Сербский Патриарх считает оправданным переход на новый календарь

Во время своего завершившегося вчера визита в Австрию Патриарх Сербской Православной Церкви Ириней призвал к усилению экуменического диалога с католиками, сообщают Српска.ру и Религия в Украине.


Это “императив истории” – преодолеть разделение Церквей Востока и Запада и начать новое сотрудничество в “прощающем различии” и “единстве в многообразии”, заявил Патриарх Ириней во время праздничного мероприятия в Национальной библиотеке Вены. Поводом послужило присуждение главе Сербской Церкви титула “покровителя” экуменической организации “Pro Oriente”.


Патриарх Ириней рассказал о своем желании, чтобы все Поместные Православные Церкви перешли на новый календарь. “Мы давно размышляем, и был один собор в Константинополе, на котором активно обсуждался календарный вопрос. Одни Православные Церкви приняли новый, а другие – старый”, – сказал Сербский Патриарх.


“Для нас это сейчас великая проблема, – продолжил Сербский Патриарх, – если иметь ввиду, что один новый календарь совершенно точен; мы имеем совершенного эксперта Миланковича (сербский астроном – ред.), который предложил совершенный календарь… Если есть дискуссия о календаре, то это предложение, безусловно, будет на столе”, – заключил Патриарх.

Цей запис має 15 коментар(-ів)

  1. Аввакум

    Не только из-за астрономической точности мы придерживаемся Юлианского календаря. Гораздо важнее богослужебная и даже догматическая сторона этого дела. Именно она задевает христианское сознание и совесть верующих.

    Никейские отцы, поставившие на твердую почву календарь в применении к богослужебной жизни Церкви, …несомненно были умудрены Духом Святым, их богодухновенный труд вошел в церковное предание. Тысячу лет он соблюдался и Римской Церковью, до постепенного уклонения ее от Православия. Утрата его сказалась и на желании изменить календарь.

    Между тем, св. Василий Великий в 87 и 91 правилах объясняет, что хранение предания и древнего обычая имеет такое же значение как и хранение писанного догмата. По 91 правилу:

    “Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу, то непременно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самой вещи”.

    Знаменитый канонист Еп. Никодим Милаш в толковании 87 правила св. Василия Великого, пишет: “Относительно обычая Василий Великий говорит, что первое и самое важное в подобного рода вопросах – иметь ввиду обычай, ибо обычай имеет силу закона. Обычай всегда в Церкви имел одинаковое значение с законом, если только имел Церковью оправданное основание и если освящен древностью употребления”.

    Юлианский календарь с пасхалией, – заключает Еп. Григорий, – был принят Первым Никейским Собором и освящен употреблением в Церкви более тысячелетия. Поэтому, отказ от него или нарушение его, является уже нарушением догмата о Церкви. Понятно, что православная совесть с этим не мирится и люди, хранящие ее, отходят от совершающих такой грех епископов”.4)

  2. Аввакум

    Начало изменения общепринятого в христианском мире с древнейших времен т.н. Юлианского церковного календаря относится к ХVI веку, когда в 1582 году Римский Папа Григорий ХIII, чтобы добиться будто бы более точного совпадения календарного года с солнечным, ввел в Западной церкви новый (названный впоследствии по его имени) “григорианский” календарь, передвинутый в отношении старого Юлианского на несколько дней вперед. При этом не только был сдвинут сам месяцеслов, но и Пасхалия, что строго было запрещено еще I Вселенским Собором под страхом отлучения (анафемы): “Все дерзающие нарушати определение Святаго и Великаго Собора, в Никеи бывшаго… о святом празднике спасительныя Пасхи (т. е. о времени ее празднования, как установил этот Собор – В. К.), да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви… Аще же кто из предстоятелей Церкви …после сего определения дерзнет… особитися, и со иудеями совершати Пасху (каковое совпадение иногда имеет место быть при следовании Григорианской Пасхалии – В. К.), таковаго Святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви… И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними” (1-е пр. Антиох. Соб.).

    Это определение святого Вселенского Собора, надо заметить, касалось запрета на изменение сроков празднования, конечно, не одной только Пасхалии, но и всего церковного календаря, поскольку последний стоит в прямой зависимости от круга Пасхалии. Изменение одного даже только церковного календаря, без передвижения Пасхалии, нарушает весь богослужебный цикл и не может быть допустимо в практике Восточной Православной Церкви. Совершенно справедливо на сей счет писали греческие старостильные архиереи после введения нового стиля в Элладской Церкви: «…правящая иерархия Греции, несмотря на то, как она упорно настаивает на том, что она не затронула канон, касающийся Пасхи, и что она празднует Пасху по старому календарю, но она, тем не менее, введением григорианского календаря односторонне не могла избежать нарушения этого канона, когда она изменила календарь годичного цикла воскресных евангельских чтений, постов и других церковных служб, которые неразрывно связаны с этим каноном, установленным первым Вселенским Собором».1)

    Исходя из сих понятий о новшестве новокалендаризма, Собор Восточных Патриархов
    1583 г. в Константинополе осудил не только Григорианскую Пасхалию, но и весь Григорианский Месяцеслов, анафематствовав всех последователей сих латинских нововведений. В Сигилионе Патриаршем и Синодальном, утвержденном тремя Восточными Патриархами – Иеремией Константинопольским, Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским, было означено: “Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать Григорианской Пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить или ослабить, – да будет анафема, – отлучен от Церкви Христовой и собрания верных”.2)

    Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 гг., а также Вторым Сигилионом Вселенского Патриарха Кирилла в 1756 г. Этот Сигилион о последователях папского новшества Григорианского календаря постановил, что если кто его придерживается – “…то да будет отлучен от Бога, проклят и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках. Камни и железо пусть разсыплются и распадутся – сии же никогда же и никакоже. Да наследуют проказу Гиезия и удавление Иуды; да будут на земли, как Каин, иже стеня и трясыйся; и гнев Божий да будет на главе их и участь их да будет с предателем Иудою и богоборцами иудеями; земля разверзшися да поглотит их, как некогда Дафана и Авирона; Ангел Божий да преследует их мечем во вся дни жизни их, и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов под вечным отлучением и в муках огня вечнаго. Аминь”.3)

    Здесь же необходимо подчеркнуть, что с точки зрения Православной Церкви реформа церковного календаря признается не как безобидное и неважное чисто обрядовое изменение, а приравнивается по-существу к ереси, как повреждающая богоустановленное Священное Предание.

  3. Аввакум

    Артеме, соборне рiшення Церкви це дурниця?

  4. Артем

    Зайві приводи до розколів, звичайно, не потрібні. Але й з календаря робити догму, вважати його частиною Св. Передання – теж дурниця, це суто технічний аспект. З практичної точки зору новоюліанський календар зручніший – все таки ритм життя в сучасному світі прив"язаний до "нового стилю". Але при прийнятті рішень слід враховувати обидва аспекти. Якщо вірні будуть готові сприйняти перехід на новоюліанський календар – то чому б і ні? А якщо не готові, то майже 100 років в запасі у нас ще є, доки юліанський календар знову розійдеться з григоріанським. А до того часу може й церковний народ порозумнішає, рівень богословської грамотності зросте, і такі питання вже не зможуть претендувати на привід для розколу…

  5. Аввакум

    Если изменение календаря вызывает раздор, нужно ли его (календарь) менять? Рачем входить в противоречие со своим церковным преданием? Григорианская пасхалия и месяцеслов проклиналась восточными патриархатами в 1583, 1595, 1756 годах.Вертикальное измерение Церкви уже ничего не значит? Быть в единстве со своими предками, это ерунда?

  6. Артем

    Пріторка, насправді абсолютна більшість прихильників "старого стилю" живе за григоріанським календарем. Якщо таку людину запитати, коли вона святкує Різдво Христове, вона не замислючись відповість: "7 січня". Але ж 7 січня – це дата за григоріанським календарем, а за юліанським треба було б казати "25 грудня". Тобто свідомих прихильників саме юліанського календаря, для яких Різдво Христове настає 25 грудня, одиниці. А що буде, коли різниця між юліанським та григоріанським календарями збільшиться, і 25 грудня за юліанським стане вже не 7, а 8 січня за григоріанським?! Ось тоді шукачі апостасії і ломануться масою в розкол, щоб і далі святкувати "7 січня".

  7. Артем

    Сергій, дата святкування Пасхи не має до календаря жодного стосунку, вона визначається за пасхалією. Всі Помісні Церкви, незалежно від того, чи живуть вони за юліанським, чи за новоюліанським календарем, святкують Пасху в один день.

  8. Олександр

    Сергій, я думаю благодатний вогонь сходить не по календарю, а по молитві.
    Не людина для Великої суботи, а Велика субота для людини.
    Доречі, можна як в давньому Ізраїлі пошукати Божу Волю так: один рік весь православний світ житиме по-новому календарю і, якщо за цим календарем у Велику суботу вогонь зійде ми цей календар приймем. Якщо не зійде – чекаємо до Великої суботи по старому стилю, або, як кажуть передання – кінця світу. 🙂

  9. Сергий

    Да но как быть с тем, что благодатный огонь сходит в Иерусалиме именно на Пасху которая празднуется по старому стилю?

  10. Приторка

    Эх, хорошо было бы. Но мы вряд ли до этого доживем, потому что у некоторой части верующих сразу возникнет потребность увидеть в этом апостасию и уйти в раскол. Мне всегда грустно, когда для старого календаря начинают притягивать за уши какие-либо богословские обоснования. А у нас в Беларуси вообще ситуация маразматическая. 2 Рождества — 2 государственных праздника. При этом больше везет католикам, потому что на католические Святки школьники уходят на каникулы и празднуют Новый год, а православным деткам нужно топать в школу 8 января. И все зимние каникулы — пост(((.

  11. Sergej

    Насколько я понимаю, сербы живут в культурном окружении, далеком от российских реалий. Даже православные Церкви соседних стран перешли на новый календарь – и в Румынии, и в Болгарии, и в Греции. ПОэтому это одновременно и экуменическая инициатива, и согласование с соседями.

  12. Сергей

    Юлианский и Грегорианский календари не совершенны, хотя и каждый имеет очевидные элементы достоинства. Но нет достоинства ни для христиан католиков, ни для христиан православных праздновать Воскресение Христово не в один день.

  13. sanctum officium (INQUISITOR)

    Евхаристия – это наша Пасха, а календарь – это режим молитвы. Режим может меняться, а, вот, евхаристия не может устраняться.

  14. свящ. Феодор Людоговский

    Мне кажется, это не совсем правильный путь. Католики перешли на новый стиль, мы (РПЦ, а также Сербская Церковь и нек-рые др.) сохранили старый. А то, что мы видим в Константинополе и проч., – ни то ни сё. Рождество (дата которого условна) они выверили, а Пасха все равно смещается к лету. Так что уж либо оставить как есть, либо сделать как у католиков (и, кстати, в Финляндской автономной Православной Церкви).

Залишити відповідь