Епископ Фанарийский Агафангел занимает пост генерального директора “Апостолики диакониа” – отдела Элладской Православной Церкви, отвечающего за миссионерскую, образовательную и издательскую деятельность.
Весной епископ Агафангел посетил Рим в составе делегации Элладской Церкви. Целью визита было изучение традиций и культурного наследия Католической Церкви.
О нынешнем состоянии и перспективах диалога с Римско-Католической Церковью епископ Агафангел рассказывает в интервью агентству Zenit.
– Что Вы думаете об отношениях между Католической Церковью и Элладской Православной Церковью?
– Визит в Грецию в 2001 году Иоанна Павла II имел решающее значение для улучшения отношений между нашими Церквами. В Ареопаге Папа встретился с Христодулом, Архиепископом Афинским и всея Эллады.
В последующие годы, с тех пор, когда я возглавил “Апостолики диакониа”, мы стали теснее общаться с Католической Церковью, особенно с Папским советом содействия христианскому единству.
Одним из результатов нашего сотрудничества стала подготовка факсимильного издания древнего, богато украшенного манускрипта “Месяцеслов Василия II”, в который вошли жития святых. Эта важнейшая рукопись, хранящаяся в Ватиканской библиотеке, имеет особое значение, поскольку она была создана после эпохи иконоборчества. Эта рукопись отмечает поворотный пункт в истории Церкви Востока, которая возобновила почитание икон и открыла для себя важность красоты.
По случаю издания манускрипта мы пригласили в Афины библиотекаря Римской Церкви, кардинала Жана-Луи Торана, который передал приветствия от имени Бенедикта XVI. В свою очередь Архиепископ Христодул был приглашен в Ватикан.
В прошлом году мы предложили, через Апостольскую нунциатуру в Афинах, учебную программу для тридцати католиков, с тем чтобы они могли посетить нашу страну, изучить язык, нашу культуру и традиции Православия. Тем самым католики получили возможность приблизиться к “другой части” Церкви, с которой мы были едины в течение 1000 лет.
– Может ли Элладская Православная Церковь служить примером для других Православных Церквей в области экуменического диалога с Католической Церковью?
– Я думаю, каждый человек доброй воли сможет понять значение такого диалога и научиться находить общий язык.
Сотрудничество между Церквами нельзя сравнивать с отношениями между государствами. Это сотрудничество имеет много аспектов, и одним из них являются взаимные визиты, которые позволяют преодолеть предрассудки.
Это нечто очень важное, особенно сейчас, когда мы начинаем новый этап диалога между нашими Церквами. Я хочу подчеркнуть: многие Церкви и Патриархаты – Вселенский Патриархат Константинополя, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты, Церкви Кипра, Албании – сотрудничают с нами и назначают греческих профессоров богословия для экуменических контактов.
– Католическая Церковь очень озабочена некоторыми процессами, происходящими в Европейском Союзе, особенно в продвижении новых взглядов на человека и семью, которые противоречат христианской антропологии. Разделяет ли Православная Церковь эту тревогу?
– У нас те же опасения, что и у вас. Мы с печалью наблюдаем, как Европа, особенно Западная Европа, оставляет христианство. Политики не признают идентичность нашего континента, которая проистекает из нашей истории и не может быть оспорена. Таким образом, это серьезная проблема, с которой мы должны работать, объединив наши усилия.
– Но как можно убедить политиков Евросоюза отказаться от политики, враждебной по отношению к семье, если некоторые протестантские церкви признают однополые союзы?
– Вот почему так важен диалог между Католической и Православной Церквами столь важен. Очень многое объединяет нас: общность традиций, богословия, апостольское преемство, взгляды в области биоэтики, прав человека, мира во всем мире.
Тысячу лет мы жили вместе, тысячу лет после этого мы были разделены. В течение истории были драматические моменты, но это не означает, что сегодня мы не можем жить как братья.
– Каким образом наши Церкви могут совместно противостоять антихристианской политике и процессу секуляризации западного мира?
– Я бы хотел высказать только одно соображение. Наш богословский диалог может стать свидетельством о Христе. Ныне люди, ищущие истину, спрашивают нас: почему вы разделены? Как мы можем убедить наших верующих в любви Христовой, если мы разделены?
– Вы уже встречались с Бенедиктом XVI…
– Для меня было очень важным встретиться с Папой Бенедиктом XVI и лично выслушать его речь. Мы возвращались домой укрепленные в духе, готовые к дальнейшей работе над воссоединением наших Церквей. Это наши человеческие планы. Но если у нас благие намерения и открытые сердца, Бог благословит нас – история мира и Церкви в его руках.
Перевод Патриархия.ru
Слава Господу, за таких епископов как
Агафнгел.
Воле Божией не препятствует никакой
фанатизм и религиозная агресия.
Бог созидает свою Церков и сообщает
ей "единство любви".
Обидно, что есть христиане исполнененые какой-то
фанатичской самоуверенностью с тоталитарным
привкусом.
Дух непрестанно призывает Церковь
к единству и любви, и тот кто не имеет
мира и любви, тот вне воли Божией.
А вам Сергей я рекомендую примирится…
з собой, з ближним, з Богом 🙂 и впустить
"радость в Духе Святом" в свое
ревностное православное сердце!
Церкви могут соединиться в причастии только, когда эти Церкви исповедуют одну веру, т.е., фактически существуют не две, а Одна Вселенская Соборная Церковь, которой, на данный момент, является только Православная Церковь. Прежде всего следует отвергнуть Филиокве, как еретическое учение, а также пагубное папство которое поставляет папу наравне с Богом, когда речь идет о непогрешимости папы в вопросах веры, и тогда уже можно о чем – то думать.
Господи, сохрани нас от смердящей зловонием ереси экуменизма.