Слово на Благовещение

Сегодня нам сложно понять, как напряженно человечество ждало слов, сказанных Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». Благовещение, Богоявление, Рождество, Обрезание, Сретение… Многие из этих праздников в византийской традиции именовались «митрополией» или «главой» праздников. Казалось бы, все эти праздники и события «синонимически» передают одну и ту же истину: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1,14). Но попробуем забыть о том, что после Благовещения следуют Рождество и Богоявление. Забудем о том, что мы праздновали Благовещение и в прошлом литургическом году. Попробуем сегодня вслушаться в Божию весть о пришествии Христа так, словно мы ее слышим в первый и последний раз.

Благовещение. Эмаль. Царские врата Спасо-Преображенского собора в Киеве
Благовещение. Эмаль. Царские врата Спасо-Преображенского собора в Киеве.

 

Несколько дней назад мы с вами праздновали Вход Господень в Иерусалим. Согласно преданию, Господь въехал в Иерусалим верхом на осле. И этот библейский образ вызывает у нас, людей европейской культуры, ассоциации с простотой и смирением… Но сравним эти два входа – вход Господа в святой град Иерусалим и вход Бога в человеческую плоть и историю. Вход Господа в Иерусалим – это праздник, где соединились две полноценных мелодии, два равных друг другу голоса: голос торжества и голос печали. А Благовещение – это праздник, где высочайшего звучания достигает кротость и смирение. Благовещение – праздник смирения. Смирения Пресвятой Девы, Которая дарует Богочеловеку Свою плоть. И смирения Бога, Который кротко испрашивает у человечества в лице Девы Марии разрешения «войти», облечься в человеческое естество, стать человеком…

«Воплощение – пишет византийский богослов XIV века святой праведный Николай Кавасила, – было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле» (Николай Кавасила. Проповедь на Благовещение).

«Радуйся Благодатная, Господь с Тобой!» Наше привыкшее к чуду Воплощения сознание воспринимает слова Архангела как сами собой разумеющиеся. Мы отучились слышать их новизну. Мы уже не удивляемся тому, что они принесли. Нас уже не удивляет весть о том, что отныне Бог становится человеком, что Божество и человечество соединяются отныне нераздельно и навсегда.

Но давайте проведем некоторую аналогию. Вспомним, как многие из нас сегодня начинают свой день с чтения новостей в интернете. «Не началась масштабная ли война?» – думаем мы просыпаясь каждый день. «Нет объявлено ли военное положение? Не пролилась ли этой ночью человеческая кровь?..» А теперь представим себе, что как-то утром нам посчастливилось прочитать следующую новость: «Война окончена. И наступивший мир отныне продлится навсегда».

Чем-то подобным была для человечества весть, которую принес Пресвятой Деве Архангел Гавриил. Как подчеркивают византийские богословы, Благовещение стало первой благой вестью для человечества после грехопадения. Некогда ветхая Ева слышала слова о том, что она будет в болезни рожать детей. А теперь новая Ева слышит слова Архангела «радуйся!». Некогда ветхая Ева была проклята за грех. А теперь новая Ева – слышит слова благословения… Но эта аналогия не до конца обнаруживает масштаб Благовещения. Радость Благовещения распространяется не только на Пресвятую Деву, но на весь Израиль и все человечество в целом. Бог приходит в мир не только для того, чтобы восстановить в достоинстве и единстве с Богом Деву Марию. Богочеловек зачинается, чтобы родиться и привести к единству с Богом всех людей, освободить от греха и смерти всех людей, когда бы и где бы они не жили…

Бог нисходит на землю, чтобы землю никогда уже не покидали Божия любовь и благословение. Бог становится человеком, чтобы уже никогда не переставать им быть. Бог входит в человеческую историю, чтобы человек уже никогда не оставался одиноким.

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами», – передает слова Архангела евангелист Лука. И продолжает: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 28-33).

Этот диалог между Божиим Посланником и Пресвятой Девой изменил весь ход истории. Во Христе Иисусе Бог входит в наш мир «во веки», и «Царству Его не будет конца». Но для того, чтобы чудо Боговоплощения воссияло в истории, – человек должен в лице Марии полностью довериться Богу. Слова Архангела могут показаться безумными. Они ломают все представления о жизни, которые имела Мария. Более того, они ломают представления о жизни всего человечества… Но, преодолев смущение и страх, Благословенная Дева доверяется Богу и Его слову до конца. Доверяется Богу до того предела, когда в Ней уже не остается Своей собственной воли, когда все в Ее жизни происходит уже по слову Бога.

Истина уже давным-давно стучалась в дверь человечества. Ее пытались воплотить в словах восточные мудрецы и античные философы. Истину пытались впустить в мир знатоки древнего Закона и писания Пророков. С истиной уже давно пытались дружить в царских дворцах… Но Бог избрал для вхождения в мир истины не знатоков Писания, не восточных мудрецов, не философов Греции… Истина входит в мир ипостасно, то есть в Лице Иисуса Христа, как Личность. И врата этой Ипостасной Истине открыли не мудрость, не знание, а абсолютное смирение и абсолютное доверие Богу.

«Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Сколько бы слов не звучало с тех пор… Сколько бы утонченных слов ни вышло с того времени из-под пера писателей… Сколько бы мудрости ни воплощали слова философов… Сколько бы слов с тех пор ни произносили вершители судеб, полководцы и цари вселенной… Ни одно слово человека никогда не впустит в мир столько радости и мира. Ни одно слово человека никогда не сможет быть столь же действенным, как это тихое слово Девы. Ни одно слово человека никогда не принесет человечеству такого Дара, какой вверила ему Пресвятая Дева.

Благовещение – праздник великой радости Воплощения. Да пребудет же эта радость и с нами. Да пребудет небесный мир и благословение с нашей бедной, измученной войной и страданиями страной, с нашими семьями, с каждым человеческим сердцем.

Возрадуемся сегодня вхождению в наш мир Небесного Сына. Возрадуемся тому, что Божия благодать отныне пребывает не только с Божией Избранницей и Матерью, но и со всей Христовой Церковью, со всеми христианами, со всем человечеством.

Христос посреди нас! И есть и будет!

7 апреля 2015 г.

Залишити відповідь