Эту проповедь священник Николай Савченко произнес год назад, в первое воскресенье Великого поста 2014 года. “Тогда я еще не предполагал, о чем предупреждаю. Не предполагал меры опасности”, – пишет сегодня о.Николай, которому теперь церковное начальство запретило публично выражать свою позицию касательно войны в Украине.
Проповедь была сказана на воскресной службе в храме Преображения Господня в Лесном в Санкт-Петербурге.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с первой неделей Великого поста и желаю вам не ослабевать в несении этого радостного бремени. Сегодня Православная Церковь празднует Торжество Православия. Мы переживаем и вспоминаем, как в далеком Константинополе было восстановлено иконопочитание, как вновь внесли святые образа в храмы древней христианской столицы и и верующие воспели радость восстановления православного почитания икон. Это было великое торжество единения, исцеления от лжеучения, праздник сплоченности духовной. И в наше время мы каждый раз на этот праздник радовались распространению заповедей по нашей горячо любимой Родине и ближайшим странам. Мы радовались, как все больше людей приходят к вере, каются и обращаются к Богу и как властители наших государств все больше проникаются христианскими заповедями. Это было оправданное торжество.
Но что мы видим в этом году? Наблюдаем ли мы в этом году Торжество Православия в нашей сегодняшней жизни?
Нет, дорогие братья и сестры. Сегодня Торжество Православия только на небе и в истории, а в нас сейчас не торжество, а позор Православия. Именно так. Сегодня этот праздник свидетельствует нам до чего мы все докатились. Он обличает нас. Сегодня мы позорим себя на весть мир. Наша Родина Россия – это самое большое и влиятельное государство с населением православного исповедания. А следующее по величине православное государство – это Украина. И два крупнейших православных государства и два православных народа собираются воевать и почти готовы проливать кровь. Мыслимо ли это? Как такое возможно?
Вновь повторяются самые темные и греховные страницы нашей общей истории. Вновь радимичи воюют с кривичами, опять древляне идут войной на полян. Опять войско князя московского словно идет на сражение с князем тверским, а мы это одобряем. Мы исполнены гнева. Опять Юрий Долгорукий бьется с Изяславом Мстиславичем за южные города нашей общей Родины. Зачем? Для чего? Как будто опять Новгород сверг своего князя, а смоляне идут с огнем и мечом отомстить им. И это братья. И опять произойдет что-то подобное тому, что уже происходило, когда новгородцы будут поднимать икону Знамения Пресвятой Богородицы на крепостной стене, а в нее будут лететь стрелы единокровных братьев. Опять будут плакать святые подвижники о нашем воинственном безумии, опять потечет кровь из образа Пресвятой Богородицы. Потом об этом будут рассказывать наши потомки. Но мы этого не заметим при нашей озлобленности и желании наказать другую сторону. И снова как некие тени встают призраки хана крымского, султана турецкого и Речи Посполитой, чтобы нам напомнить о ценности мира. А мы его не ценим.
Когда происходят потрясения общественные, то что надо делать? Как правильно и по-христиански относиться к смутам и народным волнениям? Надо их умиротворять. Надо прилагать все усилия, чтобы быть миротворцами, ибо они блаженны по заповедям Спасителя. Так ли мы все поступаем? Нет, не так. Неделю назад мы праздновали Прощеное воскресенье. В этот день надо у всех испрашивать прощения и всем прощать. Нельзя держать в себе обиду, злобу. Именно с таким устроением надо начинать Великий пост. Но у нас именно в этот день начали изливаться словно потоки воинственности и гнева. И мы захватывались ими.
В дни Великого поста мы все произносим молитву преподобного Ефрема Сирина. Мы просим Бога избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Но сами тут же забываем об этом и впадаем в любоначалие. Что такое любоначалие? Это стремление повелевать и принуждать других. Принуждать тех, кто не желает подчиняться нам. Это грех в отношении всех, а тем более это грех в отношении братьев. В той же молитве мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Но есть ли у нас дух терпения и любви по отношению к братьям нашим в родственном нам государстве? Желаем ли мы выслушать их и понять почему случились те или иные их бедствия? Нет мы их не слушаем. Зато мы сразу за грехи и взгляды небольшой группы радикалов обвиняем весь народ сразу. Как будто весь народ погряз в этих грехах группы людей. И мы сами даже не понимаем, что тем самым мы и себя обвиняем, ведь если наши ближайшие родственники такие плохие, то это означает, что и мы такие же.
Наша страна в последние годы начала отстаивать в мире христианские нравственные принципы. Как долго мы ждали этого! Но что происходит теперь? Мы опозорены. И опозорили мы сами себя. Как будут на нас взирать люди других народов, исповеданий и культур, если две крупнейшие православные страны так враждуют между собой? Даем ли мы миру пример христианской верности международным законам и договорам? Нет, не даем. Исполняются ли заповеди Божьи в межгосударственных отношениях? Нет не исполняются. Мы обвиняли другие страны в том, что они у других что-то захватывали. Это грех. Но мы при этом захватываем у брата родного. Разве может брат отрезать у брата кусок тела и присоединять к себе? Разве может брат приходить к брату с оружием в его квартиру и отнимать у него одну комнату? А мы это делаем. Мы перечисляем множество оправданий этому, не задумываясь, что народы мира увидят позор наших грехов и эти наши оправдания только для кажущегося успокоения нашего голоса совести.
Есть время одуматься. Уже нанесено много оскорблений, но еще не пролилась кровь. Надо сделать все, чтобы она не пролилась. Надо отступить. Надо вывести войска. Надо услышать друг друга. Увидеть братьев друг в друге. Да вразумит Господь наших властителей и воинство, чтобы они не направляли свое оружие на братьев своих. Только тогда наступит настоящее Торжество Православия.