Христианство в футляре: состояние церковной политики в Украине

В эти пасхальные дни вниманию читателям предлагаем размышления киевского священника Олега Горбовского о ситуации в Украинской Православной Церкви. Статья публикуется как приглашение к дискуссии. Мы готовы опубликовать и другие мнения на эту тему.

На сегодняшний день ситуация у нас очень и очень сложная. Церковные власти до сих пор не могут определиться с тем, как им относиться к войне, к поминанию (не поминанию патриарха Кирилла), что делать в условиях современных реалий, а не пересказывать проповеди Златоуста. Если какой-либо священник перестанет поминать Кирилла, никто ему ничего не скажет и т.д. Многочисленные приходы в западной части Украины не поминают патриарха, официальный Киев молчит об этом и игнорирует. Сама церковь в это дело вмешиваться не хочет по большому счету. Она на словах за Украину и пытается декларировать весомую роль церкви в объединении украинского народа. Но делает это не убедительно.

Наши приходы УПЦ МП оставили один на один с самими собой и всем тем, что обрушивается на них со средств массовой информации, местными властями и людьми, проживающими в пределах этого прихода. Существует огромный разрыв народа и священнослужителей, на которые просто закрывают глаза.

Понятно, что церковь не должна идти на поводу СМИ, но игнорировать их не должна. Заигрывания не могут быть официальной позицией церкви, в этом мы неоднократно убедились, подстраиваться под очередного президента – не удел церкви, она должна с духовной стороны иметь свою позицию и декларировать ее, не просто одинокими высказываниями, а участвовать в диалоге, ведь живем мы не средневековье, а в новейшем информационном обществе.

Нет мудрого пастырского назидания, скорее всего, священноначалие и само не знает, какой путь выбрать. Это начинает смахивать на нашего президента с его конфетной фабрикой, анонсированным миром и всякой лабудой, которую будут стряхивать после очередного президентства и ждать следующей лабуды от очередного героя. Сейчас любое высказывание и действие церковного чина может превратиться в нужный момент в иносказание, интерпретируемое в нужном направлении.

Церковь ведет себя полярно с народом, а страна-то не мусульманская… Мило улыбаться и говорить о Боге – это еще не все, нужно спасать людей в реалиях современного общественного состояния. Церковь не может отстранятся от жизненных реалий. Пора уже пройти этап до-воскресный и выйти без боязни на проповедь своего кредо.

Церковка – это не удел, в который придешь, отрясешь пыль, углубишься, забьешься в угол, заткнешь уши и глаза, а ртом будешь повторять непонятные слова, услышанные от священства. Да-да, на самом деле, так сейчас и обстоят дела. Люди, прошедшие войну, аргументированно отстраняются от церкви МП, а мы способны просто закрыть на это глаза и мило улыбаться. Люди слышат “оглашение Кирилла”, разворачиваются, и их более не видят в церкви.

“Мы не можем иметь свое мнение по этой ситуации, потому что мы верующие”, – можно прочитать из церковного релиза. То есть нам все равно, потому что мы верующие, мы бессердечные, потому что мы верующие, мы с каменным сердцем, потому что мы верующие… “Теплохладность” накрыла нашу позицию. Из-за такой позиции власти препятствуют появлению наших капелланов в военных частях на Востоке. Мы сетуем не на себя, а на внешние факторы, а к внешним факторам приспособиться не желаем, хотя именно в этом заключается смысл существования церкви (ее миссии).

В ранней церкви спорили, доказывали (перелистаем Послания апостола Павла), а в наше елейное время никто ничего не желает. Елейное время… прошло оно уже, битва 90-х проиграна, вот и битва пост-майдановская тоже. Церкви пустеют… люди уходят… Ну и пусть, мы при делах будем, а заниматься делами не будем – просвечивается сквозь уста и веки церковщины. Спать не равно молиться, но это снова не реалии церковной позиции. Молчим, молимся, декларируем работу, кто, что, кому, когда и сколько дал и… получил, дуем мыльный пузырь и радуемся его объему. Но пузырь этот отделяется от нас и мирно лопается где-то в стороне. Если бы на наши собрания-отчеты пришли христиане-протестанты, они бы поставили нам троечку с плюсом в лучшем случае.

Такое должно быть христианство? Запуганное, с чеховской мыслью “как бы чего не вышло” , “мы всегда будем правы”, “с нами Бог”, “мы – Церковь”, и продолжаем сидеть у окна, за которым война, за которым людишки бегают и копошатся, сидим, изображаем думу, готовимся к родам недоношенного плода, забыв приготовиться к его спасению после родов?

Может, церковь и с народом, только народ не с церковью, и чтобы вернуть его, нужна колоссальная работа, а на самом деле даже текущие дела остаются в стороне.
Нам не все равно, разве? Значит, давайте говорить об этом, расскажем нашу позицию, защитим ее, станем участвовать в диалогах и выработке верного направления, приложим Евангелие к современной жизни без общих формулировок, задумаемся над судьбами народа, голоты, телепузиков, просто людей – образов и подобий Божиих! Ведь в этом и заключается пастырство: пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну, которая пропала. Нельзя совершенно отстраняться от политики, от событий. Нужно пробовать, в противном случае в собственной нерешительности можем потерять то, что есть.

Почему в Пасхальном послании Блаженнейшего нет и строчки о современном положении Церкви и ее народа? Спаситель спасает нас в гностической безотносительности или в реальном состоянии? А это заседание Синода УПЦ, сколько всего сделано злободневного?

Чем же занимается церковь, она так же далека от народа, как современная политика, или мы еще способны вспомнить и воплотить евангельский идеал? Мотовилов спросил старца Серафима, почему так мало настоящих христиан, на что старец ответил, что есть много замечательных людей, но им не хватает решительности. Пора бы уже стать решительными, ведь былого не вернешь, не вернешь человека на церковную паперть сегодня, которую он покинул позавчера. Не будем теми, через которых приходит соблазн…

Залишити відповідь