Святые революционеры

Подобно тому как события на Майдане разделяют общество, они разделяют и церковь. Часть верующих и даже священников активно участвует в акциях протеста, другая часть – считает грехом бунт против власти. Или видит все эти акции протеста как некую большую манипуляцию иностранных политтехнологов и считает, что участвуют в Майдане только недалекие люди, не замечающие, как ими управляют.

Я вряд ли могу быть объективен в этом вопросе, потому как занимаю одну из сторон – сам неоднократно ходил на Майдан. Однако попробую объяснить – почему я считаю, что христианам вполне естественно поддерживать такой протест.

Мужчина, травмированный во время ночного разгона Евромайдана

Мужчина, травмированный во время ночного разгона Евромайдана. Фото: EPA/UPG

Это объяснение важно еще и потому, что за разговорами об интеграции в Европу забывается главная причина, которая вывела людей на улицы – неуважение к человеческой личности и отрицание права на инакомыслие. Несколько священников УПЦ (МП) выступили с заявлением о том, что они поддерживают европейскую интеграцию и Майдан. Официальные лица УПЦ (МП) не заняли чью-либо сторону, ограничившись призывом к миру.

Оба эти тезиса – и призывы к миру, и стремление к Европе – немного сбивают с толку. Людей на улицы вывел именно жестокий разгон демонстрантов в ночь с 29 на 30 ноября, а не демонстративный отказ от подписания Ассоциации с ЕС. Власть отказала гражданам в одном из базовых прав, закрепленных Конституцией – праве мирно выражать свой протест. И отказ этот был подан в самой жесткой форме, более присущей восточному типу деспотического правления, чем политикам, которые везде заявляют приверженности демократии и уважению личности.

И вот тут уже мы выходим на главный вопрос – как христианам относится к власти, которая избивает собственных граждан?

Давайте вспомним начало христианства. Иоанн Предтеча перед всем народом обличал царя Ирода за греховную интимную связь царя с его родственницей. Эта истории вошла в Евангелие. Именно за это святой пророк попал в тюрьму и сложил голову.

История со святым Амвросием Медиоланским и его конфликтом с императором Феодосием Великим имеет явные параллели с нынешней ситуацией в Украине. После того, как император жестоко подавил восстание одной из провинций, святой Амвросий отлучил его от причастия. И не пускал его в храм, пока сам Феодосий публично не покаялся.

Жестоко обращался со своими подданными и другой правитель – царь Иоанн Грозный. А святой митрополит Филипп не побоялся обличить его перед всеми и призвать исправится. Тот же святой Николай Мирликийский, память которого мы недавно праздновали, вступился за невинно осужденных.

Именно эти истории стоит вспомнить всем тем, кто осуждает священников разных конфессий, открыто поддержавших Майдан. Мы не знаем, кого из нас в итоге примет Бог. Но по крайней мере те, кто не побоялся сказать о том, что власть в этой стране ведет себя не по-христиански, брали пример с бунтовщиков, признанных потом святыми.

В ответ на это мне обычно говорят, что святые не строили баррикад и не захватывали здания. Да, это так. Их сопротивление было чаще всего словесным. Но, по крайней мере они называли зло – злом, а добро – добром, и не призывали сидеть дома, молится и не высовываться.

Правды ради нужно сказать, что у тех священников, которые считают, что не нужно ходить на майдан, есть свои аргументы. Они считают, что осуждая одну из сторон конфликта, церковь в таком случае становится сторонницей другой стороны и углубляет поляризацию обществе, а, возможно, и эскалации конфликта. Ведь церковь остается социальным институтом, пока пользующимся наибольшим доверием в обществе. Углубляя раскол, церковь перестает выполнять функции миротворца.

Однако можно было бы выразить свою позицию, сохранив при этом отстраненность, не призывая выходить на баррикады. К примеру – сказать, что церковь молится о примирении и призывает к молитве всех. Но одновременно – напоминает о том, что каждый чиновник, отдающий преступные приказания о избиении людей, понесет ответственность перед Богом. И что заповедь «не укради» подразумевает и коррупцию тоже, а не только банальное воровство.

Левый берег

Цей запис має 16 коментар(-ів)

    1. Меня впечатлило это интервью. Но как бы я не относился к “любителям майдана”, считаю, что применять к ним упомянутую метафору не стоило. Это о.Андрей Ткачёв слегка погорячился. Под впечатлением этого интервью и моего расфрэнда на фб написал у себя миротворческую статью о фигурантах
      http://ex-farisey.com/the-division-bell/

  1. Евгений

    Извиняться и принять меры что бы это не повторялось разные вещи. И если от просто человека который наступил вам на ногу достаточно извинений, то от власти – нужна реакция – наказать виновных

  2. Власть неоднократно извинялась за то что произошло ночью и уже давно никого не разгоняет, даже из правительственных зданий не выгоняют. Такой терпимой власти ещё поискать надо. Вряд ли в Европе и Америке с нашими “революционерами” так бы “панькались”. Единственное с чем я могу согласиться в этой статье, так это с самокритикой автора, с которой собственно и начинается статья: “Я вряд ли могу быть объективен в этом вопросе…”

    1. Евгений

      Единственное с чем я могу согласиться в этой статье, так это с самокритикой автора, с которой собственно и начинается статья: “Я вряд ли могу быть объективен в этом вопросе…”
      а с этим тезисом вы не согласны:
      Но одновременно – напоминает о том, что каждый чиновник, отдающий преступные приказания о избиении людей, понесет ответственность перед Богом. И что заповедь «не укради» подразумевает и коррупцию тоже, а не только банальное воровство.?

      1. Чиновник-злодей и понесет наказание перед Богом, также как и коррупционер. А тебя кто судьей поставил? Ты за себя ответишь перед Богом а не за них.

        1. Цікаво, щоб ви сказали, як би побили вас особисто чи членів вашої родини тільки за те, що ви мирно йшли в районі майдану?

    2. Влада лукавить – вибачається, а потім знову лупить. Совість атрофована в неї…
      Урядові будівлі не захоплені – жодна з них. КМДА є будівлею громади міста Києва.

  3. “Но одновременно – напоминает о том, что каждый чиновник, отдающий преступные приказания о избиении людей, понесет ответственность перед Богом. И что заповедь «не укради» подразумевает и коррупцию тоже, а не только банальное воровство.”

    Вроде как о. Георгий Коваленко (и не только) неоднократно об этом говорили. Но “Васька слушает, да ест”.

  4. Сергей

    Думаю, что учитывая большое количество публикаций на сайте на данную тему целесообразно разместить заявление священного синода РПЦ
    http://www.patriarchia.ru/db/text/3480916.html
    Где говорится:
    Мы понимаем, что у граждан Украины имеются разные взгляды на будущее страны, и уважаем право ее народа на выбор своего пути. Но очень важно, чтобы это был именно народный выбор — свободный, основанный на знании всех «за» и «против», не продиктованный какой-либо внешней волей. Пусть приверженцы разных вариантов этого выбора говорят с народом через мирные и легитимные общественные процессы, а также через спокойный, ответственный диалог друг с другом. Церковь готова оказать содействие разным общественным группам в диалоге и поиске верных решений.

    Впрочем, мы убеждены, что никакое правильное решение не может быть найдено в пылу ненависти и взаимной злобы. История XX века ясно показала: гражданские распри, а тем более революции не могут принести блага народу, ибо высвобождают низменные, губительные страсти.

    1. Евгений

      именно, внешних – но внешние источники всегда есть и будут. Это про западные и про российские источники влияния.

  5. Сергей

    Статья Влада Головина дополняет ряд подобных публикаций на сайте. Вначале было обращение, потом “Богословие майдана”, потом про непокорность власти, теперь “святые революционеры”.
    Название статьи очень яркое. Только те люди, которых приводит в пример автор не были революционерами, они просто стояли за правду, пострадали за верность Богу. Никто из них не призывал к бунту.
    У автора есть личный мотив, он ушел из Форбса после смены собственников, понимаю, сочувствую. Очень жаль, что выступая за справедливость люди по факту становятся на сторону зла, отстаивают какие-то “европейские ценности”. У автора я знаю, есть дети, наверно он хочет чтобы их учили по европейским современным стандартам. Сколько еще можно верить лжи.
    Ну выпустили пар, погневались, пора признать что из этого ничего доброго не выйдет. Вы хотите втянуть церковь на одну из сторон.
    Власть поступает не по христиански, но со сцены тоже звучит клевета на церковь, несут полный бред и вы хотите назвать это протестом. Если Вы разделяете большинство тех идей, которые звучат, простите я Вас не понимаю.
    Зло всегда останется злом. Если оно “мирное”, но в корне имеет не любовь к Богу, а жажду мести, “справедливости”, оно все равно зло.
    В нашей стране было много революций, но что они принесли?…

  6. Вячеслав

    Написал конструктивно и по делу. Без матов, без оскрблений. Позиция не согласна со статьёй, но аргументирована. Это цензура?

      1. Вячеслав

        Давайте оставим, может кто-то и увидит, что позиция нейтралитета обосновывается

  7. Вячеслав

    Отец Андрей, а что такого оказалось в этом комментарии. Вроде ничего “такого”?

Залишити відповідь