Возвращение практики целования мира среди мирян

Фрагмент главы «Целование мира» из книги румынского священника Флорина Ботезана «Божественная Литургия — Таинство таинств».

florin_botezan

На протяжении более десяти столетий все участники Божественной литургии – и духовенство, и миряне – давали друг другу целование мира. После X века участвовать в этом обряде могли уже только клирики в алтаре, однако это ограничение не было результатом какого-либо постановления церковных властей. Целование мира входит в изначальную структуру Божественной литургии. Этот жест не может быть сведен к некому душевному состоянию, но предполагает конкретный акт, посредством которого божественные любовь и мир принимаются и передаются брату в храме, объединяя всех нас в любви Христовой и в исповедании Святой Троицы.

Жест преподания мира присутствует во всех христианских литургических обрядах, хотя его конкретная форма варьируется от одного обряда к другому и от одной эпохи к другой, в зависимости от культурного контекста и местных традиций. Однако главным в целовании мира является не конкретная форма его преподания, но сам факт того, что этот телесный жест выражает чистую любовь к ближнему.

К счастью, целование мира среди мирян не исчезло полностью в Православии. Что касается нашей страны, свящ. Думитру Станилоае свидетельствовал о том, что в некоторых храмах в Трансильвании существует практика целования мира в специфической форме: младшие по возрасту целуют руки старшим, которые затем их обнимают – мужчины мужчин, женщины женщин. Аналогичная практика встречается и к югу от Карпат. Тот факт, что в некоторых местах в Православной Церкви сохранилось это преподание мира среди мирян, а также отсутствие какого-либо постановления церковных властей, налагающего запрет на эту практику, доказывают, что для целования мира не существует никаких канонических препятствий. Напротив, его особое значение в привлечении мирян к действенному участию в богослужении указывает на важность восстановления этой практики. К тому же в последнее время мы встречаем все больше инициатив в этом отношении. Многие верующие утратили сознание сослужения на Божественной литургии и склонны быть пассивными зрителями: они не приносят дары хлеба и вина в алтарь, не поют, редко причащаются, не дают целование мира. Разумеется, повторное введение практики целования мира не решит всех проблем, но это будет шагом вперед на пути к полноценному участию мирян в богослужении. Те, кто уже давали друг другу целование мира, могут засвидетельствовать, что когда оно совершается искренне, то самым действенным образом разрушает стены, нередко отделяющие нас от стоящих рядом, и помогают почувствовать себя братьями друг другу. Не будем забывать, многие из тех, кто уходит из Православия в секты, ссылаются на то, что не находили в Церкви общения и любви и не понимали богослужения.

Если говорить о конкретных формах этой практики среди мирян, в наши дни целование мира может быть преподано во время песнопения «Возлюблю Тебя, Господи», пение которого допускается в чинопоследовании литургии. Это песнопение очень подходит для этого момента, свидетельствуя о том, что любовь к ближнему черпает силы из любви к Богу. Как и в раннехристианскую эпоху, целование мира могут давать друг другу стоящие рядом – мужчины мужчинам, женщины женщинам, не производя при этом лишней суеты в храме. Если говорить о конкретной форме целования мира в современных условиях, здесь не ставится вопрос о целовании мира в уста. Можно выбрать традиционную румынскую форму целования рук старшим по возрасту молодыми с последующими объятиями или просто ограничиться рукопожатием, как в римском обряде. На наш взгляд, наиболее подходящей формой является та практика, которой следуют священники в алтаре, – рукопожатие с целованием в плечо, со словами: «Христос посреди нас!» – «И есть, и будет!» – «Ныне, и всегда, и во веки веков». Когда священник служит один, он может дать целование мира пономарю, как это практиковалось в древности.

Перевод с румынского Елены-Алины Патраковой

Добавить комментарий