Что ожидает украинское Православие в будущем? Этим и подробными ему вопросами задаются сегодня многие, кто не безразличен к будущему Украины церковной. Хватит ли у нас, православных христиан Украины, сил простить и понять друг друга? Достигнем ли мы церковного единства, и каким будет его статус и место в семье Православных Церквей? Наконец, как будет выглядеть наша Церковь? Как «лавка древностей» или словно Невеста, изображенная в Песни Песней?
«Украинская Церковь — молчаливая Церковь, — пишет один известный священник, спешно покинувший Украину и свою паству, и переехавший в Россию в прошлом году, после победы Революции Достоинства. — Она не проповедует, она совершает требы: отпевает, крестит, поёт “Многая лета”. Любит хвалиться тем, что “нас много”» (1).
Грустно слышать эти слова… Но, возможно, нам и вправду стоит внимательнее присмотреться к определенным тенденциям в церковной жизни?.. Украинское общество сегодня стремительно меняется. А Церковь? Не вызывает ли у многих наших соотечественников удивление (и даже разочарование) наша «молчаливая» позиция по целому ряду актуальных вопросов? Не теряет ли Церковь сегодня доверие общества? Увы, социологические исследования свидетельствуют, что доверие к Церкви в обществе заметно падает. Так, если в марте 2013 года Церковь возглавляла рейтинг общественного доверия (2), то согласно опросу конца 2014 года новыми лидерами общественного доверия в Украине стали волонтеры и добровольческие батальоны (3).
Конечно же, миссия Церкви — не в том, чтобы «нравиться всем». Но неразумно и пренебрегать общественным доверием. Ведь оно существенно облегчает главную задачу Церкви – приобщать людей благодатным дарам Духа в Церкви Христа Воскресшего.
Так может ли Православная Церковь в Украине дать ответы на вызовы нашей эпохи? Способна ли она «осовременниться», не разрывая живой связи с тысячелетней традицией? Как ей проповедовать на понятном языке, но при этом сохранить в неприкосновенности само содержание христианской проповеди? В поисках ответов на эти, стоящие перед нами, непростые вопросы имеет смысл обратиться к историческому опыту святителя Петра Могилы — одной из центральных фигур нашей церковной истории.
Святителю Петру удалось практически невозможное: сохранить верность святому Православию и вывести Православную Церковь из кризиса, порожденного Брестской унией 1596 года. Избрание образованного аристократа Петра Могилы вначале архимандритом Киево-Печерской Лавры, а впоследствии и Митрополитом Киевским было совершено при поддержке патриотически настроенной части православной шляхты и духовенства. Главной причиной этого избрания было желание добиться официального признания Православной Церкви польским правительством. Впрочем, историческая миссия Петра Могилы не ограничивается легализацией православной иерархии в Речи Посполитой. Ему удалось сделать намного больше. Благодаря активной образовательной и просветительской деятельности святитель не только легализовал Православие на украинских, белорусских и литовских землях, но и сделал его, говоря современным языком, конкурентоспособным. Более того, как считал Михаил Грушевский, Петр Могила «сумел выбрать перспективу развития народа и страны».
Это было время встречи украинского Православия с Западом. Увы, встреча эта происходила при весьма драматичных обстоятельствах, и первая реакция православной общины на вызов Запада была защитной. Величие фигуры Петра Могилы в том, что он осознал: сохранение и развитие Православной Церкви возможно лишь при условии выхода его единоверцев из психологического и культурного гетто.
«Петр Могила, — писал Блаженнейший Митрополит Владимир, — был человеком с широким умственным кругозором и хорошо понимал потребности времени. Великий борец за интересы Православия, но чуждый фанатизма, он сознавал, что не все у иноверцев дурно, а много есть у них и хорошего, и прежде всего хорошим, удовлетворявшим потребностям времени, он считал западную науку, которую вследствие этого и решился перенести в основанные им коллегии. Хотя широкие заимствования Петра Могилы из латинских источников не подлежат сомнению, но они объясняются не склонностью его к унии, а необходимостью вести полемику с инославием на «западном же языке» (4).
«Восток против Запада». Мы привыкли искать в событиях XVII века драматическое столкновение «православного Востока» с «католическим Западом». Однако церковную жизнь нельзя рассматривать исключительно сквозь призму теории «конфликта цивилизаций». Восток — не всегда синоним Православия. А Запад — не всегда католицизм (или протестантизм). Помня об этом, мы уже не сможем заподозрить в «неправославности» основную идею Петра Могилы: выразить истину Православия на языке современного ему общества.
Анализируя политические обстоятельства того времени, можно сказать, что Петр Могила не был «московофилом». «Говорят, — пишет Игорь Шевченко, — что когда в разговоре с Могилой Андрей Борецкий (брат митрополита Иова Борецкого) намекнул на возможный союз между Москвой и Русью (5), Могила будто бы ответил, что только за это стоило бы посадить Андрея на кол» (6). Однако последовательная лояльность Петра Могилы Польской короне не мешала ему быть ревностным борцом за Православие. Делом жизни святителя были не те или иные политические проекты, а сохранение и развитие Православия.
Одеть «восточное» православие в «западные» культурные одежды. Это был весьма рискованный эксперимент. Но святитель Петр Могила не побоялся ни грандиозности, ни сложности этой исторической задачи. Православие, считал святитель, универсально по своей природе. А значит, оно может и должно успешно развиваться как в западном, так и в восточном культурных контекстах, говорить как на древнем восточном, так и на современном ему — западном — языке.
«Миссия Украины отнюдь не исчерпывается функцией буферной зоны между востоком и западом, — утверждает в одном из своих программных текстов Блаженнейший Митрополит Владимир. «Украина — это самодостаточное социокультурное пространство, перед которым стоит задача обретения собственной внутренней целостности через синтез наследия востока и запада. В семнадцатом веке, во времена святителя Петра Могилы, перед украинским народом и Украинской Церковью уже стояла глобальная задача культурной реформы на основании синтеза западноевропейской и восточнославянской культур. Сегодня Церковь вновь призвана инициировать рождение социокультурного пространства, в котором антагонизм западных и восточных элементов культуры будет творчески преобразован в синтетическое единство на основе православной традиции» (7).
Не защита политических интересов, но защита интересов Православия. Не верность культурной традиции Востока или Запада, но верность истине Православия. Не растворение в чужой идентичности, а выработка собственной. Не консервация, а развитие Православия через образование и просвещение. Именно так видели суть проблемы развития Православной Церкви в ситуации XVII века и в наше время святители Петр Могила и отец современного канонического украинского Православия — Блаженнейший Митрополит Владимир.
Делом жизни Петра Могилы и его соратников стало основание в Украине высшей школы, которая по своему уровню не уступала европейским образцам, — Киево-Могилянской колегии (позже получившей статус Академии). Делом жизни Блаженнейшего Митрополита Владимира было преодоление трагического церковного разделения. К сожалению, церковное единство не было восстановлено при жизни Блаженнейшего (как он это и предвидел). Но мы знаем — именно во время его предстоятельства было заложено основание будущего примирения…
Так каково же будущее Киевской Церкви? Найдем ли мы пути к единству, заповеданному Христом? Сможет ли украинское Православие способствовать новой культурной целостности Украины? Сегодня это зависит не только от милости Божьей и молитв святых нашей древней земли, но и от того, сохраним ли мы, современные православные, верность идейным заветам святителей Петра Могилы и Блаженнейшего Митрополита Владимира.
Господи Иисусе Христе, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Руси-Украины — соедини расточенныя, утверди Церковь нашу, сподоби нас сохранить и умножить красоту ея, просвети серца наши невечерним светом Твоея благодати.
Святителю Петре, Церкве Киевския светильниче и похвало! Призри с высоты на паству твою, возмущенную бурею напастей и расколов, услыши моление нас, недостойных, и умоли Господа Вседержителя, да твердо и неизменно сохраним Православную веру до скончания живота нашего.
Христос посреди нас! И есть, и будет!
______________________________________________________________
1) Тест на Антихриста. Протоиерей Андрей Ткачев, Татьяна Холодилова. Вера-Эском. (04.11.2014) http://ruskline.ru/monitori…/…/noyabr/05/test_na_antihrista/
2) Доверяете ли Вы Церкви? (динамика, 2000-2013). Исследование проведено Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и социологической службой Центра Разумкова с 20 по 24 декабря 2013 г. http://www.razumkov.org.ua/ukr/poll.php?poll_id=83
3) Исследование «Мнения и взгляды населения Украины: Декабрь 2014 года» проводилось по заказу ZN.UA Киевским международным институтом социологии 4-19 декабря 2014 года. http://zn.ua/…/naibolee-ukraincy-doveryayut-volonteram-i-do…
4) Блаженнейший Митрополит Владимир. Экклезиология в отечественном богословии. К., 1997. С. 98.
5) Как в те времена назывались Украинские земли.
6) Ігор Шевченко. Багатоликий світ Петра Могили // Україна між Сходом та Заходом. Нариси з історії культури до початку XVIII століття. Л., 2001. Электронный текст размещен по адресу:http://izbornyk.org.ua/ishevch/ishev13.htm
7) Українське Православ’я на рубежі епох. Виклики сучасності,тенденції розвитку // Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир (Сабодан). Доповіді, звернення, промови. К. 2014 р. С. 51-52.
“Дорогие мои детки , богослов тот, кто беседует с Богом, а не тот, кто изучает богословие”.
Ефрем Катунакский.