Введение
Наш очерк мы посвящаем рассмотрению известной и влиятельной религиозной секты, называющей себя “Свидетелями Иеговы”. В наши дни практически не встретишь человека, который не слышал об этом движении. Они стучат в двери наших домов, являются к нам вовремя и не вовремя, неся “радостную” весть о скором наступлении на земле тысячелетнего царства Иеговы, которое принесет долгожданный покой и счастье. На фоне тревожных сообщений о войнах, голоде, преступности, нищеты, сопровождающих нашу повседневную жизнь, весть о близком наступлении царства мира и справедливости многих радует.
Это потом им скажут, что помогать кому-либо, кроме собратьев по вере – пустое занятие, ибо человечество все равно будет уничтожено Богом Иеговой. Потом их научат тому, что нельзя отмечать праздники, дни рождения близких, ходить в церковь. Они узнают, что переливание крови, даже в случае серьезной угрозы для жизни человека, – смертный грех и что лучше умереть самому, не приняв крови, или позволить умереть ближнему, не поделившись с ним кровью.
Все это будет впоследствии, а пока люди прислушиваются к этой вести о долгожданном покое, ибо она созвучна наиболее глубинным потребностям и ожиданиям их духа.
Свидетели Иеговы не признают ни одну христианскую конфессию истинной. В их представлении все христиане, кроме “Общества Сторожевой Башни” пребывают во лжи, а священнослужители являются главными противниками Бога.
Мы не можем не обратить внимания на это лжеучение по причине его активного распространения и крайне тяжелых духовных и психологических последствий, к которым оно приводит.
В наши дни это движение получило распространение по всему земному шару, но особого успеха оно добилось в Восточной Европе и странах бывшего СССР, где большинство верующих – православные.
На 1 января 2002 года в мире насчитывалось 5881776 свидетелей Иеговы, из них в России – 114137, а в Украине – 114377 последователей этой организации. Рост организации и ее влияние значительно превосходят приведенные цифры.
На все, даже наиболее трудные вопросы богословия и духовной жизни, у них готов немедленный ответ. Это не означает того, что с ними возможен полноценный диалог, ибо по-настоящему их не интересуют человеческие проблемы, они нацелены только на приобретение новых адептов. Не думайте, что от них так просто отделаться. У них разработана целая технология ответов на возражения со стороны оппонентов. Выставленные за дверь, они приходят во второй, третий раз, особенно если почувствуют неуверенность или неготовность человека отстаивать свои убеждения. Они изо всех сил будут возделывать почву для новой веры.
В нашем кратком очерке мы не претендуем на всесторонний охват всех данных по Свидетелям Иеговы. Мы ограничимся, в основном, раасмотрением малоизвестных фактов истории этого движения, о которых не упомянут приходящие к вам проповедники. Нам представляется, что даже предлагаемой информации будет достаточно для выявления возможности продиводействия распространению этой, одной из наиболее опасных тоталитарных сект.
Портрет основателя
Возникновение “Международного Общества Исследователей Священного Писания”, известного ныне под названием «Свидетели Иеговы» связано с именем Чарльза Тейза Рассела. Он родился 16 февраля 1852 года в Аллегени (ныне часть Питтсбурга, штат Пенсильвания) в семье состоятельного торговца. Его родители – Джозеф и Анна Элиза Рассел были шотландцами по происхождению и принадлежали к пресвитерианскому исповеданию.
Еще до того, как Чарльзу исполнилось восемнадцать, он трижды менял свое вероисповедание. В возрасте 16 лет он переходит к конгрегационалистам (одно из направлений протестантизма). Через год вступает в молодежную протестантскую организацию “Христианская ассоциация молодых людей”, где принадлежал к числу наиболее активных ее членов. Однако и там он не задержался более года. Его увлекли идеи о втором пришествии Христа, с которыми он познакомился, слушая проповеди адвентистов. С 1829 года, еще до рождения Рассела, эти идеи проповедовал основоположник адвентизма Уильям Миллер. Согласно его собственным подсчетам, основанным на 8-ой главе книги пророка Даниила, в 1843 г. должно было состояться Второе Пришествие Христа на землю. Однако этого не случилось. Вслед за тем срок был передвинут на 22 октября 1844, но и в этом случае предсказанной дате соответствовал вполне обыкновенный день. Ряды первых адвентистов после этого конфуза сильно пошатнулись, многие разочарованные последователи оставили Миллера. Некоторые из оставшихся в строю, пытаясь найти хоть какой-нибудь выход из создавшейся ситуации, объявили 1844 год годом Пришествия Христа не на землю, а в “небесный храм”. Исходия из того, что Спаситель вышел на общественное служение в возрасте 30 лет, решили, что Второе Пришествие на землю должно состояться через 30 лет, т.е. в 1874.
Рассел придерживался учения Джонеса Венделла, популярного среди тех религиозных групп, в которых преобладало стремление найти в Библии признаки «последних времен», а также Второго Пришествия Христа и кончины мира. Венделлиты сначала назначили Пришествие также на 1874 год. Однако позже они переменили и эту дату.
Этот эсхатологический утопизм, по-видимому, оказал на молодого Чарльза Рассела неотразимое воздействие. Желание исправить упущения своих предшественников привело Рассела со товарищи к организации в начале 1870-х годов независимой группы по изучению Библии.
Главной направленностью этих новосозданных групп была основательная ревизия библейских истин с целью приведения их в соответствие с пониманием сектантов. По словам одного из современных изданий секты,
«Эта группа поняла, что учение о Троице – не библейское, потому что только Иегова является всемогущим Богом и Творцом; что Иисус Христос – его первое творение и единородный Сын; что святой дух не личность, а невидимая действующая сила Бога. Эта группа выяснила, что душа не бессмертна, а умирает, что надежда для умерших – воскресение и что наказание для нераскаявшихся грешников не вечное мучение, а полное уничтожение». Рассел был избран «пастором» группы, и это прозвище так и осталось за ним до конца его дней, хотя он никогда и никем не был рукоположен.
Спустя два года после создания кружка Рассел выпустил книгу под названием «Цель и способ Пришествия нашего Господа». Он утверждал, что Мессия прийдет в 1874 году.
Назначенное время миновало, и перед Расселом вновь встал вопрос: когда? Поиски ответа на него велись практически везде, кроме Библии.
В 1876 году он сошелся с Нельсоном Барбором, нью-йоркским адвентистским проповедником, который также разделял эсхатологическую концепцию Д. Венделла. Рассела заинтересовали материалы, опубликованные Барбором в одном из журналов. Именно Барбор доказал Расселу, что греческое слово “парусия”, которое в Новом Завете употребляется для обозначения Второго Пришествия Христа, можно перевести не только как «пришествие», но и как «присутствие» и что Иисус Христос невидимо присутствует в мире с 1874 года. Близость этих положений собственным представлениям Рассела способствовала объединению его группы с группой Барбора. Н. Барбор с единомышленниками, ранее примыкавший к адвентистам, впоследствии отошел от прежних взглядов, полагая, что Второе Пришествие Христа должно быть духовным и невидимым. На момент знакомства Рассела с Барбором последний редактировал журнал «Вестник утра», выходивший в Рочестере. В 1877 г. они издают книгу «Три мира или пути искупления», в которой утверждалось, что в 1874 году совершилось Второе Пришествие Христа и начался сорокалетний период жатвы. Здесь же приводились доводы, согласно которым в 1914 году истекут времена язычников. Впоследствии из-за богословских разногласий пути Рассела и Барбора разошлись.
Расставшись с Барбором, Рассел продолжал проповедовать учение о невидимом пристутствии Христа. В 1879 году он начал издавать журнал «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа». Этот журнал выходит до сих пор под названием “Сторожевая Башня”.
Спустя год после основания журнала Рассел женился на Мэри Эккли. Это произошло в Питтсбурге. Эккли принадлежала к приверженцам его учения и помогала ему издавать журнал. В 1882 году Рассел продал принадлежавший ему магазин и основал собственную фирму, которая осуществляла посреднические контакты частных фирм с государственными учреждениями, а также специализировалась на издании религиозной литературы. В 1884 году в Пенсильвании было зарегистрировано «Общество Сионской Сторожевой Башни и трактатов» для публикации статей и проповедей «пастора». Под совместным управлением супругов общество процветало. В значительной мере этому способствовали и немалые средства, унаследованные Расселом от своего состоятельного отца, а также вырученные от коммерческой деятельности. Тогда же Общество приобрело здание в г. Аллегени, где на протяжении 20 лет располагалась штаб-квартира секты. В 1909 году правящая корпорация “Исследователей Библии” (так тогда назывались Свидетели Иеговы) приобрела участок земли в Бруклине, одном из районов Нью Йорка, где она размещается и по сей день.
Рассел совершил множество миссионерских поездок за пределы Соединенных Штатов. Он выступал с проповедями в Канаде, Панаме, на Ямайке, Кубе, совершил поездки в Европу, посетив в том числе и территории, входившие в то время в состав Российской империи. В 1908 году он побывал в Румынии, Финляндии. Тогда же он был уличен в откровенном обмане. Дело в том, что в печати начали появляться сообщения и о тех зарубежных выступлениях Рассела, которых, как позднее выяснилось, в действительности не было. Он выступал перед выдуманными слушателями на тропических островах, готовил почву для миссий в Китае и Японии, проводя в каждой стране лишь по несколько часов. Так, после сообщения о выступлении «пастора» в Гонолулу во время заправки судна углем, газета “Бруклин Дейли Игл” отправила телеграмму-запрос редактору газеты “Гавайан Стар”, издававшейся в Гонолулу, и получила ответ:
“На ваш запрос от 19 декабря о пасторе Расселе, в течение нескольких часов находившемся в Гонолулу с библейским студенческим комитетом по изучению зарубежных миссий, сообщаем, что ни с какими речами он не выступал. Уолтер. Т. Смит, редактор газеты”.
Во всех своих выступлениях и статьях Рассел стремился доказать, что со своими последователями он остался единственным преемником традиций раннего христианства. Он объявил себя, ни много, ни мало, “седьмым посланцем Бога”, о котором сказано в Библии, что он носит «прибор писца» (Иез. 9:2). В соответствии с его периодизацией, первыми шестью посланниками были апостолы: Павел, Иоанн, а также Арий (еретик, живший в IV веке и отрицавший Божество Иисуса Христа), Пьер Вальдо (противник исповеди), Уиклиф (отрицавший необходимость совершения Божественной Литургии), Лютер (отец протестантизма).
Хотя Рассел не получил высшего образования, он выпустил шесть томов под общим названием “Исследование Священного Писания” и перед своей смертью начал писать седьмой том. Им также было написано большое количество брошюр. Общий тираж при его жизни достиг почти 16 миллионов экземпляров на 35 языках мира.
В 1893 году в Чикаго состоялся первый национальный конгресс “Исследователей Библии”, на котором методы руководства Рассела и проповедуемое им учение было подвергнуто критике. В ответной речи “пастор” назвал выступивших против него лиц “агентами сатаны” и добился их немедленного изгнания из организации.
Несмотря на успехи Рассела в создании и распространении новой ереси, его все-таки посещали неудачи, особенно в личной жизни.
Жена Рассела Мэри Эккли, в глазах которой Рассел поначалу был тем самым “верным и благоразумным рабом”, о котором говорится в Евангелии (Мф 24:45), спустя 18 лет супружеской жизни порвала с мужем всякие отношения, обвинив его в неоднократных изменах с другими последовательницами Общества.
До бракоразводного процесса дело тогда не дошло, так как Рассел пообещал жене солидную пожизненную денежную компенсацию. Скандал удалось замять. Однако вскоре у бывших супругов возникли взаимные финансовые претензии. Главный иеговист отказал жене в материальной помощи. В 1903 году Мэри Рассел подала иск в суд для раздела имущества, где основным мотивом к разводу фигурировала неверность супруга, подтвержденная многочисленными свидетельствами. В 1906 году «пастор» проиграл дело. Он был признан виновным и вынужден был удовлетворить иск бывшей жены. Затем последовала долгая тяжба, так как Рассел не желал выплачивать своей бывшей жене деньги. По совету друзей он успел еще до вынесения судебного решения пожертвовать им же возглавляемому Обществу немалую часть его спорной собственности и таким образом лишил супругу значительной доли имущества. Однако тяжба все-таки разрешилась в 1909 году выплатой суммы в 6036 долларов. В ходе судебного разбирательства выплыли на поверхность любопытные факты. Так, выяснилось, что религиозно-коммерческая деятельность «пастора» распространялась на ряд дочерних обществ, весь капитал которых стекался в учрежденный им акционерный совет, где в распоряжении Рассела было 99% акций и только 1% – у двух его последователей. Таким образом, «пастор» оказался еще и преуспевающим бизнесменом, сосредоточившим в своих руках огромный финансовый капитал общества.
Скандальная репутация Рассела усугубилась после дела о «чудесной пшенице». С целью пополнения финансов Общество занялось активной кампанией по рекламе семян пшеницы по цене 1 доллар за фунт, обещая, что «чудо-пшеница» гарантированно даст урожай в пять раз больше, чем обычная. Доверчивые покупатели, клюнув на удочку Рассела, раскупили все семена, но урожай собрали самый обыкновенный.
Газета «Бруклин Дейли Игл» опубликовала по этому поводу статью с карикатурой на Ч. Рассела, который подал за это на газету в суд, требуя компенсацию за моральный ущерб в размере 100000 долларов. Адвокаты газеты использовали в качестве свидетелей защиты пострадавших фермеров. В ходе судебного процесса все факты по делу о «чудо-пшенице» подтвердились. Иск Рассела был отклонен, а сам он был вынужден уплатить крупный штраф за мошенничество и вернуть пострадавшим фермерам обманом полученные деньги.
Впоследствии общество «Сторожевой башни» стало утверждать, что Рассел не наживал никаких денег от «чудесной пшеницы», а пускал их на дела организации, забывая при этом добавить, что 99% акций общества принадлежали ему самому. Все доходы общества становились личными доходами Рассела!
В 1912 году Дж. Росс, пастор баптистской общины г. Гамильтон, Канада опубликовал брошюру под заголовком «Факты о самозванном пасторе Ч.Т. Расселе», в которой изобличал Рассела, его нравственный облик, его пастырские качества.
Рассел, обеспокоенный опасностью уронить достоинство в глазах своих последователей, опять подает в суд.
Дело рассматривалось в Верховном суде Онтарио в марте 1913 года. Рассел отказывался давать показания, и отвечал только во время перекрестного допроса, произведенного адвокатом Росса Стонтоном. Призвав в свидетели Всемогущего Бога, Рассел поклялся говорить «только правду и ничего, кроме правды». Рассел заявил, что все высказывания Росса – ложь, т.е. это означало, что все обвинения, выдвинутые в отношении Рассела по поводу его богословского невежества не соответствуют действительности. Он решительно отрицал все части брошюры Росса, за исключением рассказа о «чудо-пшенице», признавая, что здесь есть «доля истины».
Защитник Дж. Росса – адвокат Стонтон, спросил Ч. Рассела, знает ли он греческий язык. Рассел ответил утвердительно. Тогда адвокат достал Новый Завет на греческом языке и предложил Расселу вслух прочитать оттуда какой-нибудь текст. Рассел смутился. В итоге оказалось, что «знаток древних рукописей» не знал даже букв греческого алфавита.
Таким образом, обнаружилось, что Рассел солгал, хотя под присягой обещал давать лишь правдивые показания.
Позже Стонтон заставил Рассела сознаться в том, что он не знает латыни, древнееврейского языка, никогда не изучал философии и богословия и не имеет высшего образования. Выяснилось также, что Рассел никогда не был рукоположен в пасторы, хотя утверждал обратное.
Как богослова Рассела не принимали всерьез в компетентных кругах. В своих произведениях он отрицал основополагающие истины христианства – догмат о Троице, Божестве Иисуса Христа, о Церкви, телесном воскресении Христа и Его Втором Пришествии, об адских мучениях и др. Это был крайне самоуверенный человек, возносивший себя на уровень величайших деятелей истории, дерзавший утверждать, что без его трудов невозможно понять Священное Писание.
Современные Свидетели Иеговы не любят упоминаний об основателе своей организации. При жизни Рассел пользовался уважением и славой среди своих сторонников, сегодня же о нем почти не говорят. Иногда можно услышать, что Рассел был всего лишь простым человеком со свойственными человеческой природе ошибками. Причина этого нежелания говорить об основателе иеговизма заключается не только в его личной жизни, но, прежде всего, в его несбывшихся пророчествах.
На них мы остановимся подробнее, так как они наилучшим образом характеризуют не только личность самого основателя иеговизма, но и организацию в целом. Мы увидим, что вероучение, которое сегодня провозглашает себя единственно верным, выросло из семени лжеучения.
О чем пророчествовал “пастор” Рассел?
Большинство современных «Свидетелей Иеговы» не имеет практически никакого представления о пророческих экспериментах своего основателя и о том, что современные доктрины организации противоположны тем убеждениям, которые проповедовал Чарльз Рассел и созданная им организация.
Изложение вероучительной системы Чарльза Рассела – задача не из простых. Чтобы более или менее разобраться в его измышлениях необходимо буквально «вгрызаться» в его невообразимые богословские построения, основанные на манипуляциях с библейскими текстами и хронологическими хитросплетениями.
Как мы уже сказали, ключевой датой в вероучительной системе Чарльза Рассела был 1914 год, которая, впрочем, не является его оригинальным изобретением, а была получена путем модификации учений различных сектантских движений.
Эти движения, пренебрегая указаниями Иисуса Христа на недопустимость какого-либо исчисления грядущих событий (Мф 24:36, Деян 1:7), в порыве эсхатологических страстей стремились установить конкретную дату Второго Пришествия и кончины мира. В своих вычислениях они нередко использовали формулу “день за год”. Впервые подобная формула появилась около первого столетия по Рождестве Христовом в среде иудейских раввинов, истолковывавших подобным образом периоды времени в 1290, 1335 и 2300 дней, встречающихся в пророчествах Даниила, применяя результаты своих вычислений ко времени появления Мессии. Подобные способы вычисления мы встречаем также у католического аббата Иоахима Флорского, жившего в XII веке и известного своими эсхатологическими опытами.
Со временем разные толкователи установили различную последовательность дат и сроков. В своих предсказаниях они опирались на пророчества Даниила и книгу Откровения Иоанна Богослова, истолковывая периоды времени в 1260, 1290, 1335, 1360 и 2300 дней.
В 1796 году Джордж Белл, основываясь на толковании 1260 дней, предсказал на страницах одного из лондонских журналов падение в 1797 или 1813 году “антихриста”, которым, по его мнению, был Папа Римский. Некоторое время спустя Папа был взят в плен французскими войсками и был вынужден отправиться в изгнание. Многочисленными простаками эти события были восприняты как исполнение библейского пророчества, и 1798 год считался концом предсказанных 1260 дней, а следующий, 1799 год, должен был стать началом последних дней.
Развитие событий в Европе породило целую волну новых предсказаний. Англичанин Джон Акила Браун в начале 1800-х годов предложил собственное истолкование 2300 дней из 12-й главы книги пророка Даниила, доказывая, что они закончатся в 1844 году. Это объяснение было подхвачено упомянутым нами основателем адвентизма Уильямом Миллером.
Учение “Свидетелей Иеговы” во многом обязано предсказаниям Джона Акилы Брауна. Именно он является автором, впервые вычислившим дату – 1914 год в том понимании, в каком оно присутствует в учениях “Свидетелей Иеговы”. По некоторым данным, Браун истолковал “семь времен” из 4-й главы книги пророка Даниила, применив формулу “день за год”, в результате чего появились 2520 лет. Именно этим методом впоследствии воспользовался родоначальник иеговизма.
Желая, по-видимому, внести свой вклад в традицию пророчеств, Рассел видоизменил эсхатологические представления своих предшественников, полагая, что ему дано от Бога не только исправить допущенные прежде ошибки в подсчетах конца света, но и выступить в качестве единственного на все времена подлинного глашатая воли Божией. При этом он ставил себя превыше пророков и апостолов: “Это не значит, – писал он, – что пророки и апостолы могли лучше нас понимать судьбы и план Бога, они просто служили Богу орудием для сообщения нам и всей церкви истин относительно плана Бога”.
В третьем томе своих «Исследований Священного Писания» под названием «Да приидет Царствие Твое» Чарльз Рассел утверждал, что «начало конца» этого мира ведет отсчет с 1799 года и что в 1914 году должно произойти падение этой злой системы вещей: «Время конца, период сто пятнадцати лет, с 1799 по Р.Х. до 1914 по Р.Х. особым образом обозначен в Св. Писании» («Да приидет Царствие Твое, с. 23»). Он доказывал, что 1799 год как год начала «времени конца» неопровержимо установлен в Священном Писании, что подтверждается 11-й главой пророческой книги Даниила.
В связи со «временем конца» Рассел указывал также на личность Наполеона, которого Бог употребил для того, чтобы сокрушить притязания папства: «Публичная карьера Наполеона Бонапарта, которого еще при жизни считали «человеком предопределения» настолько отчетливо изображена пророческими словами, что точно устанавливает дату «назначенного времени». Данный способ установления даты точен. И если мы покажем, что упомянутые в этом пророчестве события согласуются с карьерой Наполеона в истории, то сможем установить дату настолько определенно, насколько было возможно узнать срок начала царствования Августа Цезаря или Тиберия, или Клеопатры, описанные в стихах 17, 20 и 21. В свете пророчества деятельность Наполеона обусловили 1799 г. по Р.Х., как окончание 1260 лет папской власти и начало периода, называемого временем конца» (Там же, с. 40).
«Это Время Конца, или день приуготовления Иеговы, начался в 1799 г. по Р.Х. и завершается в 1914 г., хотя и отмечено большим ростом знания по сравнению с предшествующими столетиями, тем не менее, завершится в таком великом горе, которого мир никогда не знал» (Там же, с. 59).
По Расселу, «с завершением 1914 года по Р.Х. то, что Бог называет Вавилоном, а люди Христианством, исчезнет, как показано в пророчестве» (Там же, с. 153).
Толкуя 25-ю главу Евангелия от Матфея, Рассел писал: «Жатва есть конец века; и жатва, как уже было показано, есть период в 40 лет, с осени 1874 года по Р.Х., окончание 1335 дней, до осени 1914 г. по Р.Х. и Даниил получит свою часть, то есть награду, или место в Царстве Михаила (Христа), вместе с другими святыми пророками, а также святыми века Евангелия”. (Там же, с. 94).
«Священное Писание заявляет, что то, что некоторые могут принимать за поэтический взлет, будет действительным фактом. Ибо, как мы видели, Авраам, Исаак и Иаков, с Даниилом и всеми святыми пророками, «станут совершенными» – пробудившись от смерти к совершенному человеческому состоянию, после прославления Церкви Евангелия; и они будут «князьями на всей земле», а также видимыми земными представителями Христа, духовного, невидимого владыки» (Там же, с. 265).
«В самом начале Тысячелетия, как мы видели, будут примеры совершенного человеческого состояния для мира: Авраам, Исаак, Иаков и святые пророки, бывшие уже испытанными и ставшие признанными, будут «князьями» среди людей, толкователями и представителями невидимого духовного царства. В них Христос будет показан – в их теле – так же как и Отец был показан в Его теле» (Исследование Писаний, том 2, с. 136).
Итак, «пастор» Рассел учил, что 1799 год – начало «времени конца», а период в 115 лет, с 1799 по 1914 год – продолжительность этого времени. 1914 год – это год начала тысячелетнего Царства Христова. Исчезнет то, что люди называют христианством, будут уничтожены все церкви, будет положен конец всякому политическому устройству, наступит Царство Божие на земле.
В конце 1914 года воскреснут Авраам, Исаак, Иаков и другие святые пророки и начнут править в качестве видимых представителей невидимо присутствующего на земле Христа.
Указанные даты, по Расселу, строго соответствуют Библии, ибо их якобы установил Сам Бог: “Бог рассчитывает время точно, и потому этот вопрос не может явиться исключением в математической Божией точности”.
Как мы сказали, Рассел вместе со своими последователями утверждал, что Второе Пришествие Христа невидимо произошло в 1874 году. Доказывал это он следующим образом:
«И вновь мы видим, что Второе Пришествие нашего Господа предсказано пророком Даниилом (12:1), но как бы прикровенно и не ранее того срока, когда предваряющие его события канут в историю … Следует обратить внимание, что в нашем исчислении представленных здесь символических времен, мы пользуемся тем же данным нам методом, с помощью которого было провозглашено первое пришествие – когда один символический день соответствовал одному фактическому году. Таким образом, мы увидели ясное подтверждение того факта, что временем Второго Пришествия нашего Господа является 1874 год, октябрь этого года». (Исследование Писаний, том 3, сс. 126-127).
Толкование Расселом “семи времен” из книги пророка Даниила и даты 1914 года было связано с 1874 годом. Он полагал, что 1874 год знаменует окончание 6000 лет человеческой истории, и ожидал в этом году возвращения Христа. Иногда назначалась другая дата вхождения человечества в седьмое тысячелетие – 1872 год. “Мы представим библейское доказательство, – писал Рассел, – свидетельствующее, что шесть тысяч лет, начиная с творения Адама, окончились в 1872 году по Р.Х. и, следовательно, с 1872 года хронологически мы вошли в седьмую тысячу лет или тысячелетие, начало которого представляет “День Господень”, “день Скорби”, чтобы засвидетельствовать о сокрушении царств этого мира” (Исследование Писаний, том 2, с. 234).
По прошествии 1874 года пришлось установить еще одну дату, следующую за ней через 3,5 года, т.е. 1878 год. Единственная цель этого действия отметить параллельную точку времени этой жатвы, когда Он в действительности должен принять царственное положение и власть. Эта дата приходится на весну 1878 года, т.е. три с половиной года после Своего Второго пришествия, в начале периода жатвы в 1874 году (Исследование Писаний, том 3, с. 234).
Мало кто из нынешних “Свидетелей” знает, что в течение почти половины столетия “Общество Сторожевой Башни” относило начало невидимого присутствия Христа к 1874-му году, так как сегодня они учат, что это присутствие началось в 1914 году.
Заметим, что учение о невидимом возвращении Господа и реализации Его воли в деятельности организации “Свидетелей Иеговы”, то оно решительно противоречит ясным указаниям Священного Писания, которое утверждает, что Второе Пришествие будет видимым: “Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого”. “И тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою” (Мф 24:27, 30). В книге Откровения св. Иоанна Богослова о Пришествии Господа сказано: “Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные” (Откр 1:7). Сегодня “Свидетели Иеговы” придерживаются мнения своего основателя о том, что греческое слово “парусия” обозначает не “пришествие”, пренебрегая другим значением этого слова – “пришествие”.
Надо сказать, что предсказания Рассела не были единичными, они постоянно тиражировались в более чем трех тысячах различных газет и журналов.
В дополнение к приведенным “пророчествам” Рассел предрекал еще множество других событий, относящихся к концу мира. Так, например, в 1881 году должно было, по Расселу, начаться воскрешение так называемых помазанных христиан.
Этим, однако, его богословские эксперименты не исчерпываются. Так, например, одним из его учений было то, что большая египетская пирамида установлена Богом в качестве второго, наряду с Библией, “свидетеля” и должна была служить средством откровения человечеству Его “великого плана веков”.
Каменный свидетель
Преобладающее большинство нынешних “Свидетелей Иеговы” практически ничего не знает о том, насколько важную роль в построениях Рассела некогда сыграла пирамида Хеопса в Египте
Желая заполучить как можно больше подтверждений своему эсхатологическому произволу, Рассел не ограничивал себя только Библией. Его внимание привлекли появившиеся в те годы многочисленные публикации о большой египетской пирамиде в Гизе, которую называли “каменным чудом”.
В 1798 году, во время вторжения войск императора Наполеона в Египет, пирамида была тщательно обследована французскими археологами. Результаты этих исследований публиковались разных странах с 1809 по 1828 год. Многочисленные тайны, связанные с пирамидой, привлекали к себе немалый общественный интерес. Некоторые религиозные группы ввели египетскую символику в систему своих верований. Кроме того, следует сказать, что символика пирамиды издавна присутствовала в различных оккультных движениях, в частности, в масонстве.
Проявляя патологический интерес к всевозможным тайнам, Рассел поддался искушению разгадать тайну пирамиды Хеопса, полагая, что существует тесная связь между ней и библейскими пророчествами. Рассел придавал особое значение пирамиде и ее месту в Божественном замысле относительно мира. В поддержку своих убеждений он даже приводил следующий отрывок из книги пророка Исаии: “В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской” (Ис 19:19-20). В 3-м томе своих “Исследований Писания” Рассел посвятил пирамиде большую главу под названием “Свидетельство Божиего каменного свидетеля и пророка”. В этой главе он поместил разные чертежи пирамиды с указанием размеров ее внутренних проходов, сопроводив эти чертежи своими толкованиями. Он писал: “Большая пирамида доказывает, что она является сокровищницей важной истины – научной, исторической и пророческой и это ее свидетельство всецело соответствует Библии, выражая главные особенности ее истин с помощью превосходных и соответствующих символов” (Исследование Писаний, том 3, сс. 314-315). Развивая свою теорию о соответствии размеров пирамиды библейским срокам, Рассел писал: “Вспомним то, что сказало нам Писание, что полный конец власти язычников в мире и времени скорби, к этому ниспровержению (overthrow), произойдет в конце 1914 года н.э. и что около этой даты последние члены Церкви «изменятся», будут прославлены».
«Теперь же мы спросим: «Если дюймы каждой из линий в полу этих проходов представляют годы, как заявляют исследователи пирамиды, то на какую дату указывают размеры «Большой Галереи», как на конец высшего призвания к божественной природе, которую символизирует Большая Галерея»?
Эта дата, 1910 год, указанный в пирамиде, кажется, хорошо гармонирует с датами, данными в Библии. Это – всего лишь несколько лет перед полным окончанием времени скорби, завершающим времена язычников; и если мы помним слова Господни о том, что побеждающие будут достойны избежать величайших бедствий, грядущих (coming upon) на мир, то мы можем понять, что это относится к бедствиям анархии, которая наступит после октября 1914 г. Однако на Церковь бедствий для Церкви можно ожидать около 1910 г. по Р.Х. (Исследование Писаний, том 3, сс. 362-364).
Свои теории он развивал и на страницах журнала “Сторожевая Башня” за май 1881 года: “В тридцати дюймах от начала большой галереи находится скважина, представляющая смерть и воскресение Иисуса. От этой скважины идет, спускаясь вниз, проход, который присоединяется к входному проему возле ямы, и, по-видимому, повествует об избавлении всех людей от “ужасной ямы” смерти через смерть Иисуса.
“Большая галерея” имеет размер длиной 1874 дюйма вверху, 1878 дюймов возле прореза, который сделан по сторонам приблизительно посредине между низом и верхом, и 1881 дюймами внизу.
”Заметим, что пирамида ясно указывает на эти три даты (1874, 1878, 1881).
Таким образом, по Расселу библейские даты соответствуют размерам пирамиды. Согласно этой вымышленной схеме, 1874 год знаменует начало невидимого присутствия Христа на земле, 1878-й год – это время явления Христа как царя в силе. После него следовал 1881 год, который знаменовал “всеобщее призвание малого стада, 144 тысяч святых.
Рассел настолько увлекся исследованием пирамиды, что дважды посетил ее в Египте.
В наши дни преобладающее большинство “Свидетелей Иеговы” почти ничего не знает о связанных с пирамидой толкованиях своего основателя. В наши дни “Общество Сторожевой Башни” не признает ни пророческого значения дат, в которые верил Рассел, ни его “пирамидальных” вымыслов.
Несбывшиеся пророчества
Наступил долгожданный для “Исследователей Библии” 1914-й год, а с ним Первая мировая война. Иеговисты торжественно объявили, что эта война перерастет в библейскую битву Армагеддон. Однако война продолжалась, но не было видно, что она положит конец мировым государственным системам, как предсказывал Рассел. Организацию начало лихорадить. В “Сторожевой Башне” от 1 ноября 1914 года Рассел писал: “Давайте помнить, что для нас – это время испытания… Если какая-то причина приведет к отказу от Господа и Его Истины, и к тому, что человек перестанет жертвовать для дела Господня, тогда интерес к Господу был вызван в сердце не просто любовью к богу, но чем-то еще; вероятно, надеждой, что время коротко; посвящение делалось только на определенное время”. Перед лицом великих свершений Рассел не переставал беспокоиться о состоянии казны. Это и понятно, ведь многие последователи Рассела, разочаровавшись в его предсказаниях, начали уходить из организации и дела “Общества Сторожевой Башни” серьезно отшатнулись.
Вот наступил и прошел 1915 год. Война в Европе стала окопной, а тысячелетнее царство Христово не наступило. Князья не восстали из гробов. Не было желанного для “Свидетелей” падения христианства, сохранились и политические институты. Все предсказания Рассела оказались фальшивыми. Он буквально метался по Америке, пытаясь спасти созданную им организацию от полного развала. Чувствуя необходимость хоть как-нибудь оправдать несостоятельность своих пророчеств о 1914 годе, Рассел написал в предисловии к новому изданию своей книги “Время приблизилось”, что он признает свою ошибку: “Автор признает, что в этой книге он представил мысль, что Господни святые могут надеяться быть с Ним во славе по окончании Времени Язычников. Здесь была допущена обычная ошибка, но Господь обратил это для благословения Его народа. Мысль о том, что Церковь будет принята во славу до наступления октября 1914 года, действительно произвела стимулирующее и освящающее действие на тысячи людей, и все из них могут соответственно прославлять Господа даже за эту ошибку. Действительно, многие могут сказать, что они благодарны Господу за то, что завершение надежды Церкви не произошло тогда, когда мы ожидали и что мы как Господний народ, имеем дальнейшие возможности совершенствоваться в святости и в участии с нашим Господом в последующем возвещении Его Вести для Его народа”.
Чарльз Рассел был вынужден признать очевидность своих заблуждений. Но это не означало раскаяния с его стороны. Он продолжал убеждать, что до конца мира осталось всего несколько лет, и в своих проповедях даже называл новую дату – 1918 год.
Этой даты он, впрочем, не дождался. Он умер 31 октября 1916 года в поезде, по пути в Нью-йоркскую штаб-квартиру Общества. Сопровождавший Рассела в поездке Мента Стурген позвал проводников вагона “посмотреть на смерть великого человека”. Войдя в купе, они увидели тело Рассела, облаченное в подобие тоги из простынь. По их словам, “лицо его было темнее ночи”.
Укоряющим свидетельством о лжепророчествах Рассела стало сооружение на его могиле мемориального памятника в виде египетской пирамиды. Рассел завещал похоронить его на принадлежавшем «Обществу Сторожевой Башни» участке на Розмонтском кладбище возле Питтсбурга. Этот памятник можно видеть и сегодня. На одной его стороне по-английски выбиты слова «Библейское и Трактатное Общество Сторожевой Башни». Ниже этих слов находится первоначальная эмблема Общества – крест в обрамлении короны. Заметим, что крест решительно отвергается современными членами иеговистской секты, так как теперь она учит, что Христос умер не на кресте, а на столбе.
Очень многое изменилось за время после смерти Рассела. Сегодня “Свидетели Иеговы” почти не вспоминают своего основателя, его книги забыты. При упоминании его имени и его “пророчеств”, стараются перевести разговор на другую тему, позабыв, вероятно, что еще при жизни этот человек почитался первым проповедником после апостола Павла.
Конечно, это хорошо отработанная сеть. Продукт фирмы-журналы, брошюры, трактаты, книги, буклеты. СИ -представители этой сети, распространяющие продукцию. Как эту продукцию распространять, СИ учат на так называемых школах теократического служения. Чтобы предложить это все даются определенные психологические знания.
Оказывается, разрешение на распространение на территории России зарубежных периодических печатных изданий "Пробудись!" и "Сторожевая башня" было выдано ФИРМЕ Wachtturm Bibel – und Traktat-Gesellschaft, Deutscher Zweig, e.V. (адрес: Niederselters, Am Steinfels, D-65618 Selters).СИ-распространители от этой фирмы, представители сетевого маркетинга. А они еще обижаются.
Юмор-юмором, но СИ-зомби, по человечески их и жаль. А чтобы эта раковая опухоль не расползалась, людям нужно все о них знать. Слишком мягко стелют, да жестко спать.
СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ * свято верят в скорый приход всеобщего п-ца и агитируют всех вступать в их ряды, ибо спасутся только члены данной секты, якобы. Они вычитали в Библии, что после тотального экстерминатуса неверных и установления мирового рая для иеговистов, господин Б-г выберет себе в помощь 144000 правителей и именно влиться в эти 144 тыс. — объект тайного фапа любого свидетеля, хотя не понятно, чем там управлять в раю, да и как до этого Б-г справлялся миллионы лет сам? К тому же, каждый Свидетель знает, что все, входящие в эти 144000, должны были войти в секту до 1914 года и, следовательно, ни одному из ныне живущих Свидетелей это не грозит в принципе.
* Утверждают, что в 1914 году Иесусс (звучание сохранено) aka Архангел Михаил, стал царём в Царствии Небесном. Это как бы говорит нам, что бабушки — дурочки сами не знают свою религию и специально переведнную для жидкого мозга Библию осознать не могут. Хотя на стандартные вопросы для них, не выходящие из рамки протокольного миропонимания, а именно «Что такое любовь?» и др. приведут цитату из книжки (где всё размаркировано — что на что ответить). «…И построил царь Навудухосонор истукана, 10 локтей в высоту и 6 в ширину…».
Смысл жизни — навязчиво ломиться в вашу дверь, предлагая книжечки, брошюрки, буклетики и спасение души спешл фром Иегова. Хотят вас убедить что только Их Библия — самая КОШЕРНАЯ, что Иисус как бы в промежутке между Б-гом и человеком, что он был казнен на шесте и т. д. и т. п. Любят уводить подвергшихся зомбированию объектов в глубокий космос, чем периодически вызывают праведный гнев родственников и судебные разбирательства. За каждого приведенного в свой храм получают бонус — им на пару часов снимают с головы мозгового слизня.
Не любят Баптистов, Адвентистов, Мормонов и все другие религии, справедливо считая их конкурентами неправильными.
Большую часть членов секты составляют пенсионерки с явным старческим вырождением мозга, так что агитаторы с них плохие, максимум на что их хватает — раздавать направо и налево свои брошюрки (отпечатанные в Пиндостане) «Пробудитесь!» и «Сторожевая Башня». Не опасны. Легко троллятся, и лулзов доставляют мало; но если очень хочется, то лучший метод отпора — знание православной (Синодальный перевод™, 1876 г.) Библии, поскольку их edition переписан и подтянут за уши к их собственному учению полностью по желанию левой пятки основателя в сочетании с откровением персонально явившегося ему ангела. Радует то, что сами хомячки зачастую сами об этом не знают. На данный момент запрещены во многих странах мира. Но не смотря на это продолжают расползаться и дальше.
Кстати лулз доставляет то, что их переводчики Библии не знали ни иврита, ни греческого. Этим можно неплохо потроллить сектантов.
Ввиду того, что свидетелям крайне не рекомендуется получение высшего образования (дабы не отвлекаться от Б-га), собравшийся там наноконтингент можно себе живо вообразить. Также членам секты запрещено курение (когда к вам подойдут агитировать, попросите сигаретку — увидите, как они изменятся в лице) и особенно переливание («поедание») крови, на почве чего почетно стал героем не один иеговец. И это радует. Кстати, зарубежным поклонникам это уже не запрещено, но часть особо упоротых иеговистов считает отмену запрета неправильной и до сих пор держит в кармане бумажку, запрещающую переливание.
Специфичным хобби свидетелей является периодическое объявление неминуемых концов света. По последним подсчетам, апдейтили свои показания они уже девять раз, и это не предел.
Масонство-это великое НИЧТО!ЛОЖЬ И ПУСТОТА!
Хорошо о себе сказали СИ:«Иегова – также Великий Разоблачитель ложных вестников. Как он их разоблачает? Он делает тщетными их знамения и предсказания. Так он показывает, что они предсказатели-самозванцы, вести которых в действительности исходят из их собственных лживых рассуждений, глупого, плотского мышления».
(«Сторожевая Башня», 1.05.1997)
Точная хар-ка этой организации. Сколько пророчеств у них не сбылось, сколько учений выдумали, которых и в Библии то нет? Нечего пенять на зеркало, коли рожа кривая.
Евгений, ты не на тот сайт вышел. И не рассказывай тут про "брата Рассела". Он тут никому не нужен.
Ваш масонский брат никогда не будет братом во Христе. Ваша организация-масонский проект. Вы исповедуете не христианство, а псевдоучения своей организации.Не надо говорить о 1914 г. В этой чепухе люди уже давно разобрались. Про невидимое присутствие-тоже. Не повторяй чужой лжи, включай мозги. а не слепо копируй
Иисус повелел своим ученикам делиться с другими людьми светом Божьей истины, которую они узнали от него. «Вы — свет миру,— сказал он.— Ваш свет пусть светит перед людьми» (Матф. 5:14—16; Деян. 13:47). Чарлз Тейз Расселл и его единомышленники поняли, что на них лежит обязанность — позволять своему свету светить.
Считали ли они, что у них есть ответы на все вопросы и что они обладают светом истины в полной мере? На этот вопрос брат Расселл ясно ответил: «Конечно нет, это и невозможно до наступления „полного дня“» (Прит. 4:18). Нередко они говорили о своих библейских учениях как об «истине, открытой на данный момент», но не в том смысле, что истина может изменяться, а в том смысле, что их понимание истины растет.
Те усердные исследователи Библии никогда не закрывали глаза на то, что в вопросах религии существует такое понятие, как истина. Они признавали, что Иегова — это Бог истины, а Библия — его Слово истины (Пс. 30:6; Иис. Н. 21:45; Иоан. 17:17). Они понимали, что многого они еще не знают, однако это не мешало им с убежденностью говорить о том, что они уже узнали из Библии. В тех случаях, когда общепринятые религиозные учения и традиции противоречили тому, что, как они видели, ясно изложено в Слове Бога, они, подражая примеру Иисуса Христа, разоблачали ложь, пусть даже это вызывало ненависть и презрение со стороны духовенства (Матф. 15:3—9).
Чтобы проповедовать другим и питать их духовно, в июле 1879 года Ч. Т. Расселл начал издавать журнал «Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа».
Ясное понимание Слова Бога пришло не сразу. Нередко Исследователи Библии понимали лишь отдельные детали образца истины, но не видели всей картины. Однако они не были догматичными и были готовы учиться. Исследователи Библии шли вперед. То, что они постигали, они рассказывали другим. Но то, чему они учили, они не преподносили как свое собственное; они стремились быть «наученными Иеговой» (Иоан. 6:45). Со временем они осознали, что подробности относительно своего замысла Иегова позволяет понять в угодное ему время и угодным ему образом (Дан. 12:9; сравните Иоанна 16:12, 13).
Учиться новому означает менять свои взгляды. Для того чтобы признать ошибку и исправиться, нужно смирение. Это качество и плоды, которые оно приносит, ценны в глазах Иеговы; смиренное поведение по душе и тем, кто любит истину (Соф. 3:12). В то же самое время его высмеивают те, кто гордится вероучениями, которые веками остаются неизменными, хотя они и созданы несовершенными людьми.
Как вернется Господь
Уже в середине 1870-х годов брат Расселл и те, кто вместе с ним усердно исследовал Писания, поняли, что, когда Господь вернется, он будет невидим для человеческих глаз (Иоан. 14:3, 19).
Позднее брат Расселл сказал: «Нас глубоко огорчало заблуждение адвентистов, ожидавших Христа во плоти и учивших, что весь мир, за исключением самих адвентистов, сгорит в огне в 1873 или 1874 году. Установленные ими даты, разочарования и непродуманные идеи, в основном касающиеся того, как и для чего он вернется, так или иначе бросили тень на нас и на всех тех, кто с нетерпением ждет его грядущего Царства и возвещает о нем. Эти ставшие общепринятыми заблуждения в отношении цели возвращения Господа и того, как он вернется, побудили меня написать брошюру „Для чего и как вернется наш Господь“». В 1877 году брат Расселл позаботился о том, чтобы было напечатано и распространено около 50 000 экземпляров этой брошюры.
В брошюре он писал: «Мы верим, что, согласно приведенным стихам, во время Его прихода и какое-то время после него, Он будет невидим, а затем Он покажет, или явит, себя в судах и другим образом, благодаря чему „узрит Его всякое око“». В подтверждение этого он разобрал такие стихи, как Деяния 1:11 («Иисус… придет таким же образом, каким вы видели его уходящим», а значит, невидимо для мира) и Иоанна 14:19 («еще немного, и мир уже не увидит меня»). Брат Расселл также указал на то, что из подстрочного перевода на английский язык «Эмфэтик Дайаглотт», полное издание которого впервые вышло в 1864 году, ясно следовало, что греческое слово паруси́а означает «присутствие». Разбирая, как этот термин используется в Библии, Расселл писал в своей брошюре: «Греческое слово паруси́а, которое в основном используется применительно ко „второму пришествию“ — и часто переводится как „пришествие“,— на самом деле означает „личное присутствие“, то есть когда тот, о ком идет речь, уже пришел; оно никогда не означает „приходить“, чему соответствует слово „пришествие“».
Говоря о цели присутствия Христа, Расселл ясно показал, что ее невозможно было бы достичь одним лишь мгновенным сотрясением мира. «Второе пришествие, как и первое, будет длиться определенное время,— писал он,— это не одномоментное событие». В течение этого времени, как писал Расселл, «малое стадо» получит свою награду сонаследников Господа в его Царстве, а другие — вполне вероятно, миллиарды человек — получат возможность обрести совершенную жизнь на земле, которая станет такой же прекрасной, как Эдем (Луки 12:32).
Буквально через несколько лет, продолжая исследовать Писание, Расселл понял, что Христос не только вернется невидимо, но и останется невидимым,— даже когда он сделает свое присутствие явным, совершая суд над нечестивыми.
В 1876 году, когда Расселлу впервые попал в руки журнал «Вестник утра», он понял, что есть еще одна группа людей, считающих, что возвращение Христа будет невидимым и принесет благословения всем семьям земли. После общения с Барбором, редактором этого журнала, Расселл также склонился к убеждению, что невидимое присутствие Христа началось в 1874 году. Позднее на обложке журнала «Сионская сторожевая башня» даже появилась надпись: «Вестник присутствия Христа».
Признание того, что присутствие Христа должно быть невидимым, заложило важное основание для понимания многих библейских пророчеств. Уже в те ранние годы Исследователи Библии поняли, что присутствие Господа должно стать предметом пристального внимания всех истинных христиан (Мар. 13:33—37). Они живо интересовались возвращением своего Господина и не забывали, что обязаны сообщать о нем людям. Однако им еще не были ясны все детали. Тем не менее то, что дух Бога уже позволил им понять в то раннее время, было поистине удивительным. Одна из постигнутых тогда истин включала особенно важную дату, отмеченную в библейских пророчествах.
Не рано ли прозвенел «будильник»?
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, которую в течение многих лет называли Великой войной, мир охватило смятение, однако за ним не последовало немедленное ниспровержение всех человеческих правительств. События, развернувшиеся в Палестине после 1914 года, навели Исследователей Библии на мысль, что Израиль ожидают важные перемены. Однако прошли месяцы и годы, а Исследователи Библии так и не получили небесной награды, которой они ждали. Какова была их реакция?
В «Сторожевой башне» от 1 февраля 1916 года особое внимание обращалось на 1 октября 1914 года. Там говорилось: «Это последняя дата, на которую библейская хронология указывает нам в связи с тем, что будет происходить с Церковью. Говорил ли Господь, что в это время мы будем взяты [на небо]? Нет. Что же Он сказал? Его Слово и исполнение пророчеств безошибочно, как кажется, указывают на то, что эта дата ознаменовала окончание времен язычников. Мы заключили из этого, что именно в это время или раньше произойдет „изменение“ Церкви. Но Бог не говорил нам этого. Он допустил, чтобы мы пришли к такому заключению, и мы верим, что это было необходимым испытанием для всех святых Бога». Но означал ли такой поворот событий, что их славная надежда была напрасной? Нет. Это означало лишь то, что не все происходило так скоро, как они предполагали.
За несколько лет до 1914 года Расселл писал: «Хронология (временны́е пророчества в целом), очевидно, не предназначалась для того, чтобы на протяжении веков беспрерывно предоставлять народу Бога точную хронологическую информацию. По всей видимости, она должна была служить „будильником“, который бы пробуждал и воодушевлял народ Господа в нужное время. […] Но допустим, что октябрь 1914 года останется позади и никакого заметного падения языческих держав не произойдет. Что будет этим доказано или опровергнуто? Это не опровергнет ни одну из деталей Божьего плана веков. Цена выкупа, уплаченного на Голгофе, по-прежнему будет гарантией того, что великий Божий план по совершению людей осуществится. „Высокое призвание“ Церкви, состоящее в том, чтобы пострадать с Искупителем и чтобы мы прославились с ним как его члены и как его Невеста, останется неизменным. […] Единственное, на что влияет хронология,— это время осуществления этой славной надежды Церкви и мира. […] И если эта дата пройдет, это докажет лишь то, что наш „будильник“, наша хронология, прозвенел чуть раньше времени. Сочли бы мы за несчастье то, что утром важного и счастливого дня будильник разбудил нас чуть раньше времени? Конечно, нет!»
Однако «будильник» прозвенел вовсе не рано. На самом деле неточной была не сама дата, а их представление о том, что должно было произойти.
Спустя несколько лет, когда свет засиял ярче, они признали: «Многие из святых думали, что все сделано. […] Они радовались очевидным доказательствам того, что конец мира наступил, что небесное царство близко и вот-вот настанет день их избавления. Однако они упускали из виду, что предстоит еще много работы. Благую весть, которую они узнали, нужно нести другим, потому что Иисус повелел: „Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец“ (Матфея 24:14)» («Сторожевая башня» от 1 мая 1925 года).
Наблюдая за событиями, последовавшими за 1914 годом, и сравнивая их с тем, что предсказывал Господин, Исследователи Библии начали понимать, что живут в последние дни старой системы, которые начались в 1914 году. Кроме того, им стало ясно, что именно в 1914 году началось невидимое присутствие Христа и что это присутствие не означало его буквального возвращения (пусть даже невидимого) в пределы земли. Начало присутствия Христа означало, что он, как правящий Царь, обратил свое внимание на землю. Они осознали, что в этот решающий период человеческой истории на них возложена серьезная обязанность — возвещать «Евангелие Царствия», или благую весть о Царстве, во свидетельство всем народам,— и приступили к исполнению этой обязанности (Матф. 24:3—14).
Избегают ли Свидетели Иеговы идолопоклонства?
Для начала определимся с этим словом – выясним, что же такое идолопоклонство?
Согласно Словарю Ушакова это слово имеет такие значения:
1. Поклонение идолам, как религиозный культ;
2. Слепое преклонение перед кем-, чем-нибудь.
В литературе ОСБ прослеживается мысль, что это слово означает поклонение, превознесение кого-либо или чего-либо кроме Бога.
ОСБ прямо указывают в своей литературе, что употребление икон и других изображений является грехом и таким образом обличает православную и католическую религии, которые как раз используют такие изображения. Когда же Свидетелям Иеговы указывают на изображения Христа и даже Бога (в образе кого-то растворяющегося в сиянии) в их собственной литературе, то, что они обычно отвечают? Они говорят, что эти картинки не идолы, потому что им не поклоняются. Т.е. суть не в самом изображении, а в том, как человек его воспринимает. Если человек превозносит само изображение, то это уже следует считать актом идолопоклонства, т.к. превозносить можно только живого Бога. Это что касается поклонения «чему-либо». Первый пункт СИ стараются прилежно соблюдать.
Но, поскольку идолопоклонством считается еще и «преклонение перед кем-либо», то возникает вопрос: как с этой стороной дела у СИ? Действительно ли они стараются не преклоняться ни перед кем, кроме живого Бога? В литературе ОСБ говорится, что особое отношение к известным музыкантам и спортсменам, когда их каким-нибудь способом превозносят, стараются подражать им в манерах, одежде и прическах и является одной из форм идолопоклонства. Сюда же они относят и стремление взять у таких людей автограф на память или желание с ними сфотографироваться, чтобы потом держать это фото на видном месте и, смотря на него восхищаться, трепетно вспоминая этого «кумира».
Можно ли сказать, что СИ свободны от такой формы идолопоклонства? Они действительно не превозносят никаких артистов или спортсменов. А вот когда дело касается «известных личностей» в их собственной организации, то здесь уже по-другому. Посмотрите некоторые их публикации. Когда умирает кто-то из членов Руководящего Совета, то в журналах они помещают обычно крупным планом его фото и хвалебную статью. Если бы помещали фото всех, кто умирает в организации, от «большого до малого» (я имею в виду не всех по числу, а всех по положению, до самого простого неизвестного брата или сестры), то это не было бы превознесением. Но когда мы видим исключительно такого рода сообщения о «верхушке» власти, то это уже особое их выделение из числа остальных. Где фотки уборщиц, водителей, прачек, официантов из главного управления и Вефилей, которые умерли? Я уже не говорю о СИ из обычных собраний в городах и деревнях.
Кроме того, как в целом в организации учат относиться к тем, кто сидит у самой верхушки власти в главном управлении и именует себя «рабом» Христа? Учат ли рядовых СИ относиться к ним точно так же, как к любому брату или сестре в своем собрании? Нет! Их нужно слушаться особенно, им нельзя ни в чем возразить, их нельзя ни в чем исправить, или обличить. Если любой СИ не согласится с «бабушкой Маней» в своем собрании, то никто на это не обратит внимания, а вот попробуй не согласиться с «дедушкой Герритом» из Бруклина, как тебя тут же потянут старейшины на разборки и за «сию – то дерзость» и выгонят вон из организации.
Теперь «спустимся» немного по иерархической лестнице вниз и посмотрим, что делается там. Следующие «идолы» – это руководство филиала страны. Если пришло оттуда письмо какое-то, то будь здоров – выполняй и не смей спрашивать «почему» и «зачем». Например, не нужно размышлять, чем там руководствовались, когда старейшиной назначили кого-то или исключили…. И им посылай четко все отчеты и прочие документы, какие только они затребуют.
Дальше идут Областные Надзиратели (ОН). Эти как-то не сильно людям на глаза попадают. В отличие от РС они приезжают иногда в собрания (РС совсем в собрания не приезжает, только на стадионы крайне редко кто-то из них показывается, когда особая речь или международный конгресс в какой-то стране, и то они там видны вдали на трибуне, а так быстро от обычных людей прячутся). ОН приезжают обычно в собрания тех городов, где конгрессы проходят. Эти «товарищи» не только «идолы» для обычных людей в собрании (встречают и провожают их тоже со всеми почестями), но и для РН. Последние должны им угождать изо всех сил, почитать их «авторитет» «как полагается» (в иерархии низший чин должен преклоняться перед высшим), чтобы те их не сместили с должностей.
Потом идут Районные надзиратели (РН). Они раз в полгода приезжают в каждое собрание, чтобы документы проверить и выступить с речами, с некоторыми сходить в проповедь. Вот это уже самое яркое идет идолопоклонство. Вокруг них старейшины, пионеры и «хитренькие» люди просто как рой пчел «летают», не знают где посадить, чем угостить и где спать уложить. Как его стараются задобрить, чтобы только «не ругал сильно» за всякие там нарушения со стороны старейшин! А главное стараются многие свои «грешки» скрыть от него. Если кто-то из «обиженных» попробует подойти и пожаловаться РН на старейшину, то старейшина сразу же «выдаст» этому РН самую неприглядную характеристику на того обиженного, и расскажет как он (т.е. старейшина) сделал все что мог «на благо» этого жалобщика, а тот такой неблагодарный и вредный…. Районного Надзирателя стараются особо потчевать: лучшие обеды, квартиру или дом. Словом все, что только можно в данных условиях и обстоятельствах. Ведь положение старейшин зависит от того, насколько они ему угодить смогут за эту недельку. Районным Надзирателем стараются восхищаться, сфотографироваться с ним и потом всем показывать. А если какой РН подарит какой-то там блокнот кому-то или ручку, так это же вообще! Этот человек еще долго будет хвалиться перед другими этим предметом. Ну чем не похоже на автограф, взятый у артиста?!
Помню, как у одного РН сломалась современная стиральная машина-автомат. На собраниях в нескольких городах объявили, что ему нужно срочно «пожертвовать» такую же, или еще лучшую. А кто станет со сцены объявлять, что у бабушки Мани нет даже простенькой стиральной машинки, а она, в отличие от РН, уже старенькая и ей тяжело руками стирать, и пенсия не позволяет ей в прачечную отнести? Нет, я не против, пусть РН подарят машинку, но при этом, не забыв и о бабушке Мане….
А что можно сказать в отношении склонности подражать РН? Часто встречается среди СИ такое явление как подражание манерам РН. Старейшины, после отъезда РН, еще долго изображают из себя этого РН со сцены – и голосом, и жестами. Некоторые подражают его манере одеваться или стричься, перенимают его бытовые привычки…. Ну, просто цирк! Хочет он того или нет, но ОСБ учит простой народ делать из него «идола».
Ну и наконец «домашние идолы» – это местные старейшины. Как же часто они сами любят со сцены призывать, чтобы их особо почитали! ОСБ в своих публикациях тоже требует от «простолюдин» в собраниях особенно почитать старейшин и слушаться их беспрекословно. Их нельзя никому исправлять и обличать, им рискованно даже давать советы, т.к. если им совет не по душе придется, то они этого так не оставят, «возьмут тебя на карандаш», т.к. право давать советы есть только у них. Им же могут давать советы только те, кто стоит выше в иерархической системе этой организации.
Учение о спасении в ОСБ сводится фактически к следующему: спастись в предстоящем Армагеддоне есть шанс только у тех, кто будет слепо преклоняться перед иерархией этой организации. Теперь посмотрите, пожалуйста, еще раз на второе значение слова «идолопоклонство» в начале статьи: "Слепое преклонение перед кем-, чем-нибудь".
Получается, что в отличие от Библии, которая учит избегать всех видов идолопоклонства, ОСБ учит, что нужно избегать только идолопоклонства за пределами организации Свидетелей Иеговы.
И, в то время как Библия учит, что для получения спасения нужно избегать всех видов идолопоклонства, ОСБ учит, что спасутся только те, кто «слепо преклоняются перед иерархией ОСБ», т.е. только идолопоклонники ОСБ
Всегда так, как начинают свидетели о других верующих говорить, то только плохое. Что же вы хорошего то не видите?
Уважаемый Владимир, то что в православной церкви есть огрехи я не отрицаю. На земле нет идеальной церкви, собрания, религиозной организации. Везде этими структурами руководят люди. Человеческое проникает абсолютно везде. И ни для кого не секрет, что человеческие порочные черты проявляются и там. Даже по НЗ все это видно .Если Вы увидели такой негативный пример, то необходимо сообщить вышестоящему руководству. Я могу пойти в храм и ничего не купить, а искренне помолиться, отстоять службу, приложиться к иконе, исповедоваться, причаститься. Кто с меня и что берет? Крестины, свадьба… Это раз в жизни. Просто предметы культа требуют расходных материалов, а священники много времени проводят в службах, богослужениях, их труд не такой легкий как Вам кажется, им нужно содержать себя, семьи, храм…Я хожу в православный храм. Я не могу сказать, чтобы поощрялось не знание. А сейчас в особенности. Я знаю, что священник часто предлагает своим прихожанам посетить церковную библиотеку, а там не только книги, но и различные видео и аудио носители. В выходные дни очень много людей. Есть книжные магазины при монастырях, и отдельно. В сельских районах не так все хорошо, а горожане не жалуются.
В 19 веке создается много духовных школ, монастырских, церковно-приходские школы, народные училища, где учили катехизис, церковную историю. Кто же ставил палки в колеса? Неужели священники? Были такие,типа Победоносцева, которые очень тормозили духовное просвещение народа. Это да. Рукописная Библия(Геннадиевская Библия) уже была в 15 веке, а знаменитая Острожская библия?Филаретом переведены Новый Завет, Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и Псалтирь , но дальше все прикрыли. Потом были попытки Павского, перевод Макария. Синод был под влиянием правительства, которое боялось, чтобы с новым переводом не проник в массы дух вольнодумства. Это правда я не отрицаю. Это наша история. И все же перевод, полный перевод, называемый синодальным, был полностью закончен в 1876 году! А это 19 век. Значит, не все так уж плохо было?
Сестричка дорогая, ну неужели вы не видите вопиющей разницы м-ду ДОБРОВОЛЬНЫМИ пожертвованями и ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ таксой на товары и услуги в церквях.
Недавно был во Львове, там в одном “храме” такой прикол. Написано: “ Без благословіння не фотографувати!” Чуть ниже:” Благословіння — 30 грн.” Прикольно правда?
Вы только не обижайтесь. Я не хочу вас обидеть. Я Вас люблю. Не как мужчина женщину, а как христианин, ближнего своего. И именно, потому что я Вас люблю, я не хочу, чтобы Вас обманывали.
Вы, кстати не похожи на православного. Среднестатистический православный ничего о Боге не знает и не хочет. В лучшем случае, пару раз в год, пришел в церкву, дал денег попу, поставил свечку и все. Больше ему ничего не надо. И церковь это вполне устраивает. Для попов, чем меньше человек знает, тем лучше. Потому церковь и не приветствует тех, кто читает и пытается исследовать Библию. До 20-го века это вообще считалось страшным преступлением и запрещалось православной церковью. А Вы искренняя и настоящий исследователь Библии, ( кстати, так раньше назывались Свидетели Иеговы ). Поверьте, пишу это не для того, чтобы польстить Вам. Хочу просто, чтобы Вы поняли, почему я за Вас переживаю, и почему, я называю Вас сестрой.
Уважаемый Владимир, но Ваши соверующие, когда дают такую литературу напоминают, что деятельность их поддерживается пожертвованиями. Люди дают деньги. В Ваших собраниях тоже делаются пожертвования, на конгрессах тоже стоят ящики для пожертвований. Это многие люди видели. Любой человек, который попадает к Вам будет делать тоже, кого то из близких, друзей приведет. И так далее… Вы говорили, что люди бесплатно работают. Да. Но Вы считали сколько денег своей бесплатной работой приносят Ваши соверующие организации? Мне даже трудно представить какие это деньги. Это просто иллюзия бесплатности.
Вы негативно относитесь к предметам богослужения. К идолам они не имеют никакого отношения. У Вас фактически тоже есть обязательные предметы культа. Исполнение по песенникам песен, изучение СБ. Разве это не ритуал? Ритуал. Для того, чтобы его проводить Вам нужны обязательно эти предметы. Может ли у Вас происходить изучение СБ без самого журнала? Идолы, идолопоклонство есть служение бесам (1 Кор 10:20; От 9:20). У нас нет изображения идолов, нет служения бесам, нет иных богов. 1Ин.5:21.Замечательные стихи! Для нас Бог Иисус Христос. Единственный Бог, которому мы поклоняемся! Почему писал такие слова Апостол, так это потому что люди в ранней церкви были очень разными.
“ Нет у меня цели тыкать кто хуже или кто лучше. Ни этому учил Христос, ни к этому призывал. Взаимные тыки только разъединяют людей, разобщают их духовно, раздирают на части общество. Каждый человек сам будет давать отчет перед Богом.”
Это прекрасно. Но, обратите внимание мы с Вами пишем отзывы на сайте, сделанном православными. Отзывы на статьи целиком посвященные клевете на Свидетелей Иеговы. Как Вы относитесь к этим «тыкам».
На счет "предметов культа", вообще молчу. Вы же знаете наше отношение к идолам. 1Ин.5:21.
Все конфессии так или иначе производят и продают либо духовную литературу, либо предметы культа…
Свидетели Иеговы литературу не продают. Любой человек может получить у Свидетелей литературу, не заплатив ни копейки. Вы же это прекрасно знаете. Зачем писать неправду. Этим никого не обманеш. Этот факт общеизвестен.
Если храмы и монастыри крупные, то много паломников, прихожан. Продаются предметы культа. В этом нет ничего страшного. Все конфессии так или иначе производят и продают либо духовную литературу, либо предметы культа… Не обижайтесь, Владимир, но никуда от этого не денешься. У СИ получается: реклама бесплатная, труд распространителей и производителей бесплатный. Но… люди тратят свою жизнь, свое здоровье, деньги на различные пожертвования. Неужели это все входит в понятие "бесплатное"? Вы сами сказали, что страны наши бедные. Кроме пожертвований, очевидно, что вливаются крупные суммы денег. Деньги не малые. Их нужно откуда то получить. В Америке Вы зарегистрированы как корпорация. Это слово точно относится к коммерции. Всю систему денежного механизма и источники поступлений ни Вы, ни я не знаем. Хорошо, что упомянули о курении. Во всех конфессия есть такие грехи. Даже у Вас : общество извлекает выгоду из инвестиций, сделанных в табачную промышленность. Это позорное явление, к сожалению, распространено везде. Мне стадно за всех людей, которые способствуют этому "бизнесу", поощряя ритуальную наркоманию. Нет у меня цели тыкать кто хуже или кто лучше. Ни этому учил Христос, ни к этому призывал. Взаимные тыки только разъединяют людей, разобщают их духовно, раздирают на части общество. Каждый человек сам будет давать отчет перед Богом.