Подходит человек к Святому Причастию, а сотовый забыл выключить. И тут неожиданно для всех раздается громкая мелодия звонка его телефона со словами: «Бесы, бесы в душе моей!» (слова из песни рок-группы «Ария»). Как батюшка только Чашу удержал! (Случай из жизни.)
Чего только не услышишь сегодня от телефона, который для многих становится «зеркалом души». И попсой ноет «мобила», и шансоном гнусавит, и хэви-металом грохочет.
И ладно бы только у людей светских – у всех свои музыкальные вкусы, любовь к неожиданным звукам свойственна иногда и людям церковным. Обычно это колокольный звон или церковные песнопения. Но бывают и забавные исключения. Рассказывают, что у одного священнослужителя телефон на важной встрече захрипел «блатняком»: «Отпусти мне, батюшка, грехи!», а у другого церковного работника на рингтоне стояла ария Квазимодо: «Судьбы насмешкою я в рясу облачен, На муки адские навеки обречен, И после смерти мне не обрести покой, Я душу дьяволу продам за ночь с тобой…»
Пусть бы это все «радовало слух» дома или на отдыхе, но можно только представить, что чувствуют люди, слыша такие песни в храме, на встрече со священником или церковным работником.
А если сомнительные концерты нарушают тишину в храме во время богослужения? Скольким людям такие звонки и разговоры помешают поговорить в молитве с Богом…
Не всегда, конечно, это вина людей с так скажем, упрощенным чувством прекрасного. Сам неоднократно слышал, как у вполне приличного вида старушек из телефона такое “хрипело-орало”, поставленное внучками, что им только оставалось, покраснев, выбегать из храма. Случайно зазвонивший в сумке прихожанки телефон – это скорее просто оплошность. Просто пожилые люди не всегда умело пользуются мобильными телефонами и такое обычно происходит по забывчивости, а не вследствие какой-то злонамеренности.
Но бывает и другое. Люди искренне не видят необходимости ограничивать себя в пользовании телефоном, входя в храм. Спокойно принимают звонки, разговаривают во время богослужения и не всегда торопливым шепотом.
Вопрос тут не в том, надо ли отключать телефоны в храме. Могут ведь быть самые разные жизненные обстоятельства. Кто-то смог вырваться в храм лишь на минуту и ждет звонка, у кого-то дома остались больные родители, да и мало ли ещё какие ситуации бывают.
Вопрос в нашей готовности видеть вокруг других людей. Видеть вокруг не только иконы и стены храма, а общину. Видеть братьев и сестер не только у себя дома и среди друзей, но и среди незнакомых людей в храме. Отсюда и разница в поведении. Одно дело, получить уведомление, информацию, а совсем другое дело – разговоры в храме по телефону и громкие звонки.
Заботимся об оставленных дома ближних или ждем звонок с работы? Но как раз забота о ближних и побуждает не соблазнять молящихся в храме бренчанием своей «мобилы».
И ведь совсем не надо полностью выключать телефон и обрекать себя на недоступность. Существует замечательная возможность перевести телефон в режим вибрации и положить поближе, чтобы не пропустить необходимый звонок.
А чтобы своими разговорами и беготней по храму не смущать молящихся, надо встать – подобно кающимся древности – у самого входа. Тогда, услышав дребезжание любимого мобильника, легче сразу выйти на улицу и узнать причину звонка.
Вот это и есть забота о ближних, которая требует значительного самоограничения.
Это христианский аскетизм, позволяющий нам видеть мир вокруг себя, а в конечной степени, увидеть в своей жизни Бога. Для этого ведь нужно чистое сердце (Мф. 5, 8). А как оно может быть чистым, если мы думаем только о личном удобстве?
Один современный священник, схиархимандрит Иоаким (Парр) сказал об этом так: «Сложно жить по-евангельски, если ты постоянно любишь самого себя. Потому что когда ты постоянно любишь себя, ты постоянно ищешь пути сделать себе приятное и окружить себя комфортом. Евангелие говорит о противоположном».
Так простая телефонная история становится частью нашей жизни в Боге, поводом для размышлений о своем месте в Церкви и поводом думать о нуждах ближних не только там, где видим их мы, но и там, где их видит Бог.
Журнал Истина