дальнейшего развития диалога между разными Церквями.

Организатор конференций “Orientale Lumen” господин Джек Фигель (США) подчеркнул, что во время этих конференций предусматривается три важных рода деятельности: во-первых, молитвенные службы, однако, без интеркоммуниона (совместного причастия православных и католических участников), во-вторых, интеллектуальные доклады, в-третьих, свободное общение участников в дружественной атмосфере.

На следующий день, во вторник, участники конференции посетили один из Принцевых островов в Мраморном море, где располагается известная греческая богословская школа Халки, закрытая до сегодняшнего дня по указанию турецких властей. В помещении этой школы состоялись первые пленарные заседания. Митрополит Каллист Уэр представил доклад о понимании первенства в Западной и Восточной Церквях. Он отметил существование трех уровней первенства. Первый уровень – это первенство епископа, несущего служение управления в порученной ему епархии, второй – это первенство Патриарха как главы Поместной Церкви, третий уровень – это первенство среди предстоятелей Поместных Церквей. После разделения Западной и Восточной Церквей третий уровень от Римского епископа перешел к епископу Константинополя как самого влиятельного центра восточного православия. В дискуссии после докладов владыку Каллиста спросили, как поминать римского епископа, который будет иметь вселенское первенство в случае объединения Церквей. Владыка ответил, что решением этого вопроса является греческая традиция литургических поминовений, где на богослужении священник возглашает имя только своего епархиального архиерея, епископы – предстоятеля Поместной Церкви, а предстоятель, в свою очередь – предстоятелей всех других Поместных Церквей. К тому же, например, в монастыре на острове Патмос, ставропигии Вселенского Патриарха, членом которого является митрополит Каллист, своего предстоятеля поминают как архиепископа Константинополя, а не как Патриарха.

Профессор архимандрит Роберт Тафт рассказал об участии верующих в константинопольском богослужении во времена Византии. В Константинополе богослужение было “публичным делом”, со многими процессиями по улицам города, которые были введены святителем Иоанном Златоустом. Люди собирались в церкви не только ради службы, но и чтобы встретиться друг с другом, узнать новости, послушать блестящего оратора и даже, что касается женщин, показать другим свои украшения и одежду. Чтобы привлечь людей к церкви, необходимо не только отправлять службы, но и снова, как в древние времена, делать церковь местом публичных встреч.

Священник Андрей Дудченко рассказал о развитии богослужения на Руси с древнейших времен до нашего времени. Богослужение развивалось в соответствии с византийским; все изменения сначала были внедрены у греков, а затем перенесены на Русь. Благодаря большей консервативности русов (современных украинцев и русских) некоторые инновации, от которых греки позже отказались, сохранились в славянском богослужении. Докладчик предложил взять за пример современный греческий типикон для решения литургических проблем.

В среду, 9 мая, с утра была отслужена греко-католическая Божественная литургия в католической церкви святого Антония на улице Истикляль в центре европейской части Стамбула (район Бейоглу). На Литургии присутствовал глава Украинской Греко-Католической Церкви кардинал Любомир Гузар. За Литургией сослужили епископы Джон Майкл Ботьян (Румынская Греко-Католическая диоцезия США), Милан Сашик (Мукачевская Греко-Католическая диоцезия), Глеб Лончина (УГКЦ, Львов), Флорентин Крихолмеану (Греко-Католическая Церковь Румынии).

Профессор Габриэла Уинклер представила свою монографию об анафоре святителя Василия Великого (на немецком языке) и сравнила различные версии “Sanctus’а” этой анафоры в византийских и армянских рукописях. Отец Петр Галадза рассказал о двух православных и двух греко-католических служебниках 16-17 веков. Он очертил проблему, являющуюся актуальной для греко-католических приходов Канады, где распространяются брошюры для литургического пения верующих, в которых есть ошибки, ведущие к искривлению смысла богослужебных текстов. Профессор Ричард Шнайдер (Йоркский университет, Торонто, и Свято-Владимирская семинария, Нью-Йорк), исследователь православной иконологии, при помощи слайдов пояснил богословские принципы, воплощенные в некоторых византийских иконах, в частности в различных версиях изображения сошествия в ад и в цикле мозаик и росписей Константинопольской церкви Хора.

Глава Украинской Греко-Католической Церкви архиепископ Любомир Гузар в приветственном слове отметил важность подобного неформального диалога в атмосфере открытости. Он также предложил провести одну из следующих встреч “Orientale Lumen” в Украине.

В дискуссии после пленарных докладов участники конференции обсудили проблему катехизации и воспитания верующих.

В четверг, 10 мая, участники конференции собрались на православную Литургию в монастыре Валукли, которую возглавил митрополит Каллист Уэр, а пели все присутствующие. После Литургии пошли к святому источнику, существующему в монастыре с древнейших времен. На кладбище этого монастыря похоронены многие константинопольские патриархи. Участники конференции совершили короткую литию на могиле Патриарха Афинагора, при котором были сняты взаимные анафемы между Православной и Католической Церквами.

В этот же день вечером участники конференции прибыли в Патриархат, расположенный в районе Фанар. После короткой встречи со Вселенским Патриархом Варфоломеем гости осмотрели помещение Патриархии, побывали в соборе святого Георгия, где приложились к мощам святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые два года тому назад вернули в Константинополь из Рима.

Вечером митрополит Каллист Уэр дал эксклюзивное интервью порталу “Православие в Украине”, которое вскорости будет опубликовано на нашем портале.

В последний день участники и гости посетили церковь Хора, где хорошо сохранилась почти вся роспись поздневизантийской эпохи, Влахернскую церковь, известную святым источником и тем, что именно здесь во время осады города Андрей юродивый увидел в видении покров Божьей Матери, церковь Божьей Матери “Паммакаристос”, также с частично сохраненными мозаиками, и святую Софию – самый главный храм византийского христианства, превращенный в 1453 году в мечеть, а в 1935, после реформы Кемаля Ататюрка, в музей. Стараниями научных работников Колумбийского университета США мозаики святой Софии были частично раскрыты, и теперь паломники и туристы могут представить себе величие и красу богослужения, происходившего здесь с шестого по пятнадцатый века.

Домой участники “Orientale Lumen” возвращались с новыми знаниями о некоторых аспектах христианского богослужения, с чувством причастия к истокам самой главной христианской культуры и со знанием, что в разных уголках мира у них теперь есть новые друзья – православные, римо- или греко-католики. Единство христиан, если оно когда-то состоится, будет настоящим чудом Божьим, но теперь мы можем, с уважением и любовью относясь друг ко другу, свидетельствовать, что то, что объединяет нас, на самом деле больше, чем то, что до сих пор разъединяет.

В этом году организаторы “Orientale Lumen” планируют провести еще три конференции: в Вашингтоне (18-21 июня), Сан-Диего (25-28 июня) и Мельбурне (26-29 сентября).

Читати українською на “Православії в Україні”

Залишити відповідь