Священство как сословие

На Руси, как и в любой религиозной стране (например, в древнем Израиле или в той же Греции), духовенство — это не более совершенные люди, не какие-то необычные личности, а совершенно определённое сословие общества, наряду с другими сословиями.

И хотя сегодня сословия практически исчезли (несмотря на то, что при беседе с некоторыми учителями и врачами сословность все-таки ощущается), однако представители духовенства в силу специфики своей жизни и деятельности сильно выделяются на фоне других людей. Но это не делает священников какими-то особыми, не наделяет их автоматически разумом, совестью, святостью и вообще какими бы то ни было качествами.

Византийцы, конечно, старались придать священству особый характер, требовали от них «ангельской жизни» и прочее — но на практике попы как были самыми обыкновенными людьми со своими «немощами» и профессиональными пороками, так ими и остались. И это даже хорошо.

Так вот. Важно, когда духовенство осознаёт эти вещи. И очень плохо, когда византийские идеалы священства как состояния особого духовного совершенства становится средством спекуляции.

Исходя из этих соображений, есть два типа попов, которых я не люблю. Первый тип — это попы, которые уверены, что знают души людей. Они часто говорят (когда нет аргументов, а спорить они не умеют в принципе): «да вы людей не исповедовали! разве вы можете так знать ЖИЗНЬ, как я?!» Таких мне сразу хочется расстрелять из автомата. Говорить с ними бесполезно. Второй случай: попы, осознающие свою статусность. То есть они ощущают себя не просто людьми, а чем-то другим, более важным, чем люди. Определить их можно тоже по классической ситуации (а спор или дискуссия — это лакмусовая бумажка). В какой-то момент (возможно, после удачного троллинга) они начинают восклицать: «Ах, разве так можно разговаривать со священником?» Им кажется, что они выполняют чрезвычайно важную функцию в церкви и обществе, и все остальные просто обязаны это ценить. Эти попы мерзки и ничтожны, хочется просто быть от них подальше.

Но существует тип попов единственно нормальный, если не брать в расчёт тех, кто действительно живёт аскетически и близок к христианскому совершенству, а такие тоже есть. Это попы, которые понимают, что могут падать, грешить, ошибаться. Они осознают свою ограниченность. Они не могут ответить на любые вопросы. И никогда не намекнут, что они в чем-то не такие, как ты. Они умеют плакать. Они уверены, что не знают и не могут знать души людей, — сама мысль об этом им кажется дикой (ведь каждая душа непостижима до конца). И именно они обычно — слуги Божии. А первые два типа — так, карикатуры.

Страница автора в сети Facebook

Залишити відповідь