Зачем супругам необходимо венчаться

Для чего нужно венчание и что оно дает?


Прежде всего хотелось бы отметить, что для создания семьи венчание не нужно. Брак, очевидно, создаётся не иначе, как взаимным договором двух любящих друг друга людей. Суть этого договора очень проста: взаимное признание друг друга мужем и женой и взятие ответственности друг за друга и за своих будущих детей. Этот договор не имеет ничего общего с так называемым брачным контрактом. Мы говорим о взаимной личной договоренности будущих супругов создать семью, свободно ради любви пожертвовать своей свободой, самостоятельностью, независимостью. Регистрация, признание родственниками, венчание, свадьба — это все вторично по отношению к тайне любви двух людей и их взаимному решению создать семью.


Как бы это ни выглядело странно, венчание каждой христианской пары — это сравнительно молодая традиция. В Византии долгое время венчали большей частью богатых людей, тогда как простые люди ограничивались благословением епископа и совместным причащением. На Руси века до 15-16-го многие крестьянские семьи не были повенчаны.


Тот чин венчания, который мы можем наблюдать сейчас, сформировался к 9-10 векам в Византии. Он представляет собой некоторый синтез церковного богослужения и греко-римских народных свадебных обычаев. Например, обручальные кольца. Они пришли ещё с тех времен, когда у знати были распространены кольца-перстни — не только украшения, но и своего рода печати, которыми можно было скрепить юридический документ, написанный на восковой табличке. Обмениваясь такими печатями (а до сих пор существует понимание, что жена носит кольцо мужа и наоборот) супруги вверяли друг другу всё свое достояние в свидетельство взаимного доверия и верности. Это символическое значение и закрепилось за кольцами, они стали обозначать верность, единство, неразрывность семейного союза. Благодаря этому обмен и надевание супружеских колец вошло в богослужебное чинопоследование.


Подобно кольцам в богослужебный чин вошли и венцы. возлагаемые на головы новобрачных, которые появились не только благодаря народным обычаям, но и византийским церемониалам. В церковном понимании они свидетельствуют о царском достоинстве новобрачных, которым предстоит строить свое царство, свой мир, строить так, как они пожелают, строить для себя и своих детей, и никто не может вмешиваться. Они вольны сами выбирать себе советчиков.


Прежде чем говорить о смысле и действенности венчания, остановимся на одном важном моменте, принципиально отличающем христианский подход к браку от некоторых других. Когда мы говорим о взаимном договоре, о принятии решения создать семью, то для христиан это означает только одно — этот союз навсегда. Не может быть семьи там, где есть начальная установка ограниченности семейного союза, где есть изначальное предположение, что может быть другой брак, лучший первого. Вступление в брак и собственная вера для христиан — это явления одного порядка. Поверить в Бога, поверить Богу — это почти то же, что и поверить, довериться любви другого человека. Если человек любит и любим, если он желает создать семью, то он должен совершить, как говорят, прыжок через пропасть, поверить в свою будущую семью и сделать такой шаг, после которого нет пути назад.


Если взаимное решение о создании семьи принято, то для его легитимности во все времена человеческой истории необходимо было публичное свидетельство о взаимной любви и ответственности, в наше время — это регистрация брака. Это признание общественностью важно, во-первых, чтобы минимизировать случаи обмана, шарлатанства, корысти и т. д. Во-вторых, для юридического признания детей и для решения каких-либо трудностей.


Древние римляне различали два понятия, два типа отношений мужчины и женщины: семья и конкубинат. Последний означает взаимное сожительство без каких-либо обязательств и юридических последствий. Конкубинат — вполне законное явление, как в древности, так и в наши дни. Любой гражданин нашей страны может выбрать тот образ жизни, который ему подходит.


Так вот, чтобы венчание было действенным, со стороны новобрачных необходимо соблюсти несколько условий. Первое из них: венчают только семейную пару — мужа и жену. На практике это выражается в обязательном требовании наличия у желающих венчаться государственного свидетельства о браке. Не может быть повенчана пара, живущая в конкубинате. Второе условие: повенчана может быть только христианская семья — союз христианина и христианки. Третье — это понимание сути венчания и принятие её.


Венчание — это одна из форм церковного благословения христианского брака, но оно не даёт каких-либо благ семье, не лишает её трудностей, не уберегает от развода. В венчании не просто преподается Божья благодать, Божья милость, но, что очень важно, даётся помощь для конкретной задачи — быть именно христианской семьей, быть тем островком любви, мира, где царствует Христос. Можно сказать, что в венчании ставится задача и даются силы её решить, но от самих людей зависит, совершат они это дело или нет.


Почему же христианство допускает разводы, ведь развод — это всегда трагедия? Православие смотрит на семью как на живой организм, венчание не создаёт, а воцерковляет его. Жизнь или смерть этого организма зависит от самих супругов. Важнейшим элементом христианской нравственности является учение о свободе и области ответственности человека, на которые даже Бог не посягает. Целостность семьи — это то, что в руках самих супругов, это их область ответственности, это то дело, на которое они сами решились. Если у людей нет сил семью созидать, нет любви, нет единства жизни — значит, они вольны принять решение о разводе или, если хотят семью сохранить, могут просить помощи у близких, у психологов, у священников или у Бога. Но ни близкие, ни психологи, ни даже Бог не могут насильно держать людей вместе, они могут оказать помощь, дать силы, но жить-то всё равно надо самим супругам.


Автор — заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.


Аргументы и факты

У этой записи 33 комментариев

  1. Алексей.

    Как мне кажется-Таинство Венчания это залог будущих благ христианской семьи,но какая она будет зависит от них самих.Так что думаю как максимум православные любящие друг друга мужчина и женщина должны "друг друга тяготЫ носить…"
    ответ посетителю Петру: церковный развод осуществляется в Епархиальном управлении и только с рассмотрения дела правящим архиереем,а архиереем может быть епископ/архиепископ/митрополит/патриарх.Так вот с резолюции правящего архиерея происходит церковный развод.

  2. Павел

    Вот это должен прочитать и знать каждый старшеклассник, независимо от конфесии.

  3. Елена

    Насчет венчаного-невенчаного брака, понятия гражданского брака и ниеблудного сожительства подробно и конкретно сказано в Социальной Концепции Русской Православной Церкви, от 2001 года. В Инете много ссылок.
    Мое мнение — хорошо бы почаще нам всем туда заглядыать.

  4. юлия

    Скоро я собираюсь замуж и в связи с этим у нас возникла такая проблема.Мы с моим женихом православные.Его друг,который будет свидетелем — грегорианец.Говорят,что он не имеет права учавствовать при венчании,а в дальнейшем и крестить детей.Правда ли это?

  5. Костя

    возможно о том,что я напишу ниже уже здесь говорилось-до третьей странички с комментариями добраться не могу…
    ————————————————
    вот тут уже ктото большими буквами написал "венчание есть ТАИНСТВО"…в древности в ВОсточной церкви (к которой и мы принадлежим ) было намного более интересное отношение к Таинствам:
    1. кто не ест Тела и Крови-тото не будет в Царсвтве Божием- Евхаристия
    2. кто не родится от Духа и воды- не войдёт в Царство- Крещение…
    а вот венчание в этом ряду и близко не стояло…любители жёстко регламентировать духовную жизнь католики чётко на своём 1м ватиканском соборе ответили,что таинств не 2 не 3 а 7… и понеслось..
    то ,что называется "таинство венчания" в нынешнее время—лишь ритуал 5(пятого) брака одного из визанстийских императоров…в общем патриарх напрямую не благословлял это дело-пришлось изобретать чин. на самом же деле (как и указывал автор статьи) будущие супруги приходили к священнику, ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ и перед Христом обещались в верности…читались ммолитвы. это было до(во время совершения) Литургии . по окончании- причащение и М и Ж. благословение- и это уже семья…
    так вот РПЦ молча признавая (в решении СИнода, утверждённого Собором) что и брак МиЖ,оформленный в ЗАГСе —тоже брак—фактически признаёт,что венчание не есть таинство. грубо? возможно…уже даже знаю по имени/отчеству комментаторов с ведром помоев на меня:)))))
    однако если таинств 3-4, а остальное чинопоследование,которое священник совершает для людей-просто маскарад? совсем нет!!! так в чём же различие например пострижения в монашество и венчанием(я не про часности)? или освящением жилища? да ни в чём!!! Господь подаёт кусочек благодати для развития семьи также как и для новопостриженного в совершенствовании в подвигах (кстати монашество долгое время считалось таинством, до окатоличивания в период 15-16 веков некоторых светлых умов…)
    а вот как человек воспользуется этим кусочком поданным свыше—зависит только от человека. поэтому и венчание не гарантия. а только дар.
    что же касается (и до сих пор)многих ревнителей,которые не причащают невенчанную пару-это остаётся на их совести…
    З.Ы. да, церковного развода не существует. если в силу обстоятельств (смерти одного из супругов, явной и безвозвратной измены,….) можно попросить благословения на второй (и уже с большим скрипом -на третий) брак. поскольку каждая епархия во главе с правящим епископом осознаётся как автокефальная(а в древности так и было), то глава этой месной церкви и имеет право (а по сути-завален заявлениями и вынужден) рассматривать подобные вещи. если дело сразу ясно-ну что ж…а когда двое молодых ребят прожили 3-4 года обвенчавшись в угоду моде а потом поняли что "ошиблись"—приходится и уговаривать и т.д…
    никаких секретарей и государей всероссийских. виза Епархиального преосвященного.

  6. Петр

    У меня вопрос. А имеет ли право разводить секретарь ипархии и архиепископ? Мне всегда казалось, что венчанных супругов может развести только патриарх Всея Руси. Раньше развести венчаных супругов мог только Государь Император Всероссийский.

  7. Елена

    А по-моему очень правильная статья.
    Венчание — это Таинство. И приступать к нему нужно осознанно и с верой. А не по обычаям или потому, что к причастию не пустят и перед людьми стыдно.
    Люди, живучие в законном браке могут через несколько лет "дозреть" до венчания. Но если толкать их к этому шагу насильно, "для укрепления" — прямая дорога в ту самую очередь в еп. управлении.
    Например, когда мы решили пожениться, муж согласен был повенчаться "из уважения к тебе". Но я поняла, что для него это было бы просто формальностью. А такого венчания я не хочу. Вот так и живем.

  8. Вадим

    Мое мнение — если два человека любят друг друга,то они должны минимум — вступить в гражданский брак,максимум — венчаться.Если же они любят друг друга,но не вступают в какой либо брак,то это,по мойму,попрание любви как таковой.Бог есть Любовь,но Он же Справедливость,Закон.Поэтому если есть любовь,но без закона — то это,логически,любви попрание,поэтому говорить,что Богу важен только обряд — нельзя.Ему важно законность,а публичный брак перед обществом — и обряд и эта самая законность связи,ведь все о ней знают.

  9. Катерина

    Огромное благодарность автору за статью! Достаточно объективное, на мой взгляд, отношение (насколько это вообще возможно) к браку и венчанию.

    В последнее время наблюдается тенденция превращения венчания в ритуал "создания любви, единства", хотя в то же время говориться, что к венчанию люди должны "приходить" уже любящими. Почему в таких спорных вопросах мало кто вспоминает, что любовь (истинная любовь!) только Господом и даруется?

    Слова же человека, (простите, если это слишком громкое слово) обвиняющего автора в неверности иерархии ценностей, сравнивающие Бога со страховой компанией ("Но риски можно минимизировать при помощи Бога.") несколько удивляют…

    И еще раз большое спасибо автору за трезвость в суждениях!

  10. Дмитрий

    Странная статья. С одной стороны много верного подмечено… В лоб трудно оспорить. Канонически: Церковь требует церковного брака, а гражданский — необходимая икономия, открытые объятия Церкви своим заблудшим чадам. Сакраментально: полнота христианской жизни мужчины и женщины, желающих сожительствовать, осуществляется таинственно, в Браке, при участии Бога и семейной пары. Ну кто совершитель Таинства, неужто муж и жена? Как в Евхаристии: совершитель предстоятель, но Севершитель — Иисус Христос.
    Плюс недоумения Альберта…

  11. Елена

    ведь неспроста венчание считается одним из ТАИНСТВ церкви! И Апостол говорил "Тайна сия велика есть…"
    Спаси, Господи!

  12. где любовь, там нет блуда

    Удивлен мудростью автора, который не пугает "не венчаных" адом и не говорит, что "не венчаные" живут "во блуде". А ведь это распространенная точка зрения среди священников. По-моему — чудовищная: сколько знаю любящих друг друга мужа и жену, воспитывающих прекрвсных детей, никогда не искавших никого "на стороне". Но они не венчаны. Так что — они живут "во блуде"? Ведь это клевета. Получается, что Богу не важно, что в семье царят любовь и уважение, что дети растут добрыми и любящими — важно, что не имели место некий "обряд". Откуда мы знаем Бога — как он относится к таким людям и ПРИДАЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ тому или иному обряду? А ведь наши иерархи нередко преподносят свое мнение так, как если бы Бог им лично это мнение передал. Ведь это разве не богохульство, если подумать? Говорить, что они ЗНАЮТ БОГА (хотя сами говорят, вслед за Писанием, что "Бог непознаваем")?

    Если вспомнить. что для Бога главное любовь, то он ПО НАЛИЧИЮ ЛЮБВИ в человеке, наверно, и судит, а не по каким-то обрядам. Если кому-то обряды венчания помогают сохранять семейную верность — то можно лишь приветствовать. Но если эта верность и любовь сохраняются и без обрядов (так получилось) и семья, ПО СУЩЕСТВУ, живет христанской жизнью, то не надо отлучать такие семьи от Бога и пугать адом, потому что это претензии на знание Бога и его отношение. А этого мы, смертные, УЖ НИКАК ЗНАТЬ НЕ МОЖЕМ.

Добавить комментарий для Алексей. Отменить ответ