Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Журнал «Камо грядеши» > Выпуск №4 (4) от 05.1999 > Какой выкуп даст человек за душу свою?

Выпуск №4 (4) от 05.1999

Какой выкуп даст человек за душу свою?


Если бы наши благочестивые предки увидели действо, совершаемое телемагом над склянкой воды, то, сотворив крестное знамение и молитву, поспешили бы удалиться: духовная сущность такого явления для них была бы очевидной. Но, увы, забвение опыта предков — неизбежная дань, которую платит народ за десятилетия отлучения от Церкви. И вот уже слышатся фразы: «прана Земли», «энергия Космоса»… В то время, как любой крестьянин в самой захудалой деревушке сказал бы просто: колдовство.

Болезни… Они сопутствуют человеку на протяжении всей его жизни, и сама смерть чаще всего наступает в результате долгой, изнурительной болезни. За избавление от недуга мы готовы порой отдать любую цену, не задумываясь, что есть нечто большее, чем здоровье, чем сама земная жизнь — наша бессмертная душа. Но какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Если бы мы задавали себе этот евангельский вопрос почаще, особенно когда в погоне за видимым, телесным здоровьем обращаемся к силам, действующим за пределами мира физического…

Какую цену вынуждены будем отдать за исцеление?

Христианин, живущий благодатной жизнью в церковной ограде, имеет дар различения духов — он дан в таинстве миропомазания, которое в практике Православной Церкви совершается сразу после крещения. Как и все духовные дары, способность ощущать различие между благодатью Божией и действиями иных сил необходимо возгревать в себе через участие в жизни Церкви, ее таинствах. К сожалению, именно этого мы не наблюдаем среди большинства видимо присутствующих в храме во время богослужения. Нужно ли удивляться, что интерес к различного рода оккультным явлениям, связанный с надеждой получить облегчение от недугов, захватил не только тех, кто традиционно причислялся к «обществу массового атеизма», но и многих, считающих себя православными христианами! Как доверчиво и легкомысленно люди отдают себя во власть нематериальных сил, ничего не зная об источнике той духовности, который питает эти силы. А ведь есть конкретные признаки, позволяющие отличить действие благодати Божией от демонических влияний. Истинное исцеление всегда связано с обращением к Богу. Более того, целью чудесного вмешательства в естественный ход событий, если оно направлено к нашему спасению, является обращение ко Христу и утверждение в вере. Ставит ли перед собой подобную задачу кто-либо из многочисленных «целителей», растекшихся по поликлиникам и частным квартирам, выступающих в заводских клубах и концертных залах, пользующихся поистине удивительной любовью у средств массовой информации? Нет. Хотя кто-то из них вроде и признает благодатную силу Церкви и спрашивает у приходящих: крещены ли они, ходят ли в храм, и, услышав утвердительный ответ, одобрительно кивают, в их «приемных» можно увидеть икону, магические пассы они заканчивают неким подобием крестного знамени… Но не надо обольщаться: эти люди фактически отрицают Христа, обращаясь к «богам иным» — различным восточным культам, эзотерическим учениям, магии, языческому опыту, сохраняющемуся в глубинах народного сознания, то есть ко всему тому, что вдохновляется иной, принципиально отличной и даже враждебной христианству духовностью. Не будем заблуждаться: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 17) — то есть единственный источник благих, добрых и спасительных деяний — Господь. Только от Него исходит божественная благодать, «немощная врачующая». Вне Христа и Церкви Его всякая и иная духовность по необходимости сопряжена с действием и силой духов отверженных и несет на себе печать разложения и духовной смерти. Каждый, хотя бы теоретически, знает, к каким последствиям для жизни вечной ведет обращение к сатане. Но не менее гибельно дерзкое вмешательство в духовный мир человека и для его телесного здоровья. Очень часто после временного облегчения болезнь овладевает телом с новой силой, и тогда уже не помогают никакие средства, бессильными оказываются и прежние лекари, которых правильнее было бы назвать калекарями. Это и неудивительно: ни один из них не уничтожает корень болезни — грех. Любой христианин, внимательно взглянув в Свою душу, без труда найдет там причину своих телесных недугов. Ясно и средство для избавления от них — покаяние. «Прощаются тебе грехи твои», — сказал Господь расслабленному, что и стало основанием для его действительного и полного исцеления. Вместе с чудесным исцелением бывает и очищение совести от грехов, умиление кающейся души. А этого мы и не наблюдаем в практике современных «целителей», пользующихся сверхчувственными методами. Да и не имеют они на то власти, так как власть прощать грехи дается только от Бога. Неся в себе груз не снятых, нераскаянных грехов, получивший у них временное облегчение от недугов человек еще более погружается в нравственную тьму, удаляясь от Христа — единственного источника света.

Истинное исцеление человек приемлет при молитвенной обращенности своей души к Богу. Часто оно является следствием подвига веры, требует духовной сосредоточенности, напряжения воли, сил — «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» А с какой настойчивостью молила Христа об исцелении своей дочери хананеянка…

Но что мы слышим в речах нынешних лжецелителей? «Ни о чем не думайте, расслабьтесь, отдайте мне свою волю…» Вот это, пожалуй, главное: отдайте свою волю. Отдайте волю во власть человека, который, скорее всего, сам пленен темными духами, потому что только они требуют в обмен на чудо полное подчинение себе. Не станем обольщаться кажущимися благими результатами такой помощи: «Нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Лк. 6, 43). Откуда человек, пользующийся при лечении таинственными для непосвященных методами, черпает силу? Может, это природный дар? Но человеческая природа подвержена греху, и всякий дар, употребляемый не во славу Бога Живого, ведет во тьму. Вот почему многие гениальные люди, не заботившиеся об очищении своего сердца, о стяжании божественной благодати, кончали свою жизнь столь трагично.

Может быть, дар облегчения страдания дан от Бога? Да, и ученики Христа, и многие святые такой дар имели. Но никогда не искали его, считая подобное желание проявлением прелести — диавольского обмана. Почитаем жития святых — как много там примеров, когда в погоне за видимыми успехами в духовном возрастании, сверхъестественными дарами люди попадали в сети диавола. Что же говорить о стремлении получить сверхъестественную власть от «посвященных»!

Проповедующие абстрактную духовность «целители», не желающие в смирении склонить колена перед Христом Распятым, чтобы открыть Ему свои собственные недуги, черпают силу, осознанно или нет, в темных пучинах демонизма. Это прежде всего вредит им самим. Находясь в темнице неведения Бога, они увлекают вместе с собой в пропасть своих многочисленных несчастных последователей и почитателей.

Без сомнения, демоны создают видимость власти над собой, чтобы получить еще большую власть над человеком. Давая кажущуюся власть над миром физическим, и в частности над болезнями, они не требуют ни веры, ни любви, ни покаяния, но только: «пав — поклонишися мне» (Мф. 4, 9).

Главное, что должен сделать человек, желающий получить истинное исцеление, это обратиться к Церкви. В этом — не только верность традиции. Тем самым он свидетельствует, что связывает надежду на исцеление с милостью Божией. Всегда нужно помнить слова Священного Писания: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Дата публикации: 05.01.2004