И где же тогда Церковь?

И где же тогда Церковь? Над этим вопросом — сложным и экзистенциональным — мы рассуждали с друзьями во время дискуссии о многих проблемах, с которыми сегодня сталкивается Церковь во всём мире. То, что мы включены в Синдесмос, даёт нам возможность встречаться с людьми из разных мест и разного происхождения и слышать о положении их местных общин. И ото всех, и отовсюду идёт одна и та же мысль: Тело Христово больно, у большинства членов не получается свидетельство любви и единства, которые было заповедано Иисусом Христом.


Пусть вас не возмущает это утверждение. Мы, безусловно, не перекладываем ответственность на других. Как и все другие христиане, мы считаем себя первыми из грешников, первыми, кто должен нести ответственность за кризис, и мы смотрим на наш грех.


С самого своего основания, Синдесмосу надлежало решать сложные вопросы. И с самого начала активисты Синдесмоса задавали себе вопрос: как мы можем служить Церкви в её свидетельстве любви и единства? Характер деятельности Синдесмоса меняется на протяжении времени в соответствии с нуждами Церкви, но некоторые главные вопросы остаются, та же самая мотивация вдохновляет и нас. Иногда люди спрашивают, кто мы такие, чтобы ставить проблемные для Церкви вопросы. Другие говорят нам, что заниматься «горячими» вопросами (в т.ч. будущего всеправославного собора, возрождения миссии, проблем свободы в Церкви и др.) вне компетенции молодёжи, утверждая, что такие вопросы надлежит решать иерархии. Некоторые пастыри нашей Церкви всегда поощряют нас, говорят нам, что именно мы, молодёжь, владеем свободой и энтузиазмом, чтобы ставить сложные проблемы, которые для тех, кто имеет пастырскую власть, слишком непростые. Другие, однако, утверждают, что только у них есть полномочия, чтобы заниматься такими вещами, и что это не наше дело.


Наша богословская традиция мудро приписывает управление Церковью пастырским властям (клиру, соборам клира и др.), которые, главным образом, представлены местными епископами. Они ответственны за административное управление Телом Христовым, а также за наше личное спасение. Они будут давать ответ Христу за нас (см. Евр. 13:17). Они управляют Церковью со властью Христа, но они делают это только тогда, когда выступают как епископы, когда они являют единую совесть своей поместной Церкви (как Христос соединил всё человечество, см. Еф. 1:10). Только тогда местная община в полноте становится Святой Церковью Христа в кафоличности. Но часто епархии Церкви такие огромные, что епископу невозможно быть воплощением совести своей епархии в единстве со всеми поместными Церквями.


Задавать вопрос «Кто мы такие, чтобы заниматься этими проблемами?» — это также удобный способ, чтобы запретить то, что мешает другим. В Западной Европе, где и был в прошлом веке основан Синдесмос, люди привыкли к свободе слова, как в обществе, так и во всех Христианских Церквях. Возобновление средневековых обычаев в православии — боль для активистов Синдесмоса, которые имели плод в своём свободном экклезиологическом служении.


Одним из таких горячих вопросов в Церкви оказывается долгожданный великий собор Православной Церкви. С начала ХХ века было сделано много для подготовки такого собора, которые должен был рассмотреть современные проблемы нашей Церкви: пастырские, миссионерские, канонические, апологетические и — почему нет? — догматические. Между делегатами всех канонических Церквей происходило много встреч. Были достигнуты некоторые соглашения. Но сам созыв такого собора должен быть поднято, возможно, из-за проблем, о которых мы не знаем. Даже соглашения ещё не претворены в жизнь.


Однако, даже сам факт того, что собор так медленно готовится — это уже точный знак того, что проблема восстановления коллегиальной системы в православной Церкви по всему миру существует, — знак нехватки соборности на многих уровнях жизни Церкви.


В этом отношении, мы планировали встречу в августе 2005 — фестиваль, праздник Синдесмоса, на который должны были приехать более 100 участников из разных стран и разного церковного происхождения, которые должны были собраться в Греции. Этот фестиваль должен был состояться на тему «В направлении Собора… Срочные вопросы в Церкви». У нас были разные предложения, где провести этот фестиваль, но мы выбрали то место, которое, казалось, будет наилучшим как из практических, так и из духовных соображений: местная Церковь Александруполи через своё молодёжное движение была очень активна в Синдесмосе в прошлые годы, направляя своих участников на мероприятия и помогая другим греческим участникам Синдесмоса. Для части Синдесмоса выбор этого варианта был своеобразным признанием. Тем более, что новоизбранный Митрополит поместной Церкви оказался очень тёплым и гостеприимным хозяином. Это событие планировалось и готовилось на протяжении целого года. Многие молодые люди подали заявки на участие, и многие регионы выказали значительную заинтересованность.


Участников было множество, и они были очень заинтересованы. К сожалению, 8 июня 2005, примерно за два месяца до фестиваля, епархия Александруполи связалась с Генеральным Секретариатом и неожиданно сообщила нам, что Митрополит больше не желает принимать у себя фестиваль, причём, по непонятным причинам. Мы пробовали найти альтернативное размещение в рамках Церкви Александруполи и с помощью синодальных органов автокефальной Церкви Греции, но было невозможно найти выход. Наоборот, фестиваль волновал местного епископа, и он грубо сказал координатору, что его не интересует Синдесмос. Таким образом, организационный комитет фестиваля и Генеральный Секретариат решили отменит фестиваль и отложить его на следующий год.


Мы подчеркнули это довольно детальное описание неудачного эпизода фестиваля, чтобы продемонстрировать, насколько сама тема и фестиваль «горячие», а так же, как методы прошлых столетий в обществе всё ещё используются в Церкви (хорошо, что не всегда). Отмена фестиваля Синдесмоса — это яркое свидетельство нужды обращение к проблемам соборности в Церкви.


В прошлом Синдесмос смог поставить множество вопросов, которыми никто не занимался. На некоторых прошлых мероприятиях Е.В, Архиепископ Анастасиос Тиранский, Предстоятель автокефальной Церкви Албании, объяснил нам, насколько Синдесмос был для него стартовой площадкой в возрождении миссионерского сознания в Православии. Синдесмос был также одним из наиболее активных участников в исследовании сложных вопросов пастырской организации Православных Церквей, которые находятся вне границ существующих канонических Церквей (мы отказываемся от распространённого наименования «диаспора» для таких общин в противовес «эгатаспоре». Фактически, все Церкви Божии — семя на земле, находятся в ситуации «диаспоры», но в этом коротком тексте мы не имеем возможности написать об этом более подробно).


Сегодня Синдесмос продолжает ставить деликатные проблемы с дерзновеніем и уважением. В прошлом году мы подготовили и провели мероприятие в сложном месте, символическом для Православия, — в Эстонии, стране, которую любит Христос, но израненной некоторыми членами Церкви. Было очень тяжело спланировать это мероприятие из-за церковной напряженности, но оно оказалось успешным. Никто ничего не потерял, каждый вышел из проекта с новыми и позитивными идеями на будущее. Несмотря на то, что ситуация в Эстонии настолько сложная, что две православные общности даже не имеют евхаристического общения, молодёжь обеих общностей спонтанно договорилась сотрудничать в будущем. Никто не знает, что получится из этого мероприятия, и какой будет масштаб того желания примирения, которое присутствующие молодёжные лидеры могут высказать, но мы знаем то, что Святой Дух работает и действует для единства также и там.


Возрастающее миссионерское сознание всегда было одним из самых главных вопросов Синдесмоса. Таким образом, следуя рекомендации последней генеральной ассамблеи, административный комитет запланировал проводить специальные мероприятия на тему миссионерства каждый год да следующей генеральной ассамблеи. В прошлом году мы провели мероприятие в России, которое было принято Белгородской духовной семинарией. Тема мероприятия может показаться необычной: миссия в Восточной Европе сегодня, то есть миссия в нехристианских обществах, в посткоммунистических странах. Эта тема-вызов, потому что она ставит миссию на первый план вопросов Православной Церкви. Второй вызов в этой теме был в следующем: новый тип миссии должен быть обсуждён. Обычно, когда мы говорим «миссия», мы имеем ввиду провозглашение Евангелия тем, кто никогда не слышал про Христа и Его Церкви. Но по той причине, что в посткоммунистических странах сильная церковная традиция не была целиком стёрта, но была изменена, иногда искажена под влиянием тоталитарных режимов. Сегодня миссия Церкви в этих странах — это не только провозглашение, кем есть Христос, но также и провозглашение того, кем Он не является; чем есть Церковь, а также и то, чем она не является!


Со времени падения коммунистического режима Синдесмос организовал ряд мероприятий в бывшем Советском Союзе. Это стало возможным благодаря свободе, в которой теперь живёт Церковь, может, впервые в истории. Но для этих обществ, где Благая Весть Евангелия была запрещена на протяжении десятилетий, первым делом должно быть не только слышание Евангелия, но восстановление свободы и терпимости в Церкви, как наш Господь Иисус был послан Отцом на миссию «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (…); проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1-2). И как нас учат апостолы: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимыми по закону свободы» (Иак. 2:12), «Где Дух Господень, там свобода» (2-е Кор. 3:17).


В 2005 году должны состояться два мероприятия на миссионерскую тематику: «Миссии-подготовки — опыт программы на Индийском субконтиненте» в Индии и «Молодёжный лидерский тренинг» в Кении. Отчёты об этих мероприятиях будут напечатаны в следующих выпусках Syndesmos News.


В конце лета состоится (состоялось — прим.пер.) важное мероприятие в Германии: конференция по литургическим языкам и переводам, после которой состоится встреча пастырей Церкви. Этот вопрос — литургических языков и переводов — один из самых сложных проблем в сегодняшней Церкви не только в Западной Европе, где будет проходить мероприятие. Наше Предание известно тем, что мы всегда осознавали нужду обращаться к людям и провозглашать Евангелие на их родном языке (Деян. 2:8). Действительность отличается от теории: во многих местах православные люди не понимают даже наиболее базовых текстов Церкви. В следующем выпуске Syndesmos News вы найдёте отчёт об этом мероприятии.


И где же тогда Церковь? На счастье, Церковь живёт и никогда не погибнет, потому что она Невеста Христова. Вокруг каждого епископа, в евхаристическом собрании, Церковь осознаёт себя в систолическом движении сердца; в конце каждой литургии народ Божий, сердце мира, посылается в диастолическом движении рассыпать семя любви в мире в личном и общем свидетельстве. Одним из таких моментов свидетельства Христа является Синдесмос и деятельность Синдесмоса. Пускай же Господь благословит всех нас и даст нам Свою божественную помощь, за жизнь мира (см.Ин. 6:51).


Статья переведена по Syndesmos News Volume XVIII-1 / Year 2005


Перевод Натальи Василевич


Источник: Царква


Официальный сайт Синдесмоса (англ.)

Добавить комментарий