За христианство без подмен

Нельзя не признать, что мы живем в эпоху ароматов, идентичных натуральным, и прочих заменителей, в эпоху дружеских отношений, “завязывающихся” в социальных сетях, и телесериалов, в эпоху пластиковых цветов и одежды из “искусственной кожи”. И этот список выходит далеко за пределы, отведенные для редакционной колонки. Короче говоря, мы живем такой жизнью, которая во многом, по сути, только имитирует подлинную жизнь.

Неизбежно, это налагает отпечаток даже на то, как мы живем нашей верой. Словно корсет, эти подмены формируют наше отношение к святыне, внушают идею заменить то, над чем надо трудиться, тем, чего добиться намного легче, поддерживают нас в упорном низведении нашего религиозного опыта до уровня непосредственной, подчас мгновенной доступности.

Один зажигает свечу в церкви по пути на работу и чувствует себя примиренным с Богом и с людьми, которых он поминает, но не может присутствовать на богослужении от начала до конца хотя бы один раз в год. Другой в воскресенье заказывает сорокоуст в храме, затем уходит по своим делам в ожидании, что его желания будут исполнены по молитвам священника. Исповедь слишком сложна и предполагает покаяние. Так что нередко находятся желающие с трепетом послушать запретительные молитвы свт. Василия Великого (не то чтобы они одержимы, просто им хочется “отогнать нечистого” от своей жизни). Вместо того, чтобы стремиться к причащению Святым Тайнам, которые преподаются “во исцеление души и тела”, наш верующий и на этот раз нашел такую формулу, при помощи которой можно просить исцеления и прощения грехов – таинство соборования, где всякий может получить семикратное помазание освященным елеем. (См. статью: Очищает ли Соборование от всех забытых грехов?) Все должно быть легким и доступным, без необходимости нашего соработничества благодати Божьей. Такова модель, которую мы повсюду воспринимаем в обществе, особенно через телевидение: ищи комфорта, того, что не требует усилий, “чудо-решений”, которые избавили бы тебя от всех проблем, словно одним нажатием кнопки на пульте от телевизора. Откуда тогда взяться рвению к молитве – “возделыванию души”, где найти стремление очиститься от проказы греха, как научиться любви к причащению Святым Тайнам, без которых в нас не будет жизни (Ин 6:53)?

Однажды мне довелось услышать очень верную мысль: секуляризация не имела бы такого “успеха”, если бы сначала не проникла в церковь. Это проявляется и в неподвижном ритме богослужений, которые больше не соотносятся с восходом и закатом солнца, но превратились в расписание, действующее в течение всего года; и в исчезновении различий между наосом, пронаосом и даже притвором; и в росписи стен религиозными картинами с претензией на православную иконопись; и в том, что участие народа в богослужении низведено до молчаливого присутствия (точнее, от народа звучит единственный голос – чтеца на клиросе); и в любой другой “адаптации” из “практических соображений” (как отмечается в обновленных типиконах).

Если мы действительно хотим быть “светом миру”, тогда, прежде всего, нам надо перестать довольствоваться заменителями. Можем начать с того, чтобы заменить электрическую лампадку живым пламенем и продолжать во всем остальном до тех пор, пока не удастся прийти к столь необходимому возрождению духовной жизни. Это возрождение станет возможным особенно тогда, когда мы будем взращивать в сердцах верующих жажду причащения пречистого Тела и драгоценной Крови Господа, а не привычку потреблять только просфоры (антидор – греч. «вместо дара» – это тоже своего рода заменитель), когда чаша на венчании станет евхаристической Чашей, когда новокрещенный причастится на крещальной литургии (а не запасными Святыми Дарами). Это означало бы, что мы горячо стремимся к христианству без заменителей и подмен, к христианству, адекватному жизни в Господе, а не приспособленному к людским немощам и спадам.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Залишити відповідь