Как вернуть празднованию Нового года и Рождества религиозный смысл?

Как заново открыть религиозный смысл празднования Нового года и Рождества? Как отмечать Новый год православным верующим в период Рождественского поста? Как христианам реагировать на то, что празднование Нового года все более приобретает языческий характер? 


На эти и другие вопросы, связанные с предстоящими христианскими праздниками, предложили свои ответы генеральный секретарь Конференции католических епископов России (ККЕР) священник Игорь Ковалевский и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых), выступая 21 декабря на пресс-конференции в РИА “Новости”.


Обычно считается, что для католиков главный праздник Рождество, а для  православных Пасха. Это мнение о.Игорь считает стереотипным и не соответствующим действительности. По его словам, “Пасха – это праздников праздник для всех христиан”, а Рождество считается более католическим из-за римского происхождения праздника: в древности на Западе христиане условились праздновать Рождество Христово 25 декабря, в день языческого торжества в честь императора-“солнца”, прославляя родившееся в мир  “Солнце Правды” – Христа.


Еще одно клише, которое считает необходимым развенчать о.Игорь, — что 25 декабря якобы празднуется “католическое Рождество”. Он подчеркнул, что в этот день отмечает  Рождество большинство христианских Церквей мира, в том числе – большинство православных Церквей.


Русская Православная Церковь тоже празднует Рождество 25 декабря, только по юлианскому календарю, что совпадает с 7 января по григорианскому календарю, напомнил о.Филипп. “Сегодня в России главная проблема – вхождение Рождества в жизнь граждан”, — сказал он. Им были приведены данные соцопросов, согласно которым 59 % россиян собираются отмечать грядущее Рождество (“только День Победы россияне отмечают так дружно”, прокомментировал он эти цифры). В прошлом же году 35 % смотрели по телевизору трансляцию рождественского богослужения и лишь 4 % посетили в этот праздник храмы. Это говорит о том, что “значительное число россиян рассматривает рождественское богослужение как неотъемлемый элемент праздника”, — отметил о.Филипп. По его словам, таких людей было бы гораздо больше, если бы они имели возможность отправиться в ближайший храм, который не был бы “забит народом” в рождественскую ночь. Поэтому задача приобщения людей к религиозному смыслу Рождества связана не только с миссионерскими усилиями Церкви, но и со строительством новых храмов, которых очевидно не хватает, особенно в больших городах, отметил зампред ОВСЦ.


Что же касается празднования Нового года, то делать это “шумно, с застольями, развлекательными мероприятиями” намерено 91% россиян. Эта “традиция советского времени”, которая, по мнению о.Филиппа, со временем все более приобретает языческие, “квазирелигиозные” черты (увлечение восточной “звериной” символикой, гаданиями-ритуалами во имя благополучия и т.д.), “не позволяет Рождеству полностью войти в свои права в России”.


Однако православный священник призвал верующих, которым приходится встречать Новый год во время поста, “не бороться, не противостоять” обычаям, сложившимся в безбожное время, а “предлагать формы празднования, соотносимые с церковной традицией”. Так, во многих храмах вечером 31 декабря служится новогодний молебен, а в некоторых – даже ночная литургия, после которой в первое утро наступившего года хорошо устроить братскую трапезу в храме, отметил о.Филипп. Главное, подчеркнул он, не забывать о религиозном содержании празднования Нового года – прославлении “начала нового творения, которое совершает Бог”. Кроме того, он напомнил, что в России незаслуженно забыто “гражданское измерение” новогоднего праздника: именно 1 января до революции отмечался “еще один день победы” — годовщина изгнания французов из России в 1812 году.


По словам о.Игоря Ковалевского, у католиков религиозный смысл Нового года вообще не вызывает сомнений: 1 января во всех католических храмах торжественной литургией отмечается Торжество Пресвятой Девы Марии, во время мессы верующие испрашивают Божьего благословения на грядущий год, и это богослужение “считается обязательным” для всех католиков. “Главный смысл празднования Рождества и Нового года – это радость, которую дает нам Бог, и надежда, что Он будет с нами”, — сказал представитель ККЕР.


Теме радости о.Филипп также посвятил несколько слов. С точки зрения потребительской психологии, радость современного человека означает максимальное удовлетворение всех своих пяти чувств, отметил он, добавив, что погоня за такой радостью часто приводит людей к депрессии, опустошению, “жутчайшей тоске по радости”. Церковь же показывает, что во время праздника “можно радоваться по-другому, что можно после праздника испытывать не похмельную пустоту, а радость, которая побуждает к активной жизни и творчеству, наполняет жизнь смыслом”.


С точки зрения свободы выбора то обстоятельство, что в России празднование Нового года и Рождества разделяют 7 дней, можно даже считать “промыслительным”: такое  “разделение сакрального и светского устроил Господь”, считает о.Филипп. По его словам, “у тех, кто хочет помолиться, есть такая возможность, не замутненная пьяным угаром” и размашистым всенародным празднеством. Сама же “несостыковка гражданского и церковного календарей”, обсуждение которой ежегодно оживляется перед празднованием Рождества, проявляет соотношение светского и духовного в нашем обществе: считается, что светская культура – это “для всех”, а православие – это что-то вроде “культуры по интересам”. Однако такой подход только разобщает людей, считает священник. “Если Рождество и Новый год связаны, не нужно стесняться религиозных корней этого (новогоднего –прим. ред.) праздника”, — сказал он. Что же касается собственно календарной проблемы и возможности перехода РПЦ на “новый стиль” (григорианский  календарь), то о.Филипп готов поставить перед гражданскими властями контрвопрос: а не перейти ли им на юлианский календарь – и тогда “все будет на своих местах: сначала мы будем праздновать Рождество, а потом Новый год”.


О.Игорь Ковалевский полагает, что сейчас в первую очередь именно на РПЦ возложена “огромная задача просвещения верующих”: речь идет не только о воспитании “культуры празднования” Нового года в период поста, но и в целом о “великой задаче христианизации культуры”, которая актуальна как для восточных, так и для западных христиан. Кстати, проблема выхолащивания религиозного содержания Рождественского праздника на Западе также затрагивалась на пресс-конференции. “Надо с прискорбием признать, что Рождество во многих странах Европы стало светским”, — сказал о.Игорь. Признавая этот факт, о.Филипп видит и свидетельства “ответной волны”, когда европейские христиане предпринимают усилия, чтобы “вернуть Христа в Рождество”. 


Благовест-инфо

Цей запис має 10 коментар(-ів)

  1. Библиотекарь

    В эти последние часы старого года хочу ВСЕХ поздравить с наступающим праздником Нового года (по новому календарю), чтобы все осмыслили свои ошибки и постарались исправить их.
    Я – тоже!
    Храни НАС ВСЕХ Господь!

  2. Андрей

    Согласен с Библиотекарем – Новый Год – замечательный праздник, что ни говори. Хорошо о. Андрей сказал об этом в своей статье здесь – http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/2166/ "Встречая Новый год и придавая празднованию характер некоего "таинства", люди хотят на самом деле того, что созвучно с христианскими идеями покаяния и обновления. Оставить все прошлое в прошлом – не об этом ли молится Церковь при совершении таинства Крещения и не к этому ли призывает священник кающихся грешников? Обрести новое счастье – не об этом ли всё христианство, начинающегося с "молодого вина" Нового Завета и зовущее к "обновлению ума вашего", словами апостола Павла? Христианская вера устремлена в будущее, там – то, что дает смысл нашему существованию сегодня и делает возможным празднование вечности в этом преходящем мире. "Се, творю всё новое", – говорит Сидящий на престоле. "Новое небо и новая земля" – явление Царства Божия, которое случится в конце времен, но приоткрывается уже сейчас и может быть принято и пережито каждым христианином в эсхатологическом праздновании Евхаристии."

    Рыжему (кстати, я тоже рыжий 🙂 анархисту – я имел в виду, что проблема с семьей (семья нецерковная), а не с наличием службы в храме в новогоднюю ночь.

    С наступающим всех!

  3. Библиотекарь

    А еще лучше – празднуй день основания СССР –
    30-го декабря!
    Бедная твоя жена и "домочадцы". Украл ты у них праздник, неофит!

  4. Библиотекарь

    Олегу
    Правильно, "богомерзкий" Новый Год не встречай по новоюлианскому стилю!
    Встречай "Русский Новый год" 14 января!

  5. Олег

    Я и сам ранее пытался идти на компромисс с миром, но теперь надавил на домочадцев. Больше не будем отмечать этот богомерзкий праздник, вернуть которому религиозный смысл невозможно, потому что там изначально не было религиозного смысла. Это празднество в пост навязано нам атеистами и оккультистами.

  6. Рыжий анархист

    Андрею.
    А Вы пробовали Вашего священника попросить о службе? Может ему самому хочется отрешиться от всех этих петард и огоньков с голубыми? Может он сам хочет молиться и не знает, что у него есть единомышленники?

  7. Андрей

    Везет же некоторым, что вот так просто семья может взяться и поехать на Литургию в новогоднюю ночь…

  8. Игорь

    Вот тот случай, когда можно согласится и с Рыжим анархистом. Плюнуть на совесткий "праздник" нового года, и поехать в храм.

  9. Свящ.Анатолий

    Консерваторы будут твердить свое,а модернисты-свое.Либералы будут придерживаться одной точки зрения,а строгие аскеты-другой…Истина где-то рядом….!Ибо отношения каждого отдельного человека и Бога это вещь интимная и неповторимая..она не может придти из страниц книг и из советов священников.Все это может быть только путеводителем,но истинная любовь к Богу проявится тогда,когда человек сам воздержится от кусочка бекона или куриной ножки в Новогоднюю ночь не потому,что он это где-то прочитал и не потому что кто-то или что-то это запрещает,а потому ,что таким образом он захочет выразить свою любовь к Тому,Кто приходит к нам ради нас и для нас….И конечно Его Приход во множество раз важнее любых годов сколько бы раз они не обНОВлялись и не менялись цифры в календаре….Но каждый вправе сам сделать свой выбор,впрочем как и каждый за свой выбор несет ответственность…

  10. Рыжий анархист

    Лично я беру семью и еду на литургию в Новогоднюю ночь. Что, кстати, и всем рекомендую.

Залишити відповідь