Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?

Что уводит подростков, воспитанных в воцерковленных семьях, из Церкви? Стоит за расцерковлением юношей и девушек кризис веры, неприятие лицемерия или тяга ко греху? На вопросы отвечает игумен Петр (Мещеринов).


— Многие священники говорят, что более 75% воцерковлённых подростков перестают ходить в храм. Получается, что 8 подростков из 10 уходят из церкви… А что бы вы могли сказать по этому поводу (на основании ваших наблюдений)? Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви?


— Действительно, печальный опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Здесь есть несколько причин.


Первая — то, что церковность в сегодняшних постсоветских семьях подчас бывает лишена подлинного христианского содержания, представляя собой своеобразную смесь идеологии, магизма и «советских» комплексов, мимикрировавших под православный обиход (безответственность — под видом «послушания», неуважение к себе и к другим людям — под видом «смирения», разобщённость и злоба — под видом «борьбы за чистоту Православия» и т.д.). Дети просто не получают настоящего христианского духовного и нравственного воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому когда они приходят в тот возраст становления личности, в котором все авторитеты подвергаются сомнению, — «церковь без Христа» этой проверки не выдерживает. Ведь если произошла живая встреча со Христом, от Него невозможно уйти. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу (Пс. 138, 7)? А Церковь только затем и существует, чтобы эта встреча произошла, чтобы общение со Христом крепло и росло. Если именно такой церковности в семье нет, то дети, становясь юношами и девушками, в силу особенной чувствительности подросткового возраста к истине и её отсутствию, ко лжи и лицемерию, псевдоцерковность отвергают.


Вторая причина — что в силу той же восприимчивости к истине и лжи подростки начинают чувствовать недолжное состояние многих сторон современной православной жизни. Молодые люди уходят не из Православной Церкви, а из сегодняшнего российского варианта церковности. В нём нет многих атрибутов подлинной Церкви: общинности, любви, солидарности, свободы, правды и дерзновения говорить правду, нестяжательности, мудрости, несвязанности стихиями мира сего. Место всего этого занимает гипертрофированная богослужебно-дисциплинарная сторона, к которой принуждали всю жизнь своих детей православные родители, складывая у них убеждение, что Христова Церковь — это только лишь хождение в церковь. Вот все эти ставшие самоцелью «должен» и «нельзя», посты, запреты, обязательность выстаивать богослужения и читать дома одно и то же обрыдшее правило и отвергаются молодыми людьми — потому что в них они не обрели Христа и Его Церковь.


Вдобавок пустое место отсутствующей подлинной церковности занимают у нас вещи по сути нецерковные. Именно от них и уходят молодые люди. От брюзжания на современность, политиканства, коммерции, от того, что говорится одно, а живётся по-другому. От сусальности и лицемерия взрослых, от ханжества, сведения христианства только лишь к елейной лексике и к узкой субкультуре. От того, что нравственность, прямодушие, честность подвергаются в современном обществе, а вслед за ним и в современной церковности, аберрации. От того, что на это нет никакой реакции со стороны пастырей. От стремления поверхностного православия задушить всякую душевность и эмоциональность, которые особенно важны в подростковом возрасте. От идеологии «яко свиния лежу в калу». От изоляционизма и злобы на весь мир — особенно это тяжело тем молодым людям, студентам, которые побывали в Европе…


Совершенно отталкивают от себя нормальных молодых людей наши церковные страшилки, апокалиптика, «младостарцы», кликушеские паломничества и проч., и проч. От этого и уходят. И нельзя сказать, что с какой-то агрессией — скорее с усталостью и желанием сбросить с себя обузу. От Христа усталости не бывает, жизнь Им и с Ним ежесекундно интересна и захватывающа. И если в наиболее чутком возрасте молодые люди Церковь оставляют, значит, Христа они в нашей церковной жизни не нашли.


Третья причина — и это тот единственный действительно обоснованный упрёк, который можно предъявить современной молодёжи — добрачные связи. Произошедшая в середине XX века так называемая «сексуальная революция» имела одним из своих последствий то, что в сфере общепринятой морали добрачные связи перестали порицаться и стали нравственно приемлемыми. Достаточно сравнить отношение к супружеским изменам и к досупружеской интимной жизни: первое так или иначе всё же не одобряется и осуждается, второе стало в постхристианском мире принятым как норма.


Надо сказать, что сегодня это является, пожалуй, самой серьёзной пастырско-миссионерской проблемой: для множества молодых людей, вкусивших такой «новой морали», оставаться в Церкви с её неизменно отрицательным отношением к добрачным связям становится очень сложным. Но тут мы как раз и видим «срабатывание» тех факторов, о которых я сказал выше. Да, в Церкви есть правила, нормы и условия, на которых она будет стоять до скончания века — истины веры и нравственности. К ним относитсяцеломудрие. И если бы наша церковная жизнь полноценно выявляла Христову Церковь и своей красотой привлекала людей, то такие нравственные условия многие молодые люди, и даже, может быть, большинство молодых людей, скорее бы всего, приняли, потому что взамен они бы получили живую жизнь во Христе и всестороннюю реализацию достойного человеческого и христианского существования. А так получается: от лица Церкви возглашается — нельзя! этого не делай! Хорошо, ответит молодёжь; а что взамен? А ничего… Посты и правила, хождение в церковь, торговля и кликушество. Для молодого человека это неприемлемо. Ради Христа он готов пойти на целомудрие. Ради обрядовости, ура-патриотизма и т.п. — никак.


— Некоторые священники, чтобы заинтересовать подростков, при храмах создают кружки, военно-патриотические клубы, театральные студии, спортивные секции и т.д. Что бы вы могли сказать о подобной практике, исходя из собственного пастырского опыта)?


— Прежде всего нужно понять, что здесь невозможно создание каких-то «выделенных мест», в которых течение жизни совершается по-другому, нежели во всей церковной жизни. Уход молодёжи из Церкви — прямое следствие общего положения дел на наших приходах и в православных семьях. Стало быть, нужно начинать с этого.


Можно устроить сто кружков при храме; но если молодые люди не увидят в самой нынешней православной церковности Христа, то, что Его благодать, Его свет и любовь преображают их родителей, — все эти начинания будут бесполезными. Церковь, в конце концов, не дворец пионеров. Поэтому нужно изо всех сил стремиться превращать наши приходы в настоящие христианские общины, в которых естественным порядком нашлось бы место и молодёжи. Тогда бы и люди внешние, глядя на своих сверстников, имеющих в своих общинах полноту и радость жизни, зауважали бы Церковь и прониклись бы к ней, по крайней мере, интересом. А пока такого уважения и интереса к церковной жизни нет — и рассчитывать на то, что какие-то отдельные меры будут успешны, не приходится.


Хотя, конечно, сказанное не означает, что ничего делать не надо. Разумеется, нужно создавать внебогослужебную среду общения молодёжи всеми средствами, которые есть в распоряжении того или иного прихода. Но наиболее эффективной здесь будет сама настоящая христианская жизнь.


— Если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Священное Писание со священником, как вы считаете, им это будет интересно? И если — да, то как это лучше организовать?


— Это зависит от священника. Во-первых, священник должен не только знать и любить Священное Писание, но и уметь прилагать его к современной жизни во всех её проявлениях. Во-вторых, священник должен быть абсолютно честен и искренен перед молодыми людьми. Если эти два условия будут соблюдены, то подросткам это, несомненно, будет интересно.


Но и тут мы упираемся в сказанное выше. Любовь к Священному Писанию в иерархии ценностей, принятых явочным порядком — и увы, вовсе не без участия священников — в нашей приходской жизни, стоит совсем не на первом и даже не на десятом месте, а где-то в конце списка. Честность же — вообще такое качество, культивирование которого большинству наших православных не очень свойственно. А для священника быть открытым, искренним и честным — это просто великий подвиг, которому препятствуют многие факторы, начиная от корпоративной этики, отношений с архиереем, благочинным и настоятелем и заканчивая материальной стороной жизни, когда основное обеспечение большой священнической семьи идёт за счёт треб, ритуалов и бытового магизма, а вовсе не евангельской проповеди.


Подытоживая, могу сказать: подростки и молодые люди, уходящие из Церкви, — индикатор положения в нашей церковной жизни. И положение это неблагополучное. Здесь нужно в этом обвинять не молодёжь, якобы поддавшуюся на «западное влияние», «козни врагов» и проч., а самих себя: как это мы так распорядились двадцатью годами церковной свободы, что молодые люди из Церкви уходят. Осмыслить этот вызов и изменить положение вещей — важнейшая задача как пастырей нашей Церкви, так и всех православных христиан.


Православие и мир

У этой записи 14 комментариев

  1. Владимир

    Ну вот, обСУДИЛИ статью и батюшку,
    а делать то, что? И как?

  2. scof

    Отличная статья. Побольше бы таких отцов. К огромному сожалению, встречаются даже священники, выгоняющие из храма девушек за брюки! Очень активны у нас "ревнители благочестия". Я удивляюсь, как молодые люди еще в храмах попадаются, если часто им шаг влево-вправо сделать спокойно не дают.

  3. протоирей Александр

    P.S.
    Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

    — Почему так происходит?

    — Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе.

    Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях, как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.

    Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства – очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»
    (из интервью о.Тихона Шевкунова)

  4. протоирей Александр

    Сильная и правдивая статья.Удивительно точно сказано .О.Петру-многая и благая лета!

  5. Игорь

    Славный игумен, как всегда, во всем на свете обвиняет Церковь. Как будто Бог не дал людям своюбодню волю — приходить и уходить. Как будто государственная машина дегенеративных стран ЕС не растлевает наше общество порнографией, антисемейными социальными технологиями, наркотиками:
    "Здесь нужно в этом обвинять не молодёжь, якобы поддавшуюся на "западное влияние""

    А почем нет? Западное влияние стран, где действует диктатура содома, играет очень большую роль.

    http://ruskline.ru/analitika/2010/8/25/antisemejnye_socialnye_tehnologii_kak_vazhnaya_sostavlyayuwaya_chast_vneshnej_politiki_stran_es_ssha_i_kanady/

  6. Крестоходец

    От безбожника Дмитрия кроме оскорблений я ничего и не ждал. Сегодня он прославит блуд, "сближающий" молодежь с Церковью, завтра с пылом члена Союза Безбожников начнет оскорблять людей и потребует цензуры для православных людей. Шел бы на сайт атеизм ру — там много его земляков участвует в форуме:).

  7. Дмитрий (СПб)

    Дорогой, Рогоносец, а вы здесь, случаем, не тролль?

    Господа Модераторы, по-моему, пришла пора проявить активность? 🙂

  8. Крестоходец

    Симптоматично, что сочинения игумена Петра не нравятся православным людям, зато нравятся таким постсоветским безбожникам, как Дмитрий. Он хвалит игумена, а о Церкви говорит в стиле комсомольца 20-х годов.
    В этом человеке нет ничего христианского, да и просто вменяемого. Так могла бы написать газета «Крокодил», любившая «обличать поповщину»:
    «без поповского самолюбования и ханжества, сформулирована вся полнота психопатии, господствующая ныне в Церкви… ни смысла, ни радости единомыслия, ни просто вменяемых и трезво мыслящих людей. Очередной кружок по интересам среди прибившихся местных, вооружившихся псевдо-православными постулатами…»
    Он решил, что в Церкви одна психопатия, нет вообще (?!) вменяемых людей… Но так о нас не говорят сегодня даже злейшие враги, прекрасно знающие, что в любом храме очень высокий процент людей с учеными степенями, многодетных, благополучных.
    В таком невменяемом тоне языка ненависти говорили только ранние большевики. «Попы-мракобесы», «не оценившие научных достижений», «ханжеские буржуазные предрассудки», не понимающие радостей теории «стакана воды» (тогда было принято говорить, чтобы все женщины отдавались товарищам по партии, и что это так же легко, как выпить стакан воды)… И чтобы уже совсем было понятно, что «новый православный» Дмитрий мыслит в стиле незабвенной комиссарши Колллонтай, написавшей «любовь пчел трудовых», он начал «богословски» агитировать за блуд:
    «Что касается добрачного сожительства …. то совершенно очевидно, что развитие перманентного комплекса вины, при продолжительной неразрешенности семейного вопроса, на сближение с Церковью не инспирирует….

    ….Последний вопрос, порой, мне кажется неразрешимым. Я сам не сторонник добрачных связей, но мнение автора утопично и сомнительно, будто бы "взамен воздержанию обретя живую жизнь во Христе" молодежь покорно смирится, учитывая, что вопрос сексуальности столь многогранен, притягателен и непереносим по чисто физиологическим причинам. Половая энергия тоже дана Богом и взывает к свободе человека по ее реализации, а значит, при холостяцком образе жизни всегда будет камнем преткновения на пути ко Христу, но для большинства инстинктом все-таки непреодолимым.»
    Да, если разрешить блуд, много новых людей придет в Церковь. А еще надо разрешить наркотики и водку – ширяться прямо в храме, ведь проблема воздержания от них для многих непреодолима, и всегда будет камнем преткновения на пути ко Христу. Хорошо бы также и воров в Церкви легализовать, и маньяков… Чтобы сближались с Церковью.
    Да вот беда: православный народ не идет за товарищем Коллонтай, как Дмитрий из города революционных традиций. Народ идет за Богом и за Святыми Его. Мы уж останемся при своем «поповском ханжестве» и «псевдоправославных традициях», звыняйтэ.
    святой апостол Павел пишет: Не обманывайтесь, блудники Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9).
    Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18)
    А Христос и вовсе непрогрессивно сказал, что даже “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем”.

  9. Дмитрий (СПб)

    Статья игумена Петра очень понравилась. Мои аплодисменты!

    Очень точными и критическими терминами, без поповского самолюбования и ханжества, сформулирована вся полнота психопатии, господствующая ныне в Церкви. Чем больше такой же искренности мы будем слышать с амвонов, тем больше шансов приостановить повальное расцерковление молодежи, так и не встретивших в новом для себя окружении ни смысла, ни радости единомыслия, ни просто вменяемых и трезво мыслящих людей. Очередной кружок по интересам среди прибившихся местных, вооружившихся псевдо-православными постулатами. К сожалению, как и прежде, себя приходится искать на стороне.

    Что касается добрачного сожительства (или обобщенно говоря, сплошного полового воздержания), упомянутого автором в качестве главной причины расцерковления молодежи, то лично от себя отмечу, что равноангельская жизнь в формате вынужденного ЦЕЛИБАТА состояние весьма мучительное, и совершенно очевидно, что развитие перманентного комплекса вины, при продолжительной неразрешенности семейного вопроса, на сближение с Церковью не инспирирует.

    Последний вопрос, порой, мне кажется неразрешимым. Я сам не сторонник добрачных связей, но мнение автора утопично и сомнительно, будто бы "взамен воздержанию обретя живую жизнь во Христе" молодежь покорно смирится, учитывая, что вопрос сексуальности столь многогранен, притягателен и непереносим по чисто физиологическим причинам. Половая энергия тоже дана Богом и взывает к свободе человека по ее реализации, а значит, при холостяцком образе жизни всегда будет камнем преткновения на пути ко Христу, но для большинства инстинктом все-таки непреодолимым.

  10. Крестоходец

    Да, мне нравится ирония. Ведь ничего другого, кроме иронии, наши "самостийныки-автокефальники" вызвать не могут. УПЦ доминирует по всей Западной Украине, кроме Галиции. Сравнивать количество ее приходов с раскольниками смешно. Особенно с маленьким расколом "УАПЦ".
    Да и те, кто пошел в раскол, это в большинстве случаев комсомольские и коммунистические работники, вовсе не ходившие в храмы и не знавшие канонов.
    Что касается действительно крупной конфессии униатов, то они и не были нашими — как правило, всегда тайно держали сторону Ватикана.
    РКЦ та и совсем ни при чем, они при СССР были католиками и потом были.
    Никакой "поместной церкви" на Украине нет, не было и не будет. Желание огромных масс православных быть навеки с Москвой. Против этого в УПЦ лишь небольшая группа околоцерковных маргиналов. Их интеллектуальный и человеческий потенциал фактически равен нулю.
    Как верно сказал Патриарх Кирилл, пойти на автокефалию — это навеки отбросить значительную часть Священного Предания, что невозможно для православного человека.
    А главное, данное замечание Валерия совсем не по теме. В статье речь шла об уходе молодежи из храмов в ряды теплохладных агностиков и атеистов.
    Данная статья полна пропагандистской шелухи в стиле политической идеологии либерализма.

  11. Валерій

    Крестоходцу. Брате, Вам нравится ирония? Пожалуйте. "Например, целые регионы Украины, особенно Западной, многие поколения живут в Церкви, даже несмотря на бывший госатеизм. По такой логике…" в Церкви оказываются все верные УПЦ(МП), УПЦ(КП), УГКЦ, УАПЦ, РКЦ. Свершилась мечта обьединения церквей!!! Улыбнитесь!

  12. Крестоходец

    Сергей Румянцев правильно иронизирует — все несуразные опусы о. Петра (Мещеринова) в конце-концов сводятся именно к этому — к расцерковлению Церкви и подрыву христианского вероучения.
    Но особенно насмешила статистика. Непонятно откуда взято, что не менее 2/3 подростков уходит из Церкви. Такие случаи, конечно, бывают, но не настолько уж часто. Например, целые регионы Украины, особенно Западной, многие поколения живут в Церкви, даже несмотря на бывший госатеизм. По такой логике там уже давно должно не быть православных.

    Он пытается, как всегда бывает у сектантов, противопоставить Евангелие Преданию:

    "…основное обеспечение большой священнической семьи идёт за счёт треб, ритуалов и бытового магизма, а вовсе не евангельской проповеди."

    Святое Крещение, необходимое для спасения души, это тоже презираемая им "треба". Он ее ставит в один ряд с "бытовым магизмом". Значит некая "евангельская проповедь" важнее крещения? Это похоже на мнение какого-нибудь баптиста-иеговиста.
    Да, пока у нас будут такие "священники", которые только по букве, а не по духу клирики РПЦ, до тех пор молодежь будет уходить из Церкви. Никто не уважает тех, кто презирает дело, которому должен служить.

  13. Валерій

    Статья замечательная, без наполнения нынешней нашей церковной жизни духом Христовым все усилия удержать молодых людей в Церкви будут тщетны.
    Вот ответ Сергею Румянцеву.

  14. Сергей Румянцев

    //Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?//
    Сократим богослужения, отменим все посты, отменим молитвенное правило, отменим 7-ю заповедь, устроим в храмах рок-концерты и православные дискотеки — и молодые люди не будут уходить из Церкви. Вот ответ игумену Петру.

Добавить комментарий