Подготовка к святому причащению: исторический экскурс и современная практика

Доклад на XV Съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии, 2 января 2007 года.


Таинство Евхаристии есть основа христианской жизни: Таинство, через которое происходит мистическое выявление Церкви Христовой. Таинство, которое являет миру единство всех верных православных христиан. Таинство, которое своими благодатными свойствами питает Тело Церкви. Евхаристия есть не просто одно из Таинств Церкви – это Таинство самой Церкви, без участия в котором невозможна жизнь во Христе.


Все это, казалось бы, настолько понятно и ясно каждому православному христианину, но в Церкви, тем не менее, до сих пор возникают дискуссии по поводу того, насколько часто следует верующим приступать ко святому причащению. В настоящее время наиболее распространено мнение среди достаточной части духовенства и мирян о том, что приступать ко Святой Чаше нужно несколько раз в год (особенно во время установленных постов). Данная практика сложилась под устойчивым влиянием синодального дореволюционного наследия Русской Церкви, которое настаивало на обязательном ежегодном причащении верных чад Церкви для подтверждения своей принадлежности к ней. Синодальная эпоха, несомненно, оставила значительный след в истории, но данный исторический период не является для нашей Церкви единственным и основополагающим, чтобы полностью ориентироваться только на него.


Понимание места причащения в жизни верующего человека невозможно без обращения к опыту ранней Церкви. Общее причастие за каждой Литургией было нормой для первых христиан. Оно было тесно связано с общей евхаристической молитвой и жертвой. Эта евхаристическая молитва совершается и до сего дня, и, несмотря на развитие литургического чина, в своей сакраментальной и смысловой части она не могла и не может получить иного содержания. Литургия (что значит “общее дело”), главное богослужение Церкви, совершается ради преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и причащения ими. Другого смысла литургическая молитва не знает. “Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во едино Духа Святаго причастие”, – так звучат слова молитвы литургии свт. Василия Великого. Не только духовенство в алтаре “проводит” службу, но вся церковная община совершает общую молитву, в которой предстоятельствует пред Богом епископ или священник. Таким образом, участие в Литургии и причащение не есть только лишь акт личного благочестия и освящения, но есть действие, вытекающее из природы самой Церкви. Совместное причащение всех верных за Литургией было настолько самоочевидным и основополагающим, что уклонение от этого главного принципа церковной жизни рассматривалось как отпадение от Церкви: “Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного” (Апостольское правило 9).


Подобный ригоризм церковных канонов многим сегодня может показаться необоснованным, но то, что для первых христиан было очевидным, со временем перестало быть столь очевидным и понятным. Главный аргумент сторонников редкого причащения заключается в благочестивой боязни осквернить таинство недостойным его вкушением, по слову апостола Павла: “Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе” (1 Кор. 11:29). Это благочестивое стремление не осквернить святыню со временем привело к тому, что христиане стали редко приступать к таинству причащения (некоторые всего лишь раз в год). Тем не менее, отцы Церкви никогда не считали недостоинство человека основанием к тому, чтобы не приступать к таинству. Вот, что по этому поводу писал св. Иоанн Кассиан: “Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что осознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж, с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые… достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости выказывают, нежели смирения… потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их…”.


По поводу достоинства / недостоинства желающих причаститься литургическая молитва говорит нам вполне однозначно, что “никтоже достоин”, но только лишь по благодати Божией мы призваны к тому, чтобы быть соучастниками Божественной трапезы. Напротив, осознание своего недостоинства является главным и необходимым условием для участия в таинстве Евхаристии. Со временем под влиянием практики редкого причащения стала развиваться теория, согласно которой существует духовное и даже мистическое различие между клириками и мирянами в отношении причащения Святых Таин. Если первые не только могут, но и обязаны причащаться всякий раз, когда они совершают Божественную литургию, то для мирян постоянное причащение не только не разрешается, но даже многими считается духовно опасным такая частота причащения, которая может привести к привыканию к таинству и даже духовной прелести. Впрочем, отцы Церкви и здесь опять бескомпромиссны. Свт. Иоанн Златоуст, которого сложно обвинить в желании профанировать таинство, пишет следующее: “Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так – но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…”


Конечно, можно возразить, что свт. Иоанн жил в иную историческую эпоху, и сейчас его слова нельзя понимать столь буквально. Но у святых есть удивительная особенность говорить об одном и том же, в какой бы исторический период они не жили. Святой праведный Иоанн Кронштадский (память которого сегодня совершается Церковью) был поборником постоянного причащения, вступая, таким образом, в полемику с уже почти ставшей традиционной синодальной практикой ежегодного причащения: “Если мы ежедневно стремимся к пище и питию телесным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа. Вместе с тем, есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом причащении Его Пречистого Тела и Крови”.


Таким образом, получается, что, с одной стороны, существует общепринятое и распространенное мнение, согласно которому миряне имеют право лишь изредка приступать ко святому причащению, с другой – каноны и учение Отцов, которые настаивают на постоянном участии всех верных чад Божиих в таинстве Евхаристии. Подобная практика редкого причащения со временем стала основанием к тому, чтобы отказать людям в принятии таинства в день празднования Светлого Христового Воскресения. Основанием для отказа стало служить утверждение о том, что Пасха – это праздник радости и незачем омрачать его чем-либо еще. Пасха – это действительно праздник радости, но радости от встречи с Воскресшим Христом, а не со скоромной пищей. Слова свт. Иоанна Златоуста “все насладитесь пиром веры”, которые всякий раз читаются за пасхальным богослужением, означают, на самом деле, приглашение к Евхаристии, а не к праздничному столу.


Но если на первый день Пасхи все же во многих храмах причащают, то Литургии остальных дней Светлой седмицы практически всегда остаются без причастников. Большинство людей абсолютно уверены в том, что причащаться на Светлой седмице нельзя, и поэтому никто даже не стремится в эти дни подойти к Чаше, разве что для причащения младенцев. При этом каноны Церкви снова однозначно говорят о том, что “от святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66 правило VI Вселенского собора). На это, правда, снова можно услышать возражение о том, что в канонах много чего написано, и жизнь уже давно утвердила иную практику. Конечно, у каждого священника могут быть свои основания в отказе людям от причастия, но даже поступая таким образом, важно понимать, что та или иная приходская практика не есть еще практика, или тем более традиция всей Церкви. И нужно приложить хотя бы минимум усилий для того, чтобы поинтересоваться, как обстоят дела в других церковных общинах. Интересно свидетельство митрополита Вострского Тимофея (Иерусалимская Православная Церковь): “Что касается причащения на Светлой седмице, мы придерживаемся того, что неделя, следующая за Пасхой, представляет собой один пасхальный день. Так говорит сама Церковь, это видно и в службах этой седмицы. Поэтому наш патриарх Феофил благословил всем, кто соблюдал весь Великий пост до Великой субботы, на Светлой седмице причащаться без поста. Единственное, вечером перед причащением всем рекомендуется воздержаться от скоромного, от мяса. А если днем человек вкушал мясо и молоко, это нормально. Вопрос о причащении без поста в другие сплошные седмицы у нас оставляется на рассмотрение духовника”.


Правда, есть практика и Болгарской Православной Церкви, которая подходит к вопросу подготовки к причащению с излишним ригоризмом, в результате чего храмы остаются пустыми. Таким образом, проблема существует, причем не только в Русской Православной Церкви, но и в других Поместных Церквах. Путь к решению подобных проблем может быть только один – соборное выяснение всех обстоятельств с опорой на каноны и учение отцов Церкви.


Как одну из попыток подобного разрешения проблемы можно рассматривать прошедший в конце декабря 2006 года в Свято-Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве Круглый стол, посвященный вопросу подготовке ко святому причащению, организованный Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи. В работе Круглого стола приняли участия авторитетные священнослужители г. Москвы, каждый из которых высказывал свое отношение к поставленным вопросам делясь своим приходским опытом. Главным вопросом дискуссии стало обсуждение подходов к подготовке ко святому причащению тех мирян, которые желают приступать к этому таинству не от случая к случаю, а регулярно. Большинство участников Круглого стола, среди которых епископ Егорьевский Марк, протоиерей Всеволод Чаплин, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Владислав Свешников, протоиерей Алексий Уминский, игумен Петр (Мещеринов) констатировали тот факт, что большая часть постоянных воцерковленных прихожан стремится к регулярному причащению. Естественно, сразу возникает вопрос, как быть с обязательной исповедью перед причастием и с обязательным 3-х дневным постом. Общеизвестно, что традиция обязательной исповеди перед причастием – это традиция Русской Церкви, которая, впрочем, не распространяется на служащее духовенство. Несомненно, что покаянная подготовка – это основная обязанность христианина, который всегда должен иметь “сердце сокрушенно и смиренно”. К великому сожалению, духовенство, особенно в крупных приходах, не всегда имеет возможность уделить должного времени для совершения этого таинства. Путь к решению этой проблемы мог бы быть в постепенном приучении прихожан к тому, что исповедь будет совершаться в специально оговоренное для этого время, возможно, и внебогослужебное. Для тех же прихожан, кто желает приступать ко причастию каждый воскресный день, возможно, по благословению духовника, причащение без обязательной исповеди накануне. Подобный подход уже практикуется во многих московских храмах. Несомненно, что вопрос об исповеди перед причастием очень деликатный, и он не должен решаться с революционным наскоком. Таинство покаяния должно рождать в человека искреннее желание оставить свой прежний греховный образ жизни, но не в коем случае не должно восприниматься как некая формальность, которую необходимо исполнить для того, чтобы получить “билет на причастие”. Обязательный 3-х дневный пост, конечно же, необходим для тех, кто очень редко причащается, но тех прихожан, которые стремятся к регулярному причащению, было бы немыслимо обрекать на вечный пост, тем более, что постных дней в церковном году гораздо больше, нежели непостных. В любом случае все эти вопросы необходимо разрешать индивидуально с пастырской заботой и вниманием.


На Круглом столе протоиерей Дмитрий Смирнов затронул вопрос о причащении больных людей, которым в силу жизненной необходимости нужно принимать лекарства. Известно, что к причащению нужно приступать натощак (хотя подобная традиция сложилась в Церкви не сразу), но как можно принимать лекарство за еду, тем более для тех, кому оно жизненно необходимо? Пытаясь соблюсти букву, и на этом основании отказывая таким людям в причастии, мы тем самым практически полностью лишаем их возможности соединения со Христом. Какую при этом духовную пользу получают несчастные больные люди, вовсе непонятно.


Результатом дискуссии стали слова о том, что мы не имеем права препятствовать людям, которые этого действительно желают, соединяться со Христом так часто, как требует их сердце, а сердце православного христианина не может не требовать постоянного единения со Христом. По результатам высказанных мнений будет составлена памятка для желающих причаститься Святых Христовых Таин, которая, после одобрения священноначалием, будет включена в молитвословы.


Возможно, многим до сих пор кажется, что стремление к постоянному причащению мирян есть некое новшество, проявление церковного модернизма, однако стоит лишь обратиться к канонам и к творениям отцов Церкви, чтобы понять всю ложность подобных утверждений. Несомненно, что речь не идет о том, чтобы причащать всех подряд, речь идет о том, чтобы дать людям возможность быть постоянно со Христом. И в завершении своего доклада хотелось бы снова процитировать слова митрополита Иерусалимской Православной Церкви Тимофея о том, что постоянная жизнь со Христом возможна не только для первых христиан, но и для нас, живущих в XXI веке: “Наши прихожане причащаются каждое воскресенье. И это правильно. Причастие препятствует человеку грешить. Смотрите – он в воскресенье причастился, и затем старается хотя бы два-три дня удержать в себе благодать. “Как, я же принял в себя Христа! Я не могу Его оскорблять”. Потом наступает середина недели, и он помнит, что в воскресенье пойдет на Причастие – нужно готовиться, поститься, сохранять чистоту в делах и мыслях. Так формируется правильная христианская жизнь, так мы стараемся быть со Христом”.

Блог автора

Цей запис має 4 коментар(-ів)

  1. Семён

    Статья очень полезная.Убеждён,нужно говорить об этом как можно больше,чтобы наконец изменить то искажонное понимание Евхаристии,которое сложилось в нашей Церкви.Важней этого вопроса просто нет

  2. Андрей

    Просим св. Молитв о бол. Любови. Взаимно помолимся. Спаси, Господи.

  3. Священник Игорь Прекуп

    Хорошо бы еще было в предполагаемом сборнике уточнить о статусе младенцев, а то некоторые "ревнители не по разуму" отказывают в причащении даже трехлетним, если их покормили до службы.

  4. свящ. Стефан Домусчи

    Статья очень хорошая и интересная, но один громадный минус, который, к сожалению, есть у большинства авторов – совершенное отсутствие ссылок!!! Если необходимо будет указать источники – как это сделать?

Залишити відповідь