Грех ли выступать против власти?

Недавно на одном крупном партийном мероприятии в Запорожье прозвучал тезис о том, что неподчинение властям – это грех. Насколько это христианское учение?

Все истории христианских мучеников первых веков – это истории неподчинения властям. И все эти мученики почитаются Церковью святыми. Давайте задумаемся, против чего именно выступали ранние христиане, что именно так беспокоило их разум и сердце, что они предпочитали быть растерзанными дикими животными на аренах Рима, вместо того, чтобы спокойно жить и платить налоги.

Выступали ли они с призывам к государственному перевороту? Вряд ли. Потому как цель их была совсем другая. Они считали себя гражданами другой страны, не Римской империи, а Царства Небесного. И старались поступать согласно законам Царства Небесного, т. е. согласно заповедям. Им было мало заботы, как будут потрачены деньги налогоплательщиков, они довольствовались существовавшим качеством дорог (хотя отмечу, что римские дороги сохранились до сих пор). Более того, древние христианские писатели признавали авторитет императоров-язычников, и писали им длинные письма в защиту христиан – апологии.

До тех пор, пока имперские законы не расходились с заповедями, у христиан не возникало проблемы морального выбора. Ведь большая часть человеческих законов совпадает с Божественными правилами. «Не убей, не укради», – это не только библейские заповеди, но и общие правила совместного проживания людей, которые во многом перекликаются с ветхозаветной формулой: «Не делай другим, чего себе не желаешь».

Но когда христиане переставали подчиняться земному государству, ведь зачастую от них требовалось выполнить сущий пустяк: бросить горсточку душистых трав в огонь? Достаточно было принести такую скромную жертву языческим богам, чтобы подтвердить свою лояльность не к государству вообще (христиане и так были законопослушны), а к государственной идеологии. Но христиане предпочитали смерть. Мучительная смерть была для них лучше укоров совести. Ключевое слово здесь – совесть. Христиане считают ее голосом Божиим, который звучит в душе каждого человека. Представление, что Сам Господь будет обличать их за малодушие и за низость, было для них ужаснее любой казни. Вот основной посыл христианской нравственности: совесть страшнее любой мучительной пытки. Наглядное доказательство этого тезиса: смерти десятков тысяч христианских мучеников.

Как все это соотносится с нашим временем? Сейчас Система тоже выдвигает к нам условия лояльности: бери и давай взятки. Таким образом, ты становишься колесиком этой Системы, кормишь ее и питаешься от нее. Система вызывает в тебе чувство вины: взятка – это нарушение закона. Помните поговорку: «Здоровых нет, есть необследованные». Это принцип Системы: она позволяет тебе нарушать закон до тех пор, пока ты выгоден ей. Как только ты становишься ей неудобен, Система обвиняет тебя в том, что сама и вынудила тебя сделать.

Христианин находится в более сложной ситуации. Помимо осознания давления Системы, он слышит и голос совести. И совесть говорит, взятка – это грех, взятка – это кража. Если ты ее даешь вынужденно, ты крадешь у себя и у собственной семьи. Если даешь добровольно, ты еще и другого толкаешь на грех. Если ты берешь, ты просто грабитель.

Правда, государство считает взятку преступлением по другой, гораздо более банальной причине – это деньги, на которые не начисляются налоги.

Когда Империя прекратила гонения против христиан? – С одной стороны, когда количество христиан превысило «критическую массу»; с другой, когда чиновники подсчитали, что христианское население добросовестнее платит налоги, а потому выгоднее государству.

Что происходит сейчас? События на Майдане в ночь на 30 ноября были вызваны новым условием лояльности к Системе: смолчи. И именно это условие переполнило чашу терпения, именно это условие заставило выйти на улицы сотни тысяч людей. Каковы бы не были внешние причины Майдана, основным внутренним движителем была именно совесть.

Какому правителю будет готов безропотно подчиниться любой христианин? – Такому, с которого можно брать пример. Правитель должен быть защитником сирот и вдов, покровителем немощных и убогих, бескорыстно служить общине (а община должна в достаточной мере вознаграждать за это), пресекать злодеяния. Переведем на современный и понятный язык: это забота об инвалидах (как минимум, съезды на тротуарах) и о сиротах (обеспечение потребностей детских домов); прозрачный бюджет, честные правила проведения тендеров и конкурсов (как препятствие расхищению бюджетных (=народных) средств), недопущение взяточничества…

Пусть наши правители всмотрятся сами в себя, насколько они являются примерными христианами. Стоит ли удивляться обличениям?

Илья Бей,
магистр богословия
преподаватель Киевской духовной академии

Паноптикон

У этой записи 25 комментариев

  1. “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. Найперше, хочу сказати вам, що ви зовсім невірно тлумачите цю біблійну фразу. Насправді, було так, що якщо хтось вибив комусь око, чи зламав пальця розлючений кривдник міг і вбити. Тому, Господь дав закон: За вибитий зуб ти можеш вибити зуб але не більше!
    Далі: якщо ви пропонуєте майданівцям підставити щоку, то я вас прошу друже: Зверніться з відкритим листом в засобах масової інформації і попросіть у фошистів вибачення за те, що нащі воїни їх вбивали і не підставили іншу щоку. Нікому в голову не прийде хаяти наших героїв у ВВВ які захищали дітей дружин матерів, захищали рідну землю. Але, були й такі, (схожі до вас Сергію) які йшли в поліцаї виправдовуючи німців. Виправдовуючи злочини влади ви стаєте співучасником. Не тіщте себе. Нікого ви не переконаєте своїм словоблуддям. Якщо християнин якщо дійсно себе таким вважаєте (хоча, я не бачу в вас християнського погляду на життя) аякщо хоч хочете стати християнином то вийдіть з інтернету щоб більше часу проводити в молитві. Бог вам багато відкриє.

    1. Да, из вас, Раиса, «христианка» ещё та — «нікого не переконаєте своїм словоблуддям». Какая знакомая манера, всем указать на выход из интернета для молитвы, осудить в словоблудии несогласного со Мной(!), и выглядеть святой))) Ну да… Бог и Україна. Этим всё сказано. Самые те ценности, которые могут стоять рядом((( Тоскливо от национализма, подчинившего веру.

      1. Ніхто тут не претендує на святість. І відповідно не видно святих серед опонентів. Я назвала цю риторику словоблуддям бо так воно і є. Серед вашого табору (почитайте коментарі до статей про майдан, не погодження з власною позицією називають психічною хворобою. Так що за собою краще слідкуйте. Ось. що написано в Настольной книге священослужтеля Москва 1988г. Текст я перекладала для книги.
        «Як не можна стверджувати, що любиш Бога, якщо не маєш любові до ближнього, так не можна полюбити Небесну Вітчизну, Царство Боже, не маючи досвіду глибокої, полум’яної любові до Батьківщини земної. З рідною країною і її народом людина зв’язана кровними зв’язками, духовний досвід її співвітчизників живить її душу. Кожен християнин — вірний син свого народу, тому і виявляє любов до своєї землі і до своїх співвітчизників. Земна Вітчизна наша Земля Свята, освячена могилами батьків, а ще більше подвигами героїв, страстотерпців, мучеників, святителів і преподобних, які багато сил, а нерідко і життя своє, поклали задля своєї Батьківщини і возвеличили свій патріотизм, цю природну потребу серця – в християнську чесноту. Любити свою Батьківщину, турбуватись про її добру славу – значить бути завжди зі своїм народом, відчувати себе його невід’ємною часткою, і молитись Господу, від якого всяке даяння благе за Богохраниму країну нашу… з апостольських часів і до нині неможливо уявити собі істинних християн, які не молились би за свою країну, за свій народ». З «Настільної книги Священнослужителя» Москва, 1988 рік.

        1. Я написал, что эти ценности не могут стоять рядом. Я принимал участие в самой первой в Украине голодовке летом 1989 года, которую организовали ещё при Щербицком и Шевченко (если вы его и её помните) Українська Гельсинська спілка і Українська Народно-Демократична Ліга (потом стала партией). Я был представителем второй. И потом я был активным националистом… пока не стал верующим. А когда им стал, я остался патриотом Украины и готов ее с оружием в руках защищать как Родину. Но ценности Бога, любви, и веры стоят намного выше. И рядом они стоять не могут в принципе, если человек не националист, а христианин.

          1. Раїса (Гуцало)

            Гаразд. Може вам так стане зрозуміліше:
            БОГ
            і
            Україна.

    1. Сергей

      Вы наивный человек. Поймите таких людей просто так не бьют. Кому-кому а власти это менее всего выгодно. Рискну предположить. Мы увидим еще не такое. Обязательно будут
      убитые, революция требует жертв. Нужно как-то «вдохновить», внести новую силу. Журналист, студент, активист — идеальная жертва, желательно молодой и красивый?
      Список потенциальных жертв прислать?
      Вспомните Георгия Гонгадзе. Прошло много лет, можно ли уверенно сказать, что мы знаем или узнаем когда-либо правду.
      Вспомните в конце-концов Кенеди, недавно было 50 лет гибели. Погибли как минимум 50 человек, связанных с расследованием. Есть версии, предположения…
      Именно так начинаются революции, а потом будет много крови. Я хотел бы ошибаться.

      1. Illya Bey

        Значит, власти более всего выгодно, чтобы это преступление было раскрыто за считанные часы. Засекаем?

      2. Дело в том, что нельзя в этой ситуации говорить о власти как о некоем целом. Как тогда объяснить, что на сайте гос.информагенства ещё вчера был опубликован анонс о пресс-конференции МВД по поводу избиения, состоявшегося ночью? Кто бы ни был заказчиком и исполнителем, это не снимает с них ответственности, а также и с той власти, которая построила в государстве такую «систему».

        1. Сергей

          Когда 11 сентября 2001 года падала вторая башня торгового центра СМИ вели трансляцию и сообщили о падении раньше чем оно случилось, хороший повод задуматься.
          Американский посол в пятницу перед разгоном студентов тоже предупреждал о силовом варианте.
          Этот ряд «совпадений» можно продолжить.
          Это технология, сценарий и мы зрители.
          Может преступление и раскроют, пройдет неделя, нужен будет информационный повод и вновь сгорит чья-то машина, кого-то побьют.
          Если нужна будет радикализация — будут убийства, может и теракты.
          Когда случилось это избиение я понял, что жертва выбрана идеально.
          Журналист, женщина, мама двоих детей. Она всегда работала на грани, перелазила через заборы в Межигорье, летала на параплане над домом Президента. Самый «вредный» журналист.
          Есть еще Гнап, Наем, Лещенко — но их так жалеть не будут.
          Думаю, скоро многие поймут насколько цинично и безнравственно действуют сильные мира сего.
          Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи
          Вот интересная статья «»на злобу дня»
          http://hvylya.org/analytics/politics/publichnaya-kazn-tatyanyi-chernovol.html

  2. Сергей

    Уважаемый автор,
    по вашему мнению функция государства-администрирование, но это в идеале, согласно либеральным взглядам.
    Все государства так или иначе насаждают определенную идеологию.
    Иногда очень мягко, иногда грубой силой. Современные государства намного более тоталитарные чем Римская империя.
    Законы Рима были жестокими, но не всеохватывающими, современные законы государств регулируют более широкие сферы, например семейные отношения, образование. Толерантность, определение которой дано ООН в 1995 году является господствующей идеологией современности. Поэтому христиане имеют основания не покорятся властям, когда это против заповедей Божьих. Например, в Германии родители, которые не разрешают своим детям посещать уроки секспросвещения преследуются законом, некоторые получили тюремные сроки. Это пример неповиновения властям, достойный пример. Это обличение греха, не только словом, но и жизнью, это исповедничество современности.
    Коррупция обворовывает общество, но не лишает возможности спасения. Следование идеологии толерантности в отношении веры и нравственности есть безразличие и предательство Христа.
    Нужно всегда думать о последствиях всякого непротивления.
    Современное общесто- общество информационное, оно быстро «закипает», все происходит быстро, думать некогда и решения бывают необдуманные. Современным людям очень легко навязать определенный шаблон, например «мы против насилия», а в реальности у каждого своя обида на власть, главное собрать воедино эту стихию и направить. Массами всегда управляют единицы, те кто формируют повестку дня, так всегда было и во времена Спасителя.
    Будем внимательны, когда протестуем против чего-либо, иногда вред может быть слишком большой

  3. Illya Bey

    К совести правителей я не взывал, так как особо совестливых среди них не видел.
    Майдан я не пытаюсь ни оправдать, ни очернить. Просто пытаюсь задуматься, что именно вытолкнуло людей на улицы.
    Как я писал в самом начале, христиане считали имперскую власть легитимной, но не всегда находили необходимым подчиняться ей во всем. Основная функция государства — администрирование человеческого общества. Идеология в администрирование не входит.
    А обличение греха является нравственным долгом христианина. Но стоит помнить, что христинину долно ненавидеть грех, но любить грешника и обличать с надеждой на исправление.
    Люди вышли на Майдан, потому что хотят защитить студентов от избиения, бюджетников — от задолженности по зарплате, детей — от насилия, улицы — от окурков, инакомылящих — от преследования, налоги — от расхищения…
    Что касается примеров из Писания, достаточно вспомнить о беспредельщиках в Доме Господнем, изгнанных оттуда Христом.
    Да, Христос не призывал к социальой справедливости вообще. Он был Богом, а не идеалистом. Просто Он сказал Заккхею: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей пошел и воздал вчетверо. И так была учинена справедливость.

    Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5:11).
    Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5:20).
    Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

    1. Александр

      «Христос … Он был Богом …»

      А как же тогда:
      «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8) ???

  4. Полностью согласен с Сергеем. Как автор пытается с христианских позиций оправдать майдан мне не понятно, при всем моем желании. И при чем тут взятки. Моя семья и родственники спокойно себе живем, трудимся, получаем зарплаты, соц. выплаты. Взятки давать нас никто никому не принуждает. Все, слава Богу стабильно и если есть хоть небольшая динамика улучшения-то вообще замечательно. А вот зачем нам революции? Зачем смуты? Зачем все рушить? Нам не нужны «грандиозные потрясения». Майдан скорее дело антихристово, и всех моих православных братьтев эти «безобидные»протесты жутко возмущают и настораживают. Если вы так любите протесты , то протестуйте против узаконенных абортов-что действительно мерзость перед Богом, за это и я бы наверное пошел на майдан, но кого это волнует?. Люди вышли защитить своего идола евромаммону и «похаять» легитимную власть, христианством здесь и не пахнет. А мне лично не нравится когда оскорбляют Януковича, Азарова. Я не хочу чтобы власть ушла в отставку. Меня раздражают флаги ЕС, потому что политика этого объединения кроме чувства отвращения вызвать ничего не может, особенно у христианина. Меня раздражают Маккейны на сценах, появление которых провоцирует гражданские войны (Сирия, Ливия). Если майдан поддерживают христиане-то это христиане ослепшие, потому что не видят очевидного- те силы которые поддерживают боевиков убивающих Сирийских христиан, они же тянут Украину в ЕС, поддерживают майданы, революции и бунты во всех интересующих их странах, прикрываясь демоктратическими ценностями, а по-сути исполняя дело дьявола. Только слепой не увидит закономерности.

  5. Сергей

    А вот цитата Уго Чавеса, сторонника «теологии освобождения»,
    похоже на идеи автора.
    «Он (Иисус) был со мной в трудные времена, в самые страшные моменты жизни. Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой — он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Ибо кто мог бы сказать, Что Иисус был капиталистом? Нет. Иуда был капиталистом, взяв свои сребренники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом.»

    Будем двигаться в таком направлении, и у нас появится «богословие революции», «богословие Экспроприации», и другие идеи
    чуждые Православному учению, преданию церкви.

    1. Вячеслав

      Это ещё нагляднее. Согласен. Интересный бред Уго Чавеса)))

  6. Сергей

    В дополнение к предыдущему комментарию.
    Статья автора является продолжением той-же идеи, которая есть
    в «Богословии майдана» архим Кирилла (Говоруна),а также коллективном обращении, которое размещено на этом сайте.
    Это богословие «мира сего», попытка втянуть христиан в размышления, действия, утвердить в сознании определенные убеждения. Если хотите это идея христианства без Христа. Справедливость ради справедливости, потому, что мы хорошие.
    Церковь пытаются втянуть в дискуссию, которая не принесет ей ничего хорошего. Почему в рабовладельческом мире Спаситель и Апостолы не находили нужным говорить на темы социальной справедливости. Неужели тот мир был более справедливым? Может нынешние христиане совершеннее первых христиан?
    Церковь дает человеку то, чего не может дать никто более — возможность примирения с Богом и спасения.
    Если мы, христиане, начнем копаться во всех грехах всего мира, можем пропустить главное, «единое на потребу»
    В Латинской Америке существует «теология освобождения», которая смешивает христианство с марксизмом, похоже на идеи автора.
    Автор не цитирует Священное писание, ему нечего цитировать.
    Вопрос о неподчинении власти актуален, но ответ на него уже есть, он в жизнеописаниях мучеников и исповедников. Есть множество примеров, каждых христианин может почитать жития святых и найти ответ на вопрос когда следует не подчиняться.

  7. ekspert111

    Разве церковь в праве задавать такие политические вопросы. Лучше ответить возможно спастись на майдане? Майдан — это ступенька в ад или социальная иллюзия в поиске справедливости как в сторону России так и Евросоюза? Почему в поиске правды у нас два варианта ЭС и ТС а где же ИХ? Часто слышим народ не доверяет милиции, судам а ведь большая их часть относят себя к Православной Церкви. Значит пастыри не пасут овец своих а только стригут с них шерсть. Недоверие к овцам это недоверие и к Пастухам.

  8. Спасибо за статью. Кратко и точно. Действительно, на майданы ведет людей не политика а совесть.

    1. Вячеслав

      Вы статью внимательно читали?))) О совести говорится не в применении к майдану, а по отношению к выбору мучеников первых веков. Ваш пост из области украинской поговорки: Чув дзвін, та не знає де він

  9. Вячеслав

    «Ключевое слово здесь – совесть.» Ничего подобного. Ключевое слово здесь — верность. У совести гораздо больший спектр действия, включающий не только следствия религиозности. У язычников тоже есть совесть. До приведённой фразы с текстом можно согласиться, а после нее статья перешла в узкое и человеческое. Начали с хорошего, верности Христу первых христиан, а закончили сужением предмета до взывания к совести правителей. С позиций начала статьи нет релевантного ответа на поставленный вопрос в теме. Так, как начата статья, то ответ на вопрос должен быть положительным. Ведь Янукович никого не заставляет отрекаться от Христа и бросать душистые травки на языческий алтарь.

  10. Сергей

    “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (Матф. 5:38-42).

    Интересный взгляд, много правильных мыслей. Позволю себе добавить еще нечто. Вы правильно подметили,первые христиане мало обращали внимания на государственные власти. Автор считает взятки таким великим злом, это ржавчина разъедающая страну. Но в Евангелии мы слышим, что Господь платит налог, говорит «отдадите кесарево кесарю». Говорит отдайте, но не говорит принимать. Мытари того времени не брали взяток. На откуп отдавалась территория, нужно было внести определенную суму, а после этого бери, сколько хочешь.
    Вот мы платим налоги, а на эти деньги могут финансироваться проведение абортов и прочие мерзости. В ответе ли мы за это?
    Коррупция есть разная, есть бытовая, когда касается простых граждан, а есть такая, когда государство начинает войну, чтобы несколько компаний получили подряды. Тратятся миллиарды, гибнут люди, за все платят простые люди — и это тоже коррупция. А Вы говорите прозрачный бюджет.
    Везде есть «откаты» , в США, Европе — до 10%, у нас может быть и 50%. Идеального не бывает. Корпорации в развитых странах почти не платят налоги, все платят простые граждане.
    Людей действительно «достала» власть. Но мы тоже виноваты в том что она такая. Мы такие, так живем, мы достойны этой власти, Если будем все сваливать на власть забывая о себе станем еще хуже, и власть соответственно. Вспомним молитву трех отроков в печи вавилонской, там ответ на наши раздумья.

      1. Сергей

        Мытари действительно не брали взятки. Они просто творили произвол. В казну нужно было сдать определенную сумму. А все что выше — это доход мытаря. Скажем так, они злоупотребляли своей властью.
        Кто-то больше, кто-то меньше, но если возник бы бунт
        наказали бы и бунтующих и мытаря.

Добавить комментарий