Осуждать или обсуждать? По поводу отлучения “кочетковцев” от Причастия в Тверской епархии

Восьмого февраля 2007 г. епархиальные власти Тверской епархии приняли решение не допускать ко Причастию членов Боголюбского братства, имеющего тесную связь с кругами последователей московского священника Георгия Кочеткова. А первого марта на сайте Тверской епархии появился официальный комментарий епархиального миссионерского отдела. В комментарии поясняется причина такой строгой меры прещения: это “откровенно сектантский характер” братства, тот факт, что оно организовано без архиерейского благословения, ощущение “духовной исключительности” и “элитарности” членов братства.


Тяжело рассуждать о поступке епархиальных властей в далекой епархии, да еще не будучи знакомым лично с членами тверского братства. Однако, имея небольшой опыт общения с отцом Георгием Кочетковым и рядом людей из его братства, я, тем не менее, рискну высказать свои соображения по этому вопросу.


Отлучение от Причастия – серьезное заявление. Решившиеся на такую меру епархиальные власти должны представить весомые аргументы в пользу такого решения. Но доводы, изложенные в официальном комментарии епархиальных властей, представляются недостаточными. Так, первой причиной запрещения указан “откровенно сектантский характер данного братства”. Серьезное заявление, требующее дальнейшего уточнения: в чем проявляется это “сектантство”? Согласно документу, это организация братства без архиерейского благословения и поведение членов братства. Касательно первого можно сказать следующее: сколько существует всевозможных околоцерковных братств и движений, “союзов православных граждан” и прочих “хоругвеносцев”, которые занимаются явно деструктивной деятельностью, дискредитируют Церковь в глазах общества, но никто не подвергает их лидеров прещениям. Что же до второго, то какое поведение членов братства имеется в виду? – “Посещая приходы, члены братства ведут себя, как обособленная группа, общаются только между собой, как будто других христиан нет в храме”. Даже если это существует (что вполне допускаю), это еще не повод к отлучению этих людей от Тела и Крови Христовых. Это понимают и авторы документа, в котором далее говорится: “И все-таки было бы необоснованным наказывать людей только за такие мелкие дисциплинарные прегрешения”.


Да, дело не только в этом. Дело в “той духовной среде, которая характерна для самого братства”. “Деятельность о.Г.Кочеткова и его духовных чад известна давно, прежде всего, различными рискованными пастырскими экспериментами, которые создают иную церковность, отличную от православной”, – сказано далее в документе. Согласимся с тем, что в деятельности о.Георгия и его последователей многое может быть названо экспериментом. Но обязательно ли это плохой эксперимент? Никогда не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает… Кажется, апостол Павел признавал возможность и даже необходимость определенных разномыслий в церковной жизни, “дабы открылись искуснейшие” (1 Кор. 11:19), у нас же в мало-мальски видимом разномыслии любят тотчас усмотреть “ересь” и “уклонение” от чистоты православного вероучения. Какую же “иную церковность, отличную от православной”, продуцируют эксперименты о.Георгия, авторы документа не разъясняют.


Следствием такого экспериментирования авторы епархиального разъяснения видят “ощущение духовной исключительности” членов братства, через что проявляется грех прелести. “Какая бы спорная ситуация не возникала в церковной жизни, сторонники Кочеткова всегда стоят на позиции, противной РПЦ. Такая принципиальная оппозиционность характерна именно для раскольнического сознания” – утверждается в документе. Сложно судить о правильности подобного утверждения, ведь почти невозможно проверить все спорные ситуации, обсуждавшиеся в среде движения о.Г.Кочеткова. Однако по некоторым вопросам, вероятно, на самом деле, существуют некоторые разномыслия. Но коль скоро эти разномыслия не относятся к области догматической, то есть если не доходит до сомнения в важнейших богословских истинах относительно, например, троичности Бога или соединения Божественной и человеческой природ в Иисусе Христе, то такие разномыслия (не осужденные соборами) можно считать до определенной степени приемлемыми или допустимыми, но ни в коем случае не таковыми, за которые следует отлучать от Причастия.


Один из основных видов деятельности движения о.Г.Кочеткова – катехизация, то есть наставление новоначальных в истинах веры – представляется авторам епархиального документа “просто провальным”: “Ведь результатом катехизации должно стать вхождение в церковную жизнь христианина, а именно этого и нет. Вместо воцерковления, катехумен получает набор полуправославных-полупротестантских взглядов [здесь следует ссылка на сборник статей с тенденциозным названием “Суд им давно готов”, посвященный разбору богословских взглядов о.Г.Кочеткова – Авт.], вражду к Церкви-матери, и совершенную невозможность жизни в любой другой общине, кроме “кочетковской””. Ссылаться на сборник, осуждающий учение о.Георгия, после того как он признал свои прежние неточности и письменно исповедал православную веру при снятии с него прещений, является по меньшей мере некорректным. Могу свидетельствовать, что среди моих знакомых москвичей, так или иначе связанных с движением о.Георгия, а также сочувствующих ему, есть члены самых разных православных общин. И никто из них не питает вражды к Церкви. В основе деятельности движения о.Георгия, как мне представляется из своего небольшого опыта общения с его последователями, лежит вовсе не вражда, а боль за Церковь и стремление быть христианами до конца.


“Сегодня в тех местах, где “кочетковцы” допущены к участию в богослужении и к Причащению Святых Христовых Тайн, ощущается серьезное внутреннее напряжение, – сказано в комментарии. – Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, проявляя должно попечение о вверенной ему пастве, заботливо оберегает ее от соблазнов и нестроений. И тем важнее, что решение о недопущению к Причастию “кочетковцев” принято коллегиально на Епархиальном Совете. Это выражает общее чаяние тверских клириков и православных верующих нашего края”. Полностью текст доступен по адресу: http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=920.


Столь строгая мера прещения, примененная к членам Боголюбского братства, – отлучение от Причастия – недостаточно аргументирована, как я попытался показать выше. Кроме того, такая мера представляется поспешной и непродуманной с пастырской точки зрения.


Попробуем отстраниться одновременно от как осуждения так называемых “кочетковцев”, так и от безоговорочного принятия всего того, что делается в братстве отца Георгия. В основу движения “кочетковцев” положены, несомненно, правильные принципы – возрождение катехизации и общинной жизни, осознанное участие всех верных в церковном богослужении, которое совершается на понятном языке. Вместе с тем, как справедливо указывают некоторые критики, этому движению угрожает опасность осознавать себя как некое “элитарное” явление в церковной жизни, обособляясь в замкнутую группу. Это вполне понятно и естественно в их ситуации, и, увы, недоброжелательное отношение к т.н. “кочетковцам” со стороны других священников или епископов только закрепляет и усиливает обособленность этого движения от остального народа Божия. Вместо того, чтобы способствовать преодолению такой угрозы, епархиальные власти еще более отделяют членов Боголюбского братства от остальной Церкви.


Разумеется, движение отца Георгия Кочеткова и его последователей должно встретить здравую критику – основанную не на стремлении осудить “еретиков”, но обсудить положительные стороны и возможные недостатки, и принять в широкую церковную практику то, что представляется здравым. К сожалению, практика показывает, что многие из нас к спокойному обсуждению спорных явлений и практик еще не готовы.


Церковные власти наверняка понимают, что со стороны так называемых “либеральных” православных кругов угроза раскола минимальна, в отличие от консервативных кругов “ура-православных” (вспомнить хотя бы недавнее заявление Чукотского епископа Диомида, идеи которого разделяют сегодня большинство “ревнителей православия”). Священник Георгий Кочетков с группой основных своих последователей однажды состоял под прещением, в течение 2,5 лет. Семь лет назад, в неделю Торжества православия, прещения были сняты. За время, проведенное в отлучении от Причастия, никто и них не ушел в “иную юрисдикцию”. А между тем, те идеи, которые были положены в основу деятельности движения о.Г.Кочеткова, все чаще и чаще озвучиваются в церковной среде, причем некоторые из них (например, обязательная катехизация перед крещением взрослых) в устах церковных иерархов сегодня представляются обязательной нормой, к которой Церковь должна вернуться. Конечно, в этом заслуга не только “кочетковского” движения, но и его в том числе.


В пастырской практике есть одно общее правило: лучше “недожать”, чем пережать. Пастырь должен стараться быть подобным Пастыреначальнику-Христу, а Он, как известно из Евангелия, был беспощадно строг в обличении мнимых праведников-фарисеев, скорых на осуждение, но в то же время всегда принимал человека таким, каков он есть. Вспомнить хотя бы грешника Закхея в Иерихоне, в дом которого вошел Иисус, блудницу, омывшую ноги Христа миром, или самарянку у колодца – сектантку, с которой нельзя было и разговаривать, по человеческим нормам того общества. Принятие (грешника, а не греха), как мы видим из Евангелия, есть первая основа дальнейшего обращения человека.


В основе движения о.Г.Кочеткова и его последователей лежат здравые устремления. Возможно, некоторые из них реализуются не совсем верно, но это не повод к тому, чтобы запрещать движение вообще. Катехизация, сознательная литургическая жизнь христиан, чувство общины и соборности, развитие здравой инициативы “снизу” – все это настолько важно для современной Церкви, что всякий опыт в данных областях представляется ценным и достойным обсуждения, а не осуждения. Сегодня мы стоим перед вызовами, на которые должны дать ответ. И от этого ответа будет зависеть будущее православия в постсоветском пространстве. Путь запретов же кажется ведущим скорее в тупик.

Цей запис має 5 коментар(-ів)

  1. Валерий

    Давно хотел услышать услыша или прочитать статьи о.Г Кочеткова чтобы самому объективо понять его.Теперь почитав его слово в библиотеке "ВЕХИ"понял что человек этот недалекий в духовной практике.И страшно подумать если ему дать свободу так назывемых экспирементов.СОХРАНИ ГОСПОДИ от таких пастырей.

  2. Владимир Веретенников

    Гм, но ведь факт налицо. Из общения со своим знакомым – а он учится в святофиларетовской академии, кстати – у меня сложилась нерадостная картина. Он НИКОГДА и НИЧЕГО хорошего не сказал о той православной церкви, которая находится за пределами кочетковской общины. Одно лишь злорадное осуждение за все, что только можно. Меня сначала все это очень удивляло, ведь я считал его обычным православным христианином и лишь потом выяснилось, что он кочетковец. Спорим мы с ним неимоверно. Будучи в Москве, через него же познакомился с группой молодых ребят-кочетковцев – насколько я понял, мысли у них абсолютно те же. Что обидно – сами они парни очень хорошие. Но то, какой системы взглядов они придерживаются о православии – весьма сильно настораживает

  3. Владимир Веретенников

    Я близко знаком с одним кочетковцем и по впечатлениям, вынесенным из общения с ним, наверное, могу судить о движении в целом. Так вот, церковь он ненавидит, осуждает и всячески злословит о священстве – начиная с патриарха, закончивая местным архиереем. С его точки зрения, церковь – это враждебный “левиафан”. В общем, если такому их учат, ясно, что кочетковство ничего общего с православием не имеет, являясь, скорее, подрывной группой.


    Не судите опрометчиво. Я знаком тоже, и не с одним, и такого не могу уверждать, как Вы.
    свящ. А. Дудченко

  4. Владимир

    После 8 февраля прошло уже много времени, но решения вопроса пока нет. От людей требуют покаяния и какого-то возвращения к "каноническому общению". Такое впечатление, что речь идёт о новой церкви, а не о своих же прихожанах, которые до 8 февраля прещениям не подвергались. Новые решения епархиального Совета выглядят довольно странно, ибо правовая и каноническая мысль в них отсутствует. Сам Совет в великой обиде на всемирную реакцию на этот факт беззакония, священники на приходах ведут себя по-разному, но в основном сожалеют о том, что им приходится делать. Владыка запретил причащаться всем, кроме детей до 7 лет. Вот такой принцип церковной икономии в Тверской епархии. Приезжайте и посмотрите.

Залишити відповідь