Для тех, кто хочет верить разумно
Киевская Русь > Разделы сайта > Жизнь в Церкви > О подготовке ко крещению

Жизнь в Церкви

О подготовке ко крещению


Предлагаемая вниманию читателей статья протоиерея Иоанна Гербовецкого, служащего на приходе РПЦ в Португалии, описывает практику подготовки ко Крещению, которая желательна во всех православных храмах.

Перед совершением таинства крещения проводятся обязательные подготовительные беседы для научения вере, по слову самого Христа: «Идите, научите (буквально: сделайте учениками) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28:19-20).

Фото: баптистерий V века, Северная Африка.

Крещение – общецерковное событие и совершается с большим торжеством. Над каждым, начинающим подготовку ко крещению, читаются особые молитвы, чтобы Господь принял их в число оглашенных – уверовавших во Христа и готовящихся ко крещению, и изгнал из их сердца всякого нечистого духа. С этого времени они ежевоскресно участвуют в богослужении – литургии оглашенных, а также в огласительных беседах, проводимых специально для них. Катехизаторы, священники, а иногда сам епископ объясняют оглашенным православное учение о Боге, о Церкви и о христианской жизни, приводя примеры из Священного Писания.

Каждому оглашенному даётся особый поручитель-христианин (крёстный), известный своим благочестием всей церковной общине. Этот поручитель должен засвидетельствовать о том, что оглашенный действительно уверовал во Христа и имеет искреннее желание присоединиться к Церкви через таинство крещения. Если человек готовится ко крещению нерадиво, то его крещение откладывается. Если же оглашенный хорошо усвоил все поучения, но при этом является блудником, или пьяницей, или каким-то другим явным грешником и не хочет оставить свои пороки, то таковой тоже не допускается до крещения.

В случае крещения младенца родители также выбирают поручителей из членов церковной общины. Эти поручители становятся для младенца восприемниками, крёстными. Они вместо ребёнка дают крещальные обеты, отрекаются от сатаны и сочетаются Христу. Если выбранный в поручители, будучи крещённым, не знает ничего о Христе и Церкви, он прежде всего сам должен стать христианином. Невозможно человеку принять крещение или быть восприемником без веры и знаний о Боге, которому он хочет посвятить свою жизнь.

Православные христиане верят в Бога – Отца, Сына и Святого Духа, и без веры во Святую Троицу нельзя приступать ко крещению. В таинстве крещения произнесение имён лиц Святой Троицы, когда священник, погружая человека в воду, произносит: «Крещается раб Божий… во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь», является одним из самых важных моментов. Этим свидетельствуется, что человек истинно уверовал в Бога Отца, пославшего для спасения человечества Бога Сына, и, умерев в крещении для греха, воскрес для вечной жизни с Богом, в общении Святого Духа.

Христианином может называться только тот, кто следует учению Христа, а православным – только тот, кто правильно славит Его, то есть правильно Его исповедует. Когда православный христианин говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о Боге Сыне, который воплотился, стал человеком. Христос, по учению Церкви, есть истинный Бог и истинный Человек. Это Бог, Творец, который самоуничижился, умалился ради спасения человека, ради спасения всего творения.

Принимая крещение, человек становится членом Церкви. Звучит это просто, для некоторых даже очень просто. Но за этим стоит глубокий смысл, и лучше отложить крещение до тех пор, пока человек не осознает, что это значит. Церковь – это не клуб по интересам. Церковь – это Тело Христово, это живой духовный организм, и каждый христианин – живая клеточка живого организма. Как клетка живёт тем, что соединена воедино с организмом, так и христианин должен жить единой жизнью с Церковью.

Протоиерей Иоанн Гербовецкий,

г. Фару, Португалия

Сайт Всехсвятского прихода РПЦ в Лиссабоне

Дата публикации: 31.07.2011